Православный портал о благотворительности

Детская сеть «Ubuntu Mail»: понять, чем живут на другом конце мира

Сейчас это образовательный проект, который помогает учить язык, учиться рассказывать истории и узнавать чужую жизнь. Вспомните Саманту Смит и фильм «Аватар» – и вы поймете суть «Ubuntu Mail»

Международный социальный проект «Ubuntu Mail» учит детей из разных стран английскому языку, давая возможность им общаться друг с другом.  Но те только. Смысл проекта даже не в том, что в проекте, помимо благополучных учебных заведений,  участвуют детские дома и школы из страдающих регионов, и ученики могут совместно делать социальные проекты. Рассказывая истории о своей повседневности, дети учатся понимать себя и общественное устройство. Читая истории своих далеких сверстников учатся очеловечивать чужую жизнь и чужую культуру.

Школы, которые участвуют в проекте часто бывают уникальны – женская школа в Сомали, к которой учатся несовершеннолетние матери-одиночки, камбоджийская школа при монастыре, школа в Руанде, где учатся дети, пострадавшие во время военных действий.

Это мощные потоки информации о жизне, о войне, о мире. Это дает подросткам социальное знание, представление о том, что такое универсальная механика счастья и несчастья. Из этого растет толерантность.

Дружба по переписке – давняя идея, но наивное детское миротворчество всегда работает. Другой конец мира – это не только география. Это другой конец согласия, принятия и покоя – МИРА.

Обмен историями

Наталья Владимирова, основатель международного рекламного агентства Kolibri Media и Международного образовательного проекта Ubuntu Mail

Проект придумала четыре года назад россиянка Наталья Владимирова. Ее идея  –  создать площадку, позволяющую детям и студентам практиковать английский язык и знакомиться через человеческие истории своих сверстников.

Наталья окончила Стаффордширский университет в Великобритании и факультет журналистики в Международном университете в Москве. Жила и работала в Англии, Испании и Аргентине.

«Я верю, что обмен историями – это тот инструмент, который помогает нам почувствовать и понять самого себя и найти свое место в мире. Человек боится всего, чего не понимает. Самый короткий путь к пониманию – это общение», – говорит Наталья

Саманта Смит и Аватар

Наивное миротворчество

Идея международной детской дружбы не нова. Еще наши мамы и папы, будучи школьниками, вели активную переписку с детьми из других стран. Многие миротворческие организации считали, что именно детям надо учится понимать друг друга, и учить этому взрослых. Были дети – послы мира. Все помнят американскую девочку Саманту Смит, которую называли Ангелом мира, – ее идея наивного миротворчества и детской международной дружбы (она написала письмо Андропову, когда он стал главой СССР, была приглашена в Советский Союз, жила в Артеке) и судьба (она в 13 лет погибла в авиакатастрофе), внесли вклад в очеловечивание отношений между детьми двух стран, находящихся в идеологическом противостоянии – тогда еще СССР, и США.

Любая неформальная связь между людьми – работает. А человеческие истории – это единственное, что реально трогает, заставляет почувствовать общность.

Целый мир: большая мама и зонтик от войны

Подруга из Южной Африки как-то познакомила Наталью с древней африканской философией Убунту. «Слово «Убунту» означает связь между всеми людьми, веру в единую связь. Оно пришло из африканских языков зулу и коса и может быть примерно переведено как «человечность по отношению к другим» и «вера во вселенскую силу участия, объединяющую все человечество». И я решила назвать свой проект «Ubuntu Mail»», – объясняет Наталья.

В убунту индивидуальность понимается только в контексте ее связей и отношений с другими индивидуальностями. Проще говоря, человек – это совокупность его связей с другими людьми и с окружающим миром. Он меняется, когда меняется его окружение. Без связи человек не существует.

От школы монахов до школы племени масаи

Девочки думают, что написать о себе и своей жизни

Чтобы детям было интереснее общаться, мы связывали друг с другом полярно разные культуры. Допустим, Руанда и Камбоджа. Америка и Афганистан. Мы прилагаем все усилия, чтобы привлечь учебные учреждения из самых отдаленных и самобытных регионов и развить поистине уникальную сеть», – рассказывает Наталья.

Удавалось находить уникальные школы. Например, в Камбодже волонтеры «Ubuntu Mail» нашли храм, где дети живут и учатся, а в Руанде школу, где живут и учатся дети, пострадавшие от военных действий.

«Мировоззрение этих детей, конечно, кардинально отличается. Но им важно понимать позицию людей, которые живут в разных мирах. Нам хотелось выбирать интересные культурные изолированные сообщества. Это не так сложно, как кажется. У них есть свои сетевые сообщества.

