Идея создания молодежной Редакции родилась из благословения о. Настоятеля, что не должно быть ни одного «праздношатающегося прихожанина» в церкви.
В возрасте после 12-ти лет ребенок сам ищет себя, своей реализации, ищет настоящего дела и такая возможность ему дается в Редакции Церковно-приходской школы. Вопросы, которые ставятся и предлагаются для размышления, сбор и обработка материала, изобразительный ряд для оформления статьи, – все это область ответственности участников молодежной Редакции. Сколько мы сделали совместно – столько материала и поступило в этот номер.
Трудности возникли с первых шагов: поиск вопросов, которые действительно волнуют меня в жизни, желание и умение размышлять над этими вопросами, искать истину (а не утверждаться в уже ранее имеющихся представлениях), испрашивать мнения по этому вопросу у родителей, сверстников, церковных и нецерковных людей, вовремя принести обработанный или отпечатанный материал. Всему этому мы учимся.
В ходе работы стали появляться некоторые правила «поиска истины»:
– Не принимай все слова (пусть они кажутся тебе даже очень убедительными) сразу «на веру». Пережди, дай улечься эмоциям.
– Собери как можно больше информации по этому вопросу, ибо малое знание удаляет от истины.
– Сверь свой поиск со Священным Писанием или святоотеческими трудами.
После того как ты со всех сторон рассмотрел вопрос и имеешь ясный ответ – сумей доказать свою позицию.
Итак, первое занятие в этом учебном году было в средней группе мальчиков. С них и начнем.
А вам, дорогие читатели, интересно – что волнует наших ребят?
Вот какие вопросы они сейчас ставят перед собой:
– Для чего мы живем?
– Зачем Бог нас создал?
– Как правильно относиться к согрешениям других?
– Почему происходят террористические акты?…
Вопрос, который большинством голосов был избран первым для обсуждения и поиска ответа стал «профессиональным»: – Чем отличается православная журналистика от светской?
Признаюсь, меня удивил выбор именно этого вопроса ребятами, но затем стало раскрываться, что именно с рассмотрения этой проблемы и можно войти в работу Редакции. Вопрос этот поднимает проблематику различия во взглядах на события, происходящие в мире, церковного и нецерковного человека, выбор и доверие той или иной информации, наличие личной позиции на происходящее, умение и желание размышлять о том, что происходит вокруг меня, как мне самому правильно относиться к событиям современной истории.
Отправной точкой нашего размышления был ответ дьякона Андрея Кураева (признан в РФ иноагентом) на вопрос о современном состоянии журналистики:
« – Вы не очень жалуете прессу, а между тем сами предпочитаете называть себя не богословом, не профессором и так далее, а церковным журналистом.
– Тут действительно есть некоторое расхождение между официальным титулом и внутренним самоощущением. Ну какой я в самом деле «профессор богословия»! В дореволюционную Духовную Академию меня и студентом бы не приняли, не то что профессором. Я бы прежде всего на языках завалился… Нo уж если есть сегодня богословские высшие учебные заведения – кто-то должен быть в них и профессором. «Какое время на дворе – таков мессия».
Я действительно – церковный журналист. И так как изнутри вижу, как делается журналистика, у меня есть ряд уже порядком укоренившихся претензий к современной светской прессе. Есть такой старый еврейский анекдот. Еврей сидит и плачет на пепелище своего дома. Подходит к нему сосед и спрашивает: «Как дела, Изя?».- «Да сам видишь – дом сгорел, жена сгорела, дети сгорели. Все сгорело!».- «Да, печально… А что еще новенького?». Этот анекдот у меня прочно ассоциирован с журналистикой…
А еще, конечно, в мире журналистов и чиновников мне обидна устоявшаяся неприязнь, нелюбопытство к миру русской мысли, к миру философии, богословия. Почему у нас русской культурой считаются только «ложечники» и «матрешечники»? Почему событием в культурной жизни считается концерт Бори Моисеева, а не лекция богослова? Обидно, что в мире журналистики царит потрясающая безграмотность, нелюбопытство, предвзятость. Откуда это желание современных папарацци все изгадить, изъесть, обо всем написать с ехидцей? Прошли торжества в Дивеево (столетие прославления преподобного Серафима) – а либерально-диссидентствующий интернет-сайт начинает репортаж с фразы: «Паломники разъехались, оставив после себя груды мусора…». А ведь даже детские стишки высмеивали такой репортерский стиль: «Где ты была сегодня, киска? – У королевы у английской. – А что видала при дворе? – Видала мышку на ковре».
