Международный социальный проект «Ubuntu Mail» учит детей из разных стран английскому языку, давая возможность им общаться друг с другом. Но те только. Смысл проекта даже не в том, что в проекте, помимо благополучных учебных заведений, участвуют детские дома и школы из страдающих регионов, и ученики могут совместно делать социальные проекты. Рассказывая истории о своей повседневности, дети учатся понимать себя и общественное устройство. Читая истории своих далеких сверстников учатся очеловечивать чужую жизнь и чужую культуру.
Школы, которые участвуют в проекте часто бывают уникальны – женская школа в Сомали, к которой учатся несовершеннолетние матери-одиночки, камбоджийская школа при монастыре, школа в Руанде, где учатся дети, пострадавшие во время военных действий.
Это мощные потоки информации о жизне, о войне, о мире. Это дает подросткам социальное знание, представление о том, что такое универсальная механика счастья и несчастья. Из этого растет толерантность.
Дружба по переписке – давняя идея, но наивное детское миротворчество всегда работает. Другой конец мира – это не только география. Это другой конец согласия, принятия и покоя – МИРА.
Обмен историями
Проект придумала четыре года назад россиянка Наталья Владимирова. Ее идея – создать площадку, позволяющую детям и студентам практиковать английский язык и знакомиться через человеческие истории своих сверстников.
«Я верю, что обмен историями – это тот инструмент, который помогает нам почувствовать и понять самого себя и найти свое место в мире. Человек боится всего, чего не понимает. Самый короткий путь к пониманию – это общение», – говорит Наталья
Саманта Смит и Аватар
Идея международной детской дружбы не нова. Еще наши мамы и папы, будучи школьниками, вели активную переписку с детьми из других стран. Многие миротворческие организации считали, что именно детям надо учится понимать друг друга, и учить этому взрослых. Были дети – послы мира. Все помнят американскую девочку Саманту Смит, которую называли Ангелом мира, – ее идея наивного миротворчества и детской международной дружбы (она написала письмо Андропову, когда он стал главой СССР, была приглашена в Советский Союз, жила в Артеке) и судьба (она в 13 лет погибла в авиакатастрофе), внесли вклад в очеловечивание отношений между детьми двух стран, находящихся в идеологическом противостоянии – тогда еще СССР, и США.
Любая неформальная связь между людьми – работает. А человеческие истории – это единственное, что реально трогает, заставляет почувствовать общность.
Подруга из Южной Африки как-то познакомила Наталью с древней африканской философией Убунту. «Слово «Убунту» означает связь между всеми людьми, веру в единую связь. Оно пришло из африканских языков зулу и коса и может быть примерно переведено как «человечность по отношению к другим» и «вера во вселенскую силу участия, объединяющую все человечество». И я решила назвать свой проект «Ubuntu Mail»», – объясняет Наталья.
От школы монахов до школы племени масаи
Чтобы детям было интереснее общаться, мы связывали друг с другом полярно разные культуры. Допустим, Руанда и Камбоджа. Америка и Афганистан. Мы прилагаем все усилия, чтобы привлечь учебные учреждения из самых отдаленных и самобытных регионов и развить поистине уникальную сеть», – рассказывает Наталья.
Удавалось находить уникальные школы. Например, в Камбодже волонтеры «Ubuntu Mail» нашли храм, где дети живут и учатся, а в Руанде школу, где живут и учатся дети, пострадавшие от военных действий.
«Мировоззрение этих детей, конечно, кардинально отличается. Но им важно понимать позицию людей, которые живут в разных мирах. Нам хотелось выбирать интересные культурные изолированные сообщества. Это не так сложно, как кажется. У них есть свои сетевые сообщества.
Например, камбоджийские монахи, которые преподают в школе при монастыре, учились в Европе и владеют языками, у них есть доступ в интернет. Для нас это было своего рода открытие.
А недавно запрос на участие в «Ubuntu Mail» нам прислала первая школа племени масаи в Кении!», – говорит Наталья Владимирова.
Чего боятся и о чем мечтают дети
«Говорят, мои родители умерли от тяжелой болезни. Если я получу образование, то хочу найти лекарства от ВИЧ, или работать врачом…» – так пишет 12-летняя Мако из Сомали. Мако учится в одной из немногих в Сомали женских школ. Ее открыла организация SARDO, и здесь обучают в основном девочек-сирот и юных матерей-одиночек. Как известно, Сомали входит в список стран, где «лучше не рождаться женщиной» – слишком мало способов стать счастливой в рамках традиционной культуры.
Но у девочек из этой школы нашлась отдушина. Школу разыскали волонтеры организации «Ubuntu Mail» и предложили особенные занятия по английскому языку.
«За письмами стоит каждый раз особенный человек. Каждый ребенок – со своей личной жизненной историей. Неважно, какой он расы, вероисповедания. И у них могут быть совершенно разные точки зрения, но это даже интересно. Мы провоцируем дискуссию, – рассказывает Наталья. – Скажем, в одном из интересных блоков нашей обучающей программы тема– «Твои мечты». Чем отличаются твои мечты от мечты мальчика из Кении, например? А почему он выбрал это, а не то? Почему он стремится к таким желаниям? Как к этому идти? Мы подталкиваем детей к глубокой беседе, независимо от возраста».Все темы проекта разрабатывались с психологами. Наталья подчеркивает: «Мы обсуждали, как построить тематику и план переписки, чтобы помочь за полгода раскрыть проблематику той или иной страны.
Начиная с простого – что такое счастье, механика счастья. Как влияет благополучие окружающих людей на твое собственное благосостояние. Что вызывает грусть у человека. Как с этим бороться. Как влиять на состояние других людей».
Больше всего дети пишут, конечно же, о семейных проблемах и бедах. Это всегда тесно связано с проблемами в стране, где живет ребенок, особенно если речь о странах, где проходят военные действия. Практически все дети развивающихся стран страшно переживают о своем будущем. Очень многие школьники, уже с совсем юного возраста, серьезно беспокоятся о получении образования.
Если это территория, где идет война, то дети очень боятся войны. Опять же – они не уверены в завтрашнем дне. Волнуются, смогут ли учиться дальше. «Даже когда их спрашивают, кем ты хочешь стать, такие мальчики и девочки сначала переживают взрыв фантазии, делятся мечтами, но потом снова все скатывается к грустным мыслям о том, смогут ли они продолжить образование, или им придется буквально выживать», – рассказывает Наталья.
О чем размышляют юные участники «Ubuntu Mail» в разных странах:
Как это работает
«Сначала я объединила школы Аргентины и Индии, в которых я сама работала волонтером. В свободное время я обучала детей английскому языку. И придумала, что детям будет интересно обмениваться рассказами из жизни, преодолевая географическое расстояние постижением чужих, уникальных культур и незнакомых условий повседневности. Предложила поставить в школах фото- и видеокамеры, чтобы ребята рассказали о жизни своих стран так, как они это видят. Было трудно: учителя говорили, что сами не успевают этим заниматься, идея интересная, но она требует вложения сил. В течение года я создала команду педагогов-профессоров, которых заразила этой безумной идеей, и мы разработали программу с печатными материалами для учителя и учеников».
Создатели проекта сделали книгу для учителя, эта методика выстраивает процесс культурного обмена. Суть работы со школьниками проста: класс прорабатывает 10 тем-раундов переписки. Это темы глобальные – экология, образование, глобализация, войны и конфликты, нехватка ресурсов, права человека. И темы личные: личные увлечения, семья, мечты, страхи, понимание счастья. Эти темы учителя сначала обсуждают с детьми. А затем с помощью рабочей тетради для структурированного общения ученики составляют письмо-эссе, адресованное ученику из школы-партнера на другом конце мира.
В каждой стране, где работает проект, есть координатор-волонтер. Когда письма готовы, он отправляет посылку из своей школы в школу-партнера.
Материалы чаще всего передаются учителю, ведущему программу в своем классе. Но иногда учитель не успевает поддерживать работу проекта, а детям хочется участвовать в нем, – тогда программу ведет волонтер от проекта. Хотя крайне важно, отмечает Наталья, чтобы уроки вел именно представитель местной культуры.
Кто такие «агенты перемен»
Практика изучения английского языка в «Ubuntu Mail» сосредоточена не только на переписке детей. Студентов «Ubuntu Mail» подводят к мысли о том, что они сами могут изменить жизнь, хотя бы в мелочах.
«Что ты сегодня можешь сделать для своего сообщества, – задаем мы нашим ученикам такой вопрос. Они превращаются в change-makers – агентов перемен, – говорит Наталья Владимирова. – Мы обсуждаем с детьми, какие важные проблемы сегодня стоят перед человечеством: конфликты, нехватка ресурсов, экология. Что из этого самое важное для тебя?».
В рамках обучения в «Ubuntu Mail» детям предлагают создать свой мини-проект. Но вот как поддерживать инициативы? Авторам проекта было важно не дарить детям ручки или блокноты, как дежурные подарки, – а показать, что их идея может работать. Как это сделать?
Что сделано
Участие в программе стало платным для школ из благополучных cтран и частного сектора, оставшись бесплатным для школ в странах третьего мира и детских домах.
Большая часть прибыли реинвестируется в микропроекты, направленные на улучшение качества жизни детей в развивающихся регионах. Таким образом, дети в развитых странах не только имеют возможность на практике улучшить английский язык, развить кругозор и приобрести друзей с другого конца света, но и поспособствовать улучшению жизни детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Например, в Руанде и в Уганде «Ubuntu Mail» закупила оборудование для детских керамических мастерских. Школьники обучаются профессии, потом трудоустраиваются! А еще и продают свои изделия – и тем самым получают первый опыт зарабатывания денег.
В секторе Газа есть детский дом, который поддерживается ООН. Проект «Ubuntu Mail» готовил детей к школе, обеспечил организацию транспорта.
В Бангладеш «Ubuntu Mail» помог открыть Центр внеклассного развития. В этой стране 60 процентов населения неграмотны. Совместно с организацией, занимающийся поддержкой сирот, на улицах Дакка был организован центр внеклассного развития, где дети улиц могли бесплатно обучаться грамотности и математике.«Ubuntu Mail» закупили тетради, ручки, карандаши, учебники.
А в Гане, где существует огромная проблема с заболеванием малярией, а вакцины от этой болезни нет, проект организовал закупку антимоскитных сеток и репеллентов – причем волонтеры «Ubuntu Mail» сами устанавливают их в домах.
Уникальный проект был реализован в Руанде. Там ключевым партнером программы является центр реабилитации детей-солдат. Для ребят был создан футбольный клуб. «В Руанде и других странах центральной Африки детей часто вербуют в повстанческие армии. У детей отсутствует чувство страха, поэтому они берут оружие в руки и идут вперед, – рассказывает Наталья. – ООН борется с такой ситуацией. Но детям, которые вырваны из рук войны, нужно реабилитироваться. И они живут и учатся в отдельных реабилитационных центрах. У них травмированное сознание. Их уже не возьмут в обычную школу. Община их тоже не принимает, и обычный детский дом их не возьмет. Это группа риска».
«Ubuntu Mail» решили помочь восстанавливать связь ребят с общиной через спорт. Мы увидели, что этих детей больше всего беспокоит, смогут ли они вернуться в общество – и стали обсуждать это. Как это сделать? Психологи считают, что одним из способов преодолеть социальную изоляцию может служить командный спорт, – и дети поддержали эту мысль, стали предлагать идеи. В списке пожеланий было даже пригласить в школу знаменитого футболиста Лионеля Месси. Это мы не могли сделать. Но могли создать футбольный клуб».
«Важно уметь договариваться. И с местными властями тоже. Нужна медийная поддержка, или, например, понадобится аренда футбольного поля, а тренеров можно попросить работать с детьми на волонтерской основе –так мы и сделали. Форму и инвентарь купили на средства, полученные за счет участия в программе благополучных школ».
И сейчас в школе Руанды уже 7 футбольных команд, в них играют ученики от 6 до 20 лет.
И вот теперь – социальная сеть
Сейчас наступает второй этап работы проекта.
Мы начинали с бумажных писем. Но бумажная переписка может прерваться – даже просто из-за технических проблем, из-за отсутствия помощи волонтеров проекта, когда обучение школьников по программе заканчивается. А вот онлайн-дружба детей может легче поддерживаться после окончания изучения языка в рамках работы «Ubuntu Mail». «Но офлайн история на этом не заканчивается. Детям всегда приятно получать бумажное письмо. Это тепло, которое не передаст никакой компьютер», – замечает Наталья Владимирова.
На момент перехода проекта в онлайн в нем уже участвует до 10 тысяч детей из 34 стран. Это Канада, США, Австрия, Италия, Россия, Руанда, Уганда , Аргентина, Мексика, Таиланд, Индонезия.
В проекте уже участвует Россия, но у нас погружение в работу «Ubuntu Mail» идет почему-то тяжелее, чем в других странах, отмечают авторы проекта.«Когда я вернулась в Россию, я почувствовала, насколько у нас велика личностная социальная изоляция. Мы думаем, что мы можем прожить без других. Когда мы рассказываем об «Ubuntu Mail», нас каждый раз спрашивают: «Ну, это здорово, а зачем?».
Ни разу я не слышала таких вопросов в школах других стран, – говорит Наталья Владимирова. – Сложно пробиться через эту стену. А ведь никто не знает, какой миграционный кризис настанет и когда. Надо быть готовым к этому. Но я твердо верю, что ни один человек на Земле не рожден с предубеждениями. Никто не рожден с агрессией к другой культуре или религии. Толерантность – это язык, который мы знаем с рождения, но если не практиковать его с годами, мы этот язык забываем.
С годами инаковость начинает пугать нас. Нельзя принять то, чего не понимаешь. Тем более, что мы живем в мире, где медиа постоянно противопоставляет людей, деля на «своих» и «чужих». Но мы уже работаем с российскими школьниками. И радостно, что когда дети погружаются в работу, в переписку со своими сверстниками из других стран, у них загораются глаза».