Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Детская школа ремесел

Что надо сделать, чтобы открыть художественную мастерскую на приходе? Можно воспользоваться опытом школы «Образ» из Ардатова, которая существует уже третий год на энтузиазме своего создателя – художника Владимира Тулякова. Он учит детей резьбе по дереву и гончарному делу, готовит их к поступлению в художественные вузы и просто спасает от безделья. Идея у Владимира была такая, чтобы дети занимались традиционными ремеслами, и в основе этого лежало бы православное воспитание. Поэтому он ввел в программу Закон Божий, катехизис и историю православного искусства

Что надо сделать, чтобы открыть художественную мастерскую на приходе? Можно воспользоваться опытом школы «Образ» из Ардатова, которая существует уже третий год на энтузиазме своего создателя — художника Владимира Тулякова. Он учит детей резьбе по дереву и гончарному делу, готовит их к поступлению в художественные вузы и просто спасает от безделья. С проверкой в Ардатов отправилась Анна ПАЛЬЧЕВА.

Мастер и подмастерья

Ардатов — районный центр, от Нижнего Новгорода сюда надо добираться три часа на маршрутке или четыре — на «Пазике». Ученики школы ремесел приходят сюда со всего Ардатова и даже из соседних городов. Всего их 28 человек. Школу устроил в собственной мастерской живописец, член Союза художников России Владимир Туляков. Мастерская состоит из двух помещений. В одном, попросторее, дети работают с мольбертами, здесь же установлен гончарный круг и муфельная печь (то есть, печь для обжига гончарных изделий). Во второй обустроен класс с партами для теоретических занятий. В школе три преподавателя: Владимир (он ведет живопись, резьбу по дереву, гончарное и ювелирное искусство), его дочь Екатерина (преподает рисунок, живопись, композицию, историю православного искусства) и преподаватель Закона Божьего и катехизиса, которая приезжает из Дивеево.
Занятия проходят два раза в неделю, каждый раз в течение трех часов: с трех дня до шести вечера. То есть, четыре академических часа. Один раз в неделю дети занимаются Законом Божьим или историей православного искусства. Остальное время отдано под профильные предметы. В классе максимально 7 человек. Чтобы преподаватель успел уделить время каждому.
Владимир Туляков разработал свою собственную авторскую программу занятий с детьми, и даже выиграл с ней конкурс: «От кружка наша школа искусств отличается тем, что у нас есть разветвленная программа, дети серьезно занимаются живописью и композицией. В годовой курс входит лепка, гончарное искусство, ювелирка, резьба по дереву, керамика. Но с каждым годом задача усложняется. В основном, четырехгодичном цикле обучения заняты дети в возрасте не меньше10 лет. Малыши занимаются в подготовительных классах по отдельной программе композиционными темами. Рисунком, чтобы у них больше развивалась фантазия, воображение».
Помимо основного четырехгодичного курса и подготовительных классов в школе создана есть профориентационная группа. Сейчас в ней занимаются четверо старшеклассников. Самому взрослому из них — Георгию — 18 лет. Он собирается поступать в ремесленное училище неподалеку, выпускник Ардатовской школы искусств. Я поинтересовалась, почему Георгий после школы искусств решил придти сюда. «Я узнал, что здесь специально готовят к поступлению — тренируют рисовать то, что нужно для экзамена. Сейчас, к примеру, я рисую гипсовые тела», — говорит Георгий.