А это камбоджийская монастырская школа

Например, камбоджийские монахи, которые преподают в школе при монастыре, учились в Европе и владеют языками, у них есть доступ в интернет. Для нас это было своего рода открытие.

А недавно запрос на участие в «Ubuntu Mail» нам прислала первая школа племени масаи в Кении!», – говорит Наталья Владимирова.

Чего боятся и о чем мечтают дети

«Говорят, мои родители умерли от тяжелой болезни. Если я получу образование, то хочу найти лекарства от ВИЧ, или работать врачом…» – так пишет 12-летняя Мако из Сомали. Мако учится в одной из немногих в Сомали женских школ. Ее открыла организация SARDO, и здесь обучают в основном девочек-сирот и юных матерей-одиночек. Как известно, Сомали входит в список стран, где «лучше не рождаться женщиной» – слишком мало способов стать счастливой в рамках традиционной культуры.

Но у девочек из этой школы нашлась отдушина. Школу разыскали волонтеры организации «Ubuntu Mail» и предложили особенные занятия по английскому языку.

«За письмами стоит каждый раз особенный человек. Каждый ребенок – со своей личной жизненной историей. Неважно, какой он расы, вероисповедания. И у них могут быть совершенно разные точки зрения, но это даже интересно. Мы провоцируем дискуссию, – рассказывает Наталья. – Скажем, в одном из интересных блоков нашей обучающей программы тема– «Твои мечты». Чем отличаются твои мечты от мечты мальчика из Кении, например? А почему он выбрал это, а не то? Почему он стремится к таким желаниям? Как к этому идти? Мы подталкиваем детей к глубокой беседе, независимо от возраста».Все темы проекта разрабатывались с психологами. Наталья подчеркивает: «Мы обсуждали, как построить тематику и план переписки, чтобы помочь за полгода раскрыть проблематику той или иной страны.

Детский дом в секторе Газа. Проект «Ubuntu Mail» готовил там детей к школе

Начиная с простого – что такое счастье, механика счастья. Как влияет благополучие окружающих людей на твое собственное благосостояние. Что вызывает грусть у человека. Как с этим бороться. Как влиять на состояние других людей».

Больше всего дети пишут, конечно же, о семейных проблемах и бедах. Это всегда тесно связано с проблемами в стране, где живет ребенок, особенно если речь о странах, где проходят военные действия. Практически все дети развивающихся стран страшно переживают о своем будущем. Очень многие школьники, уже с совсем юного возраста, серьезно беспокоятся о получении образования.

Если это территория, где идет война, то дети очень боятся войны. Опять же – они не уверены в завтрашнем дне. Волнуются, смогут ли учиться дальше. «Даже когда их спрашивают, кем ты хочешь стать, такие мальчики и девочки сначала переживают взрыв фантазии, делятся мечтами, но потом снова все скатывается к грустным мыслям о том, смогут ли они продолжить образование, или им придется буквально выживать», – рассказывает Наталья.

В проекте с удовольствием работают волонтеры. Они подтягивают собственный английский и получают опыт участия в социальной активности

О чем размышляют юные участники «Ubuntu Mail» в разных странах:

«У меня никогда не было настоящей семьи, поэтому моя самая большая мечта – это однажды создать полноценную семью. Семья – самое большое богатство», – Руанда
«Мир без мира – это как разбитое сердце», – Фади, 14 лет, Гана
«Образование — это очень важно. Оно помогает людям исполнить свое предназначение на Земле. Если не заниматься самообразованием, то ничего не добьешься», – Лиам, 16 лет, Гана
«Счастье в умении наслаждаться тем, что у тебя есть. Оно не может быть самоцелью, иначе оно станет недосягаемым и принесет разочарование», – Элисон, 16 лет, США
«Я думаю, я счастливый человек. У меня большая дружная семья. Мы проводим много времени вместе. Этого не купишь за деньги. Если я завтра выиграю 1000000 $, я смогу исполнить много своих желаний, и может, это сделает нас счастливее, но я не уверен», – Дэвид, 12 лет, США
«Я думаю, по-настоящему счастлив тот, у кого есть мечта. Когда есть к чему стремиться, все можно преодолеть. К сожалению, сегодня я вынуждена фокусироваться на помощи своей семье и не думаю о будущем. Но у меня есть семья, а это тоже счастье», – Кэролайн, 14 лет, Кения
«Счастье – это свобода выбора. Я хочу получить образование и стать врачом. Зная, что приношу пользу людям, я смогу стать счастливым», – Кленам, 14 лет, Уганда

Как это работает


«Сначала я объединила школы Аргентины и Индии, в которых я сама работала волонтером. В свободное время я обучала детей английскому языку. И придумала, что детям будет интересно обмениваться рассказами из жизни, преодолевая географическое расстояние постижением чужих, уникальных культур и незнакомых условий повседневности. Предложила поставить в школах фото- и видеокамеры, чтобы ребята рассказали о жизни своих стран так, как они это видят. Было трудно: учителя говорили, что сами не успевают этим заниматься, идея интересная, но она требует вложения сил. В течение года я создала команду педагогов-профессоров, которых заразила этой безумной идеей, и мы разработали программу с печатными материалами для учителя и учеников».