– Ваше мнение о православной прессе.
– Очень мало изданий, которые хотелось бы забрать с собой домой и хранить. В Москве – «Радонеж», «Фома», удачными бывают номера «Татьяниного дня» и – в последние два года – «Церковного вестника». В Екатеринбурге- «Покров», в Нижнем – «Крылья», в Тюмени- «Сибирская православная газета». Вот, пожалуй, и все. Остальные напоминают капустники для узкого круга посвященных – с намеками и нюансами, которые поймут только свои. Такие газеты пишут по принципу «Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна», то есть выпускающий редактор держит в уме не реакцию массового читателя, а нечто совсем иное. В нем сидит внутренний цензор, который думает: «А вот как бы этого батюшку не обидеть, а что скажут в этом монастыре, а не разойдется ли это со вкусами кого-то из епархиальных служащих»… Идет мощнейшая самоцензура. В итоге все очень правильно, но абсолютно безвкусно.» (Диакон Андрей Кураев «Ответы молодым» М.2003)
Членами Редакции был проведен опрос среди прихожан о том, читают ли они прессу и какую, на какие вопросы они хотели бы получить там информацию?
Оказалось, что периодическая печать не пользуется особым доверием. Читают такие журналы как «Фома», «Нескучный сад», школьную газету «Глаголь Добро», экономические и научные издания. По мнению прихожан, сейчас мало издается хороших православных изданий, особенно детских.
«В основном наши прихожане хотят читать в журналах и газетах о делах милосердия, об истории православных праздников и как праздновали их на Руси, узнать взгляд Церкви на историю современную. Интересуют темы становления духовной жизни в человеке в условиях нашего 70-ти летнего перерыва в жизни церковной. Интересуют людей вопросы о деятельности Церкви, материалы о ересях, материалы заседаний Синода, выступления святейшего Патриарха Алексия. Для молодежи интересен разбор с православной точки зрения новых фильмов. Нужда у нашего православного читателя в живых примерах христианской жизни, в освящении вопросов науки и религии, в сообразовании святоотеческого учения с проблемами современных условий жизни, в необходимости получения информации о жизни Прихода – Церковно-приходской школы и Загородного Поселения и т.п.»
С вопросами мы обратились к духовнику ЦПШ иерею Григорию Антипенко и директору – м.Иулии Антипенко, потому что не случайно в этом году учащиеся ЦПШ средней и старшей детских групп стали заниматься в Редакции школьной газеты «Глаголь Добро».
1 вопрос: Сейчас издается много хороших книг, нужны ли православные периодические издания? Какую они должны преследовать цель?
О.Григорий: – Периодические издания, конечно, нужны – молодёжные, красивые, глубокие, умные – настоящие! – где бы поднимались серьёзные вопросы и давались серьёзные ответы, учитывая возраст, к которому обращено это издание. Цель: чтобы молодые люди, только начинающие жить в этом лежащем во зле мире, смогли найти побуждения смотреть на окружающее их через «благой помысл», видеть действия Живого Бога в их жизни. Цель такого издания – построение православного мировоззрения для молодого человека.
М. Иулия: – Да, очень большая необходимость в издательстве высокопрофессиональной газеты, журнала, выполненных на хорошей бумаге, с качественными иллюстрациями и, естественно, с грамотным, интересным и полезным текстом. Таких изданий сейчас очень немного и, кроме того, мало изданий, которые бы выпускались для детей или самими детьми.
2 вопрос: Практические занятия в Редакции ЦПШ как могут помочь учащемуся в его воцерковлении?
О. Григорий: – То, что мы ставим вопросы, ищем и находим ответы, то, происходит это в Церкви – и есть путь воцерковления.
М. Иулия: – Часто воцерковлению ребенка мешает его неумение думать, размышлять, анализировать, делать выводы. Ребенок вырастает двуличным, у него жизнь не целостная. Одни вопросы в школе на переменках и никаких вопросов в Церкви. Дай Бог, чтобы в этом году в Редакции дети начали серьезно размышлять о своей жизни, формулировать свои вопросы.
3 вопрос: «Православный журналист», какие, по Вашему мнению, качества должны отличать такого человека, чтобы не стать жертвой суетной жизни мира?
О. Григорий: – Прежде всего – это молитва, потому что православный журналист ищет истину Божию, а не правду человеческую, и он эту истину вымаливает.