Как взяться за кисть?
Идея у Владимира была такая, чтобы дети занимались традиционными ремеслами, и в основе этого лежало бы православное воспитание. «Поэтому я ввел в программу Закон Божий, катехизис и историю православного искусства. Причем именно этот православный цикл должен стать основой занятий. И потом уже на него накладываются профессиональные дисциплины, которые как бы переваривают культуру. То есть получается, что по форме это обычная школа искусств, которая ставит перед собой задачу воспитания детей в традиционных ценностях», — рассказывает Владимир.
По словам Екатерины, в школу принимают всех, независимо ни от способностей, ни от воцерковленности детей: «Они ко мне приходят, ну как я могу их не взять?! Но почти все наши ученики – люди православные, из православных семей. Сначала им все интересно, они за все берутся. И то хотят попробовать, и это. Потом, когда дети проходят подростковый возраст, у них появляются другие интересы. На этом этапе многие уходят. Мы с этим ничего сделать не можем, да это и ни к чему. Ведь кто-то все же остается — те, кому это действительно нужно, кто хочет заниматься ремеслами профессионально».
Программа рассчитана на четыре года обучения, за это время дети проходят все, что необходимо в курсе обычной художественной школы, и поступают потом в художественные учебные заведения в Новгороде, Петербурге, в училища.
По программе обучения рисунку в первый год дети рисуют плоские орнаменты. Например, учатся вписывать круг в куб, рисуют шахматную доску. Потом переходят к растительным орнаментам. Затем учатся изображать предмет быта простой формы. Параллельно они занимаются такими же темами и по живописи. Натюрморты постепенно усложняются — добавляются другие предметы, различные по форме. В конце первого года ученики должны знать, что такое светотень и рисовать натюрморт из 2-3 предметов. На втором году обучения они получают понятие о перспективе, о теплой и холодной гамме. В конце второго года они уже рисуют натюрморт из нескольких предметов быта с драпировками. Периодически дети выходят на пленарные занятия по пейзажу, рисуют животных. Выезжают на экскурсии, рисуют старинную архитектуру, храмы.
Екатерина, второй преподаватель школы, считает, что с малышами заниматься чем-то серьезно практически невозможно: «Они не могут долгое время сидеть на одном месте, им хочется поиграть. Я им не запрещаю, они могут приходить на занятия с игрушками. Но, конечно, если начинают хулиганить, я их останавливаю. За занятие я по нескольку раз подхожу к каждому, поправляю, помогаю. Подбадриваю, если что-то не получается».
Изучать резьбу по дереву здесь начинают с 12 лет, когда дети уже кое-что понимают. Владимир разъясняет тонкости своей работы с детьми: «Сначала учим детей, как пользоваться инструментом, как организовать рабочее место, рассказываем о породах дерева, о видах резьбы. Только потом мы вводим обучение элементам резьбы. Начинаем с геометрической резьбы — вырезаем треугольнички, из которых состоит орнамент. Его — даже такой примитивный орнамент из треугольничков — можно применять для украшения разделочных досок, шкатулок, полок, даже в украшении храма. На втором году обучения они изучают уже рельефную резьбу на плоскости. Дети начинают делать барельефы (вроде завитков для украшения иконостаса). Мы с самого начала, даже самых маленьких, приучаем делать эскиз работы и потом уже его придерживаться.
Гончарному делу начинаем учить тоже с 11-12 лет. А в подготовительных группах дети занимаются, в основном, рисунком: мелками, пастелью, карандашом, гуашью, пастелью. Они лепят из глины и покрывают свои изделия глазурью, но не гончарят. Ведь у них еще слишком мало сил, чтобы крутить круг и до педали они не достанут».
Гончарное дело начинается с работы с глиной. Дети должны научиться готовить глину для лепки, почувствовать материал. Для этой задачи тоже хороши барельефы. Потом дети переходят к изготовлению лепной посуды. «Только потом мы учим их сидеть за кругом — объясняет Владимир, — Как сесть, куда разложить инструменты, для чего их применять. Самое первое — научиться делать стаканчик. Сначала сделать донышко, потом вытянуть стенки. Дальше можно перейти к тарелочке: она получается, если уронить стенки во внешнюю сторону. Если во внутреннюю — получается чугунок. А в третьем классе уже делает крынки».Когда изделие готово, можно нанести рисунок, полоски, царапинки, вылепить барельеф. Принцип в студии такой: дети сами делают все вещи от начала до конца. После первого обжига из глины получается терракота. Если ее покрыть глазурью и повторно обжечь, выйдет керамическое изделие. Но обжигом занимается сам Владимир, детей до муфельной печи не допускают. В студии печей две. В маленькой запекают горячие эмали и небольшие лепные изделия. Большую же используют для терракоты.