Создатели проекта сделали книгу для учителя, эта методика выстраивает процесс культурного обмена. Суть работы со школьниками проста: класс прорабатывает 10 тем-раундов переписки. Это темы глобальные – экология, образование, глобализация, войны и конфликты, нехватка ресурсов, права человека. И темы личные: личные увлечения, семья, мечты, страхи, понимание счастья. Эти темы учителя сначала обсуждают с детьми. А затем с помощью рабочей тетради для структурированного общения ученики составляют письмо-эссе, адресованное ученику из школы-партнера на другом конце мира.

В каждой стране, где работает проект, есть координатор-волонтер. Когда письма готовы, он отправляет посылку из своей школы в школу-партнера.

Материалы чаще всего передаются учителю, ведущему программу в своем классе. Но иногда учитель не успевает поддерживать работу проекта, а детям хочется участвовать в нем, – тогда программу ведет волонтер от проекта. Хотя крайне важно, отмечает Наталья, чтобы уроки вел именно представитель местной культуры.

Кто такие «агенты перемен»

Кения: вот это улыбки!

Практика изучения английского языка в «Ubuntu Mail» сосредоточена не только на переписке детей. Студентов «Ubuntu Mail» подводят к мысли о том, что они сами могут изменить жизнь, хотя бы в мелочах.

«Что ты сегодня можешь сделать для своего сообщества, – задаем мы нашим ученикам такой вопрос. Они превращаются в change-makers – агентов перемен, – говорит Наталья Владимирова. – Мы обсуждаем с детьми, какие важные проблемы сегодня стоят перед человечеством: конфликты, нехватка ресурсов, экология. Что из этого самое важное для тебя?». 

В рамках обучения в «Ubuntu Mail»  детям предлагают создать свой мини-проект. Но вот как поддерживать инициативы? Авторам проекта было важно не дарить детям ручки или блокноты, как дежурные подарки, – а показать, что их идея может работать. Как это сделать?

В 2014 году Проект «Ubuntu Mail» был приглашен в качестве участника на Международный форум по социальному предпринимательству в Сеуле.  «Мы были одними из спикеров форума – только 10 организациям, в том числе и нам, дали возможность лично представлять свои проекты. Это огромный охват аудитории, в день форум принимал до 3 тысяч гостей. И представители образовательных проектов многих стран страны хотели подключить свои школы к проекту. То, что мы делаем это бесплатно, даже удивляло людей. Учителям-студентам работа в нашем проекте была интересна с точки зрения практики, и они даже были готовы платить за участие! Для меня это было большое открытие. И я поняла, что не стыдно брать деньги за важную качественную работу. И тогда, если мы выйдем на самоокупаемость, то сможем оплачивать и реализовывать какие-то социальные идеи детей».

Что сделано

Наталья Владимирова рассказывает о своем проекте

Участие в программе стало платным для школ из благополучных cтран и частного сектора, оставшись бесплатным для школ в странах третьего мира и детских домах.

Большая часть прибыли реинвестируется в микропроекты, направленные на улучшение качества жизни детей в развивающихся регионах. Таким образом, дети в развитых странах не только имеют возможность на практике улучшить английский язык, развить кругозор и приобрести друзей с другого конца света, но и поспособствовать улучшению жизни детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Например, в Руанде и в Уганде  «Ubuntu Mail» закупила оборудование для детских керамических мастерских. Школьники обучаются профессии, потом трудоустраиваются! А еще и продают свои изделия – и тем самым получают первый опыт зарабатывания денег.

В секторе Газа есть детский дом, который поддерживается ООН. Проект «Ubuntu Mail» готовил детей к школе, обеспечил организацию транспорта.

В Бангладеш «Ubuntu Mail» помог открыть Центр внеклассного развития. В этой стране 60 процентов населения неграмотны. Совместно с организацией, занимающийся поддержкой сирот, на улицах Дакка был организован центр внеклассного развития, где дети улиц могли бесплатно обучаться грамотности и математике.«Ubuntu Mail» закупили тетради, ручки, карандаши, учебники.

А в Гане, где существует огромная проблема с заболеванием малярией, а вакцины от этой болезни нет, проект организовал закупку антимоскитных сеток и репеллентов – причем волонтеры «Ubuntu Mail» сами устанавливают их в домах.