М. Иулия: – Глубокий ум, умение вслушиваться в другого человека, нелицемерно общаться.
Беседовал Николай Антипенко
В ходе поиска ответа на этот вопрос в Редакции по желанию ребят произошла встреча с православным журналистом – Николаем Викторовичем Днепровским. Пригласили мы Николая Викторовича, чтобы увидеть проблему православной журналистики изнутри. Разговор был живой и оказался важным для многих ребят.
Николай Викторович: «Мы все знаем, что перед нами всегда стоит выбор, какой дорогой, как идти. Но Господь приводит каждого туда, куда считает Он нужным для каждого человека
. У меня в жизни также однажды встал выбор пути.
Я по профессии инженер. В 1991 году промышленность рухнула, и я стал преподавателем. Я и раньше занимался преподавательской деятельностью, но теперь это стало основной моей специальностью. Сейчас я преподаю информатику. Второе. Я очень давно был увлечен фотографиями (впрочем, как многие), но получилось так, что меня слишком увлекали пейзажи и архитектура. Особенно красива церковная архитектура. Вот я ездил, объехал множество мест в Советском Союзе. Ездил по Северной полосе, ездил по западной части Украины, по Прибалтике, был в Закавказье. Но я был атеистом, не был крещеный, но благодать действует на всех. Мне приходилось часами стоять в ожидании какого-то кадра. Вот я, как честный человек, должен был признаться, что эти места на меня каким-то образом действуют. Я стал изучать историю религии, философию и решил принять святое Крещение. Это был поворотный момент в моей биографии. Я решил каким-либо образом отдавать долги свои Богу, хотя и не знал, как буду это делать. Если намерение доброе, то Господь его выполняет. И получилось так, что случайным образом я познакомился с одной девушкой на выставке, она попросила у меня объектив, я ей дал. Она сказала, что ей нужно отснять храмы Александро-Невской Лавры. Я объяснил ей, что нужен другой объектив, что этот не подойдет, и т. д. Мы разговорились, и она сказала: «Может быть, вы сами это сделаете?» В общем, так я познакомился с тогдашним редактором периодического издания Александро-Невской Лавры.
Я нашел, к чему стремился, это не коммерческий труд, оплачиваются только фотоматериалы, а вся «беготня» доставляет мне радость. Мне же нужно свои долги отдавать, поэтому я не получаю за это деньги.
– Николай Викторович, кроме работы фотокорреспондента у Вас есть и печатные публикации. Вам не безразличен вопрос, что происходит в современной прессе и каковы должны быть православные издания? Поделитесь Вашими размышлениями на этот счет.
– Самое трудное – это прямо сказать, что мы хотим сказать. Во многих современных газетах можно встретить «навороченные» иностранные слова. Зачем так много непонятных слов? Так человек воспринимает информацию по-другому, так скрывается правда в «овечью шкуру». Нужно всегда переводить на нормальный язык все, что вы читаете и понимать правильно.
Кому выгодно, чтобы было все так не по-настоящему? Вот, говорят, дети не всегда выражаются правильно то, что они думают, а я считаю, что наоборот, как раз дети-то говорят все правильно. Если ребенок, хочет, есть, то он и скажет: «Мама, я хочу кушать», а не: «Мамочка, мой процесс пищеварения требует необходимой доли белков, а именно кислотно-пищевой добавки». Журналисты всегда спрашивают, как-то аккуратно, что бы там политик или не обиделся или какое-то высокопоставленное лицо не было бы недовольно. А зачем? А где совесть? А вообще, чем проще спросить, тем труднее увернуться на скользкий ответ.
Мы не знаем сами своего языка, не пользуемся его богатством и красотой, говорим, какие-то непонятные слова вроде: типа, как бы, вот. Человек сам не дает себе отчет в том, чего он хочет и как он это делает. Русский язык теперь стал «как бы» необязательным предметом. Мы должны помнить, что язык дан нам Богом, чтобы славить Его и общаться, а не коверкать его. Мы же не можем обращаться к Богу со словами «типа», «в натуре» и т.п.? Язык не повернется. Почему тогда мы, зная, что в каждом из нас есть образ и подобие Божие, можем друг к другу так обращаться?
Суть в двух основных вещах: иметь совесть, спрашивать по совести и хорошо знать русский язык, тогда слово твое, можно надеяться, будет сказано не в осуждение.
– Николай Викторович, труд фотокорреспондента или журналиста может стать местом встречи с Богом?