Провинциальный быт

Занятия для Владимира Юрьевича начинаются с того, что он идет на двор за дровами: перед приходом детей нужно успеть натопить стылое помещение. Пока в русской печи потрескивают дрова, снова идет на улицу – за водой. В школе нет ни водопровода, ни отопления, ни современного туалета: все удобства на улице. «Что, в первую очередь, необходимо для обустройства такой школы? Водопровод. Дети работают с красками, пачкаются, им нужно кисточки мыть, менять воду в баночках. Для гончарки, опять же, нужна вода. Отопление просто необходимо. У меня сейчас выставка детских работ проходит. Так все работы за ночь от мороза съеживаются. А потом, как натопишь, снова распрямляются. Это, конечно, очень плохо на них сказывается. Да и просто важно, чтобы дети не заболели, не простудились на занятиях. Туалет — это тоже очень важно. Детям ведь все время приходится бегать», — рассказывает Владимир.
Первое, что рекомендует Владимир для организации подобной школы искусств (приходской, например) — это запастись библиотекой по ремеслам с хорошими иллюстрациями. Чтобы дети могли в любой момент посмотреть, что как выглядит, могли взять литературу на дом.
Для обучения ремеслам необходимы расходные материалы. Дети могут сделать не одну вещь, а сразу несколько (в школе такое правило: две работы берешь домой, одну оставляешь в мастерской). Глины на детские занятия уходит немного, мешка четыре за год. Владимир с преподавателями специально ездит ее заготавливать в Дивеево — там знаменитая глина. В Ардатове тоже хорошая, но другая.
Для работы с керамикой также необходимы глазури. Владимир закупил пару лет назад несколько бутылок глазурей на фабрике, и пользуется ими до сих пор — расход небольшой. Муфельных печей в школе две — большая и поменьше. Вторую приобрели по случаю. Ну и гончарный круг, конечно, необходим. Гончарить могут и самые маленькие. У них это получается, и для них важно, если они могут сделать настоящую вещь, которую можно использовать в хозяйстве — допустим, солонку (мменно поэтому мальчики любят выжигать пресловутые разделочные доски).
Самое мягкое и удобное для обучения резьбе дерево — липа. В Ардатове своей много, можно купить доски, обрезки пиломатериалов. Гораздо важнее не забыть приобрести хороший набор резцов. Без него никуда.
Для занятий рисованием нужны мольберты. Их можно сколотить самим. При расчете помещения для занятий с мольбертами исходят из нормы 2,5 метра на человека (таковы государственные стандарты). Для занятий в классе за партой достаточно 1,5 метра на человека.
Бумага. «Мы используем ватман и бумагу для акварели — говорит Владимир, –. Все это закупаем большими партиями. Краски идут, в основном, гуашевые, акварельные, темпера. Их нам жертвуют. Маслом детям писать слишком сложно, а гуашью можно работать в разных техниках, и в этом смысле она заменяет масляные краски. Недавно мы решили показать детям технику витражной росписи по стеклу. Специально отправились в Нижний Новгород за дорогими витражными красками».
Для того, чтобы детей знакомить с народным бытом, чтобы они знали, что такое прялка, туесок и т.д., создатели школы ездили по деревням, собирали сохранившиеся предметы традиционного деревенского быта. Теперь все это богатство разложено на полках вдоль стены, дети могут подойти и посмотреть. Эти предметы используют и в натюрмортах. А также искусственные фрукты-овощи — они продаются в наборах. Екатерина продолжает список: «Также необходимы гипсовые фигуры — барельефы, геометрические тела. Чтобы учить старших рисунку. Это наш личный вклад в школу: мы гипсы из дома принесли. Еще для натюрмортов просто необходимы драпировки. Их у нас катастрофически не хватает. Они продаются тоже наборами.
Всем ученикам школы сшили рабочие халатики, потому что дети постоянно пачкаются при работе».
Паять в условиях школы невозможно, так как для этого необходима специальная принудительная вытяжка. Зато дети работают по металлу в технике скань-филигрань: закрепляют на металлических пластинках клеем контуры из проволоки, между контурами наносят эмаль, после чего обжигают. Эмаль расплавляется, занимая пространство между контурами. Получаются цветные эмали. Это одна из ювелирных техник. Используется, в том числе, и для изготовления церковной утвари.
Обучение в школе платное — 200 рублей в месяц. Оплата, конечно, чисто символическая, и ее хватает только на закупку расходных материалов. Кстати, детей из малоимущих семей от оплаты освобождают. Финансирование школы ведется за счет грантов. В прошлом году «Образ» выиграл конкурс «Православная инициатива» Фонда Преподобного Серафима Саровского. Эти средства пошли на создание интернет-галереи детских рисунков и проведение выставок детских работ со всей России.
В этом году истекает срок действия лицензии, выданный школе. Но лицензию выдают только на три года, а программа рассчитана, если мы вспомним, на четыре. Если лицензию, выданную с условием того, что школа за это время поднимется, проведет водопровод и тепло, в следующем году отберут, то у Владимира Юрьевича не будет возможности обкатать свою программу. А это для него и Кати — дело жизни. А у детей отнимут возможность заниматься.

Если вы готовы помочь школе, пишите:
607130 Россия, Нижегородская область, .п. Ардатов, ул.Зуева д.14
Школа художественных ремесел «Образ»
или звоните:
8-910-387-81-84 — Владимир Юрьевич Туляков

Рекомендованная литература для занятий с детьми:
1. Учебные издания в помощь учащимся и преподавателям цикла «Уроки»: «Техника работы на гончарном круге», «Техника художественной обработки дерева», «Резьба по дереву», «Гончарное дело», «Художественный батик» — примерно по 12 учебников каждого вида.
2. Отдельные издания по Закону Божьему и катехизису для детей по возрастным группам
3. По рисунку, живописи и композиции — книги «Основы учебного рисунка», «Основы живописи», «Основы композиции»
4. Книга «История православного искусства», рассказывающая о православной культуре от раннего христианства до нашего времени, рассказывает о том, как связаны иконопись, архитектура, скульптура, прикладные ремесла с богословием.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?