Уникальный проект был реализован в Руанде. Там ключевым партнером программы является центр реабилитации детей-солдат. Для ребят был создан футбольный клуб. «В Руанде и других странах центральной Африки детей часто вербуют в повстанческие армии. У детей отсутствует чувство страха, поэтому они берут оружие в руки и идут вперед, – рассказывает Наталья.  – ООН борется с такой ситуацией. Но детям, которые вырваны из рук войны, нужно реабилитироваться. И они живут и учатся в отдельных реабилитационных центрах. У них травмированное сознание. Их уже не возьмут в обычную школу. Община их тоже не принимает, и обычный детский дом их не возьмет. Это группа риска».

«Ubuntu Mail» решили помочь восстанавливать связь ребят с общиной через спорт. Мы увидели, что этих детей  больше всего беспокоит, смогут ли они вернуться  в общество – и стали обсуждать это. Как это сделать? Психологи считают, что одним из способов преодолеть социальную изоляцию может служить командный спорт, – и дети поддержали эту мысль, стали предлагать идеи. В списке пожеланий было даже пригласить в школу знаменитого футболиста Лионеля Месси. Это мы не могли сделать. Но могли создать футбольный клуб».

«Важно уметь договариваться. И с местными властями тоже. Нужна медийная поддержка, или, например, понадобится аренда футбольного поля, а тренеров можно попросить работать с детьми на волонтерской основе –так мы и сделали. Форму и инвентарь купили на средства, полученные за счет участия в программе благополучных школ».

И сейчас в школе Руанды уже 7 футбольных команд, в них играют ученики от 6 до 20 лет.

Если участники программы еще малы. и плохо знают язык. они могут рассказать о своей жизни в рисунках

И вот теперь – социальная сеть

Сейчас наступает второй этап работы проекта.

«Больше года мы уже готовим уникальную онлайн платформу – это будет нечто вроде социальной сети, класс на класс, у детей там будут свои друзья по переписке, с которым они проходят 10 раундов-тем и общаются дальше. Будет платформа дебатов (от истории религий до разбора важнейших мировых конфликтов), площадка для социальных инициатив. Помимо этого, Ubuntu Mail станет первой социальной платформой для практики языка, реинвестирующей большую часть прибыли в социальные проекты, направленные на улучшение качества жизни детей в развивающихся регионах».

Мы начинали с бумажных писем. Но бумажная переписка может прерваться – даже просто из-за технических проблем, из-за отсутствия помощи волонтеров проекта, когда обучение школьников по программе заканчивается. А вот онлайн-дружба детей может легче поддерживаться после окончания изучения языка в рамках работы «Ubuntu Mail». «Но офлайн история на этом не заканчивается. Детям всегда приятно получать бумажное письмо. Это тепло, которое не передаст никакой компьютер», – замечает Наталья Владимирова.

«Офлайн история на этом не заканчивается. Детям всегда приятно получать бумажное письмо. Это тепло, которое не передаст никакой компьютер»

На момент перехода проекта в онлайн в нем уже участвует до 10 тысяч детей из 34 стран. Это Канада, США, Австрия, Италия, Россия, Руанда, Уганда , Аргентина, Мексика, Таиланд, Индонезия.

В проекте уже участвует Россия, но у нас погружение в работу «Ubuntu Mail» идет почему-то тяжелее, чем в других странах, отмечают авторы проекта.«Когда я вернулась в Россию, я почувствовала, насколько у нас велика личностная социальная изоляция. Мы думаем, что мы можем прожить без других. Когда мы рассказываем об «Ubuntu Mail», нас каждый раз спрашивают: «Ну, это здорово, а зачем?».

В сентябре этого года  Ubuntu Mail  полностью перейдет на интерактивную платформу. Платформа успешно прошла тестирование в  Кремниевой долине. В  первый год после запуска электронной платформы планируется привлечь 250 000 участников.

Ни разу я не слышала таких вопросов в школах других стран, – говорит Наталья Владимирова. – Сложно пробиться через эту стену. А ведь никто не знает, какой миграционный кризис настанет и когда. Надо быть готовым к этому. Но я твердо верю, что ни один человек на Земле не рожден с предубеждениями. Никто не рожден с агрессией к другой культуре или религии. Толерантность – это язык, который мы знаем с рождения, но если не практиковать его с годами, мы этот язык забываем.

С годами инаковость начинает пугать нас. Нельзя принять то, чего не понимаешь. Тем более, что мы живем в мире, где медиа постоянно противопоставляет людей, деля на «своих» и «чужих». Но  мы уже работаем с российскими школьниками. И радостно, что когда дети погружаются в работу, в переписку со своими сверстниками из других стран, у них загораются глаза».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version