– Я могу сказать так: когда привезли Тихвинскую икону, ее окружала сильная охрана, которая фотокорреспондентов не любит, потому что они все норовят подлезть туда, куда не надо. Да и напряжение у тебя возникает сильное, так как нельзя пропустить кадр. Поэтому такие моменты тяжелы для какого-то молитвенного ощущения. Но и здесь можно остаться не поглощенным суетой.
Когда должна была уже подъехать машина, фоторепортеров собралось великое множество, наверное не только со всего города, но и со всей страны. Все направили камеры туда, откуда должна была приехать машина. Я в стороне стою в задумчивости и думаю: как они стоят с той стороны, если там явно милицейское оцепление, но машина же не будет милиционеров сбивать? Я переспросил, а мне говорят: «Тебе же сказали, что с той стороны, значит с той и подъедет». У меня было недоумение: все суетятся, а я – нет. И вот я смотрю, что машина едет, как раз с той стороны, с какой я ожидал. Все сразу побежали, а я стою на месте, возвел фотоаппарат и жду. Из машины выносят икону, несут ее прямо
на меня. Я успел сделать несколько кадров и отошел в сторону. Господь в таких маленьких моментах и проявляет свои чудеса. Мы не можем от Него требовать больше.
Вообще во всем, что нас окружает можно увидеть чудо. Нужно ловить каждый миг, потому что в этих деталях и мелочах проявляется Господь. Нужно знать, как сосредоточиться.
Обработка материалов встречи Женя Файдук и Рита Филиппова
Что обрели для себя ребята после обсуждения вопроса «Чем отличается православная журналистика от светской?» и встречи с православным журналистом?
– Сначала я думал, что православная журналистика отличается от светской только темами, но сейчас думаю, что она отличается самим подходом к делу. Православный журналист пытается раскрыть суть события, а не внешне только его осветить и сделать это так, чтобы было понятно и неверующим. Также православный журналист всегда стремиться хранить связь с традициями, он честен и старается поступать по совести.
– Надо беречь и хранить наш язык, в нем есть достаточно красивых слов, чтобы объяснить что-либо, а иностранные слова скрывают истинный смысл вещей и портят нашу речь. Я понял, что нашему обществу нужны православные журналисты. Каждый человек ищет Бога и находит Его по-разному.
– Я понял, что надо самому думать о том, что читаешь в газетах или журналах, что слушаешь в новостях. Потому что часто о событиях говорят таким языком, что сразу и не разберешь – о чем это. Как приводил пример Николай Викторович, можно вместо того, чтобы сказать: «Погибло столько-то людей», скрыть это под фразой: «Было потеряно …условных единиц». Надо думать своей головой.
– Православный журналист должен быть честным, искать истину, «не расстилаться перед другими». А истина – это то, что ищешь всю жизнь.
В подготовке материала участвовали: Женя Файдук, Григорьев Слава, Григорьев Сергей, Даня Марков, Ваня Марков, Дима Николаев, Коля Антипенко, Сергей Калашников, Костя Гиппиус.
Средняя группа (девочки)
Девочки живо вошли в занятия Редакции школьной газеты. Вопросов много и есть действительная нужда найти ответы на них. Говорить хочется о многом, но надо – о главном:
– Почему для спасения необходимо быть православным?
– Откуда взялся Бог?
– Почему девочки должны ходить в юбках?
– Существуют ли внеземные цивилизации? и др. вопросы звучат на занятиях.
Первым вопросом для совместного рассмотрения девочки выбрали «Можно ли дружить с неверующими?»
Обсуждение началось с мнения одного предпринимателя 38 лет Кирилла, которое было напечатано в одноименной брошюре «Можно ли дружить с неверующими» (Сатись, СПб 2003):
«У меня совсем немного друзей, хотя круг общения, то есть круг людей, с которыми я постоянно общаюсь по тому или другому поводу и поддерживаю хорошие отношения – очень большой.
У меня есть Паша, с которым мы знакомы с 9-го класса. Мы вместе работаем, у нас одна контора. Не знаю, можно ли назвать это дружбой… но мы понимаем друг друга даже не с полуслова, а со взгляда. С усмешки. Просто с жеста. Общаемся мы каждый день, но очень мало. Мы очень много вместе прожили и пережили, и это наше дело настолько нас сплотило, что мы стали как две половинки неотъемлемые. Это человек, с которым у меня абсолютное взаимопонимание. И мне от этого, конечно, хорошо,- знать, что существует такой человек.
Мы всегда друг друга дополняли. так уж получилось. Он человек очень интуитивный. Иногда ему такие хорошие мысли приходят, что я просто поражаюсь. У меня вот такого не бывает. Мне интуиция вообще не дана. Я всегда уважение к людям испытывал, которые сидят-сидят – и раз, такая мысль светлейшая приходит… Но у него воли мало. А у меня воли очень много. И получается так, что он бросает какую-то мысль, а я начинаю над ней работать. А он видит результаты моей работы, и тоже на что-то вдохновляется.
Вот так и с приходом в Церковь у нас получилось. Я даже помню, какая его мысль меня натолкнула эти мои изменения.
Вот так мы и в храм пришли, друг за другом,- интервалом в год. Я в прошлом году, а он, по- настоящему, – в этом.
Дружба с неверующими людьми – нужна. Не то, что ты обязан это делать. Потому что дружба – это все-таки такая тонкая вещь, ты не можешь захотеть и начать дружить. Но, конечно, если это есть – замечательно, потому что ты своей верой можешь человека привести. Открыть ему что-то, что не открывается иначе. Другое дело, что на тебя твоя вера накладывает очень большие обязательства. Ведь человек живет для того, чтобы прославлять Бога. А славить Бога он может своими делами, мыслями, образом жизни, и тем, что глядя на него – какой он хороший – другие бы славили Бога. Если ты сможешь своей дружбой сделать так, что твой друг скажет: слава Богу за то, что у меня есть такой друг, то это здорово».
Непросто было нам ответить на вопрос «Что такое дружба?». Потому что одни считали, что друг может быть всегда только один, другие – что их может быть много и это зависит от самого человека, если он сам хочет, чтобы у него были друзья, надо, чтобы он сам готов был идти навстречу другому.
Мы обратились к детской художественной литературе, чтобы увидеть, как размышляют над этим вопросом писатели, как они определяют дружбу. В рассказах «друг» – это тот, кто жертвует чем-то ради тебя, своим временем, любимой игрушкой, не боится, что защищая тебя, он может потерять авторитет в глазах сверстников, не боится тумаков от мальчишек и косых взглядов. Для друга всегда найдется оправдание, потому что ты видишь в нем самое хорошее, то, что порой от многих закрыто, ты его любишь и это всегда взаимно.
Девочки опросили своих близких и знакомых о том, что значит дружба. Интересно, что нецерковные люди быстрее и искреннее откликались, отвечая на этот вопрос, не боялись что их мнение будет неправильным, а говорили то, что чувствуют сердцем. Наверное, потому что дружба есть одно из самых теплых чувств, соединяющее людей, ответы перекликались и, слушая их, лица освещались улыбкой.
– Дружба – это взаимная любовь между людьми.
– Другу можно во все доверять, потому что он тебя не предаст.
– Друг может много простить, но дружбу надо хранить и ценить…
– Я думаю, что дружба – это доверие, дружеская любовь, взаимопонимание.
– Друг всегда выслушает, не осудит, но поможет советом или делом.
– Дружба – это хорошие отношения между двумя людьми, основанные на помощи в нужной ситуации, жертве друг для друга. Дружба – это доверие. Настоящая дружба бывает одна. Дружба очень хрупкая вещь, но когда она настоящая и крепкая, то пройдёт огонь и воду. Счастлив тот человек, который нашёл своего друга.
– Дружба это то, чего у меня нет….
«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат» (Притч. 18,24)
«Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе – это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг – это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой». (Из дневника св. страстотерпицы Александры Федоровны)
Оказалось, что среди нас дружба понимается, как некоторая собственность на человека. Было мнение, что втроем девочки дружить не могут, потому что кто-то будет завидовать, кто-то ревновать к подруге. Значит, дружба делает человека рабом каких-то отношений. Но разве любовь может быть не свободной? Разве в этих постоянных претензиях и разборах личных отношений заключается дружба? Если бы это было так, то от такой «дружбы» все стремились бы избавиться.
Не к такой дружбе призывает нас Господь. Он Сам называет нас своими друзьями, ждет от нас свободной любви к Нему, а в Свою очередь, безгранично любит каждого.
Дружба с неверующими – это особый вопрос.
– Мне даже легче дружить с неверующими, потому что они никогда не будут тебя одергивать и ты не чувствуешь осуждения с их стороны. С неверующими надо обязательно дружить.
Было и иное мнение.
– Я думаю, что хотя на первый взгляд вопрос кажется простым, ответ не может быть однозначным. Выбор с кем дружить, мне кажется, зависит от возраста. Со мной произошло два случая, один в шесть лет, а другой в двенадцать.
У меня есть троюродная сестра, которая старше меня на два года. Она ходит к экстрасенсам. Когда мне было шесть лет, я поехала к ней в гости на дачу одна без мамы. Мы с Олей подружились, она рассказывала мне про «чудеса», которые творит Коновалов, считающий себя целителем.
У меня с детства бывают очень сильные приступы боли в животе, и вот в один из таких приступов, Оля предложила мне приложить к животу фотографию Коновалова, боль действительно стала уменьшаться. После этого я стала верить всему, что она мне говорила, а Оля стала говорить: «ты так долго лечишься, ходишь в церковь, и тебе ничего не помогает, а тут за один раз без особых усилий произошло исцеление».
Через несколько дней я пошла гулять одна в степь и надела мамины сережки, которые взяла у нее без спроса с собой. Я бегала с собакой, отдыхала поддеревом, а когда пришла домой, оказалось, что я потеряла одну сережку. Я очень расстроилась и испугалась. Мы с Олей перерыли весь дом, Прошли всю дорогу к полю, но ничего не нашли. Оля принесла фотографию и прочитала «молитву» Коновалову и сказала, что завтра сережку я найду, но для этого мне надо вместо вечернего правила прочитать «молитву» Коновалову. Я так и сделала.
Утром на подушке я нашла вторую сережку. Оля, видя мое смущение, стала говорить, что я зря хожу в церковь, зачем это, ведь это не очень-то и нравится это мне, а тут одна «молитва» творит такие чудеса. Я согласилась с ней, и мы стали обсуждать, как будем вместе по воскресеньям ходить на сеансы.
Я приехала домой и рассказала обо всех «чудесах» маме. Она объяснила мне что это такое за «чудеса» на самом деле, и кто их творит.
Второй случай произошел со мной, когда я была уже в 7 классе. Я познакомилась с девочкой, которая ходит в буддийский храм. Мы говорили о вере, она стала рассказывать о чудесах, которые творит Будда, о том, что есть реинкарнация, но в этот раз я нашла, что всему этому верить не стоит, ведь в Евангелии Господь никому не говорил, что за неправедную жизнь в следующей жизни ты будешь букашкой или таракашкой. Конечно, эта девочка не может быть моей подругой. И еще я думаю, что взрослым рядом не должно быть безразлично, с кем дружат их дети. »
«Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притч. 29,5)
И вообще, оказалось, что часто вопросы веры мешают искренним и близким отношениям с неверующими людьми.
– Моя подруга неверующая, она знает, что я хожу в церковь и спокойно к этому относится. А когда у нас возникают разногласия, мы просто закрываем эту тему для обсуждения.
– Я не могу сказать, что мое общение с неверующими можно назвать дружбой, потому что есть много важных для меня тем – как мне правильно жить, о смысле жизни, которыми я не касаюсь в разговоре, в жизни с неверующими, а от этого теряется что-то главное.
К завершению наших занятий на одной из воскресных проповедей о. Сергий говорил о выборе, который предстоит каждому сделать, когда он пришел в храм:
«Ты сейчаc должен сделать выбор. У тебя сейчас есть возможность обрести единомышленников и войти в Ковчег – Церковь, возможность войти в Царствие Небесное. Только здесь может быть истинная любовь, следовательно, истинная дружба, взаимопонимание и помощь.
Если тебя дружба уводит от Церкви, из стада овец к волкам, если тебя это смущает и удаляет от Бога – то на тебе ответственность, какой ты сделаешь выбор – будешь дружить с неверующими и отпадешь от Церкви, или наоборот. А разрыв между верующими и неверующими будет все больше и больше».
«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу свою». (Притч.22,24-25)
«…кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». (Иак.4,4)
Никто кроме самого человека не отвечает за то, с кем он дружит, он сам выбирает себе друзей и несёт полную ответственность за последствия своей дружбы.
– Конечно, неверующий человек может негативно влиять. Но ведь можно и самому дать ему пример, и самому повлиять на него. Если так, то тебе можно дружить с неверующим, и этой дружбой привести его в Церковь. Если ты слабовольный человек, пляшешь под его дудку, и тем самым предаёшь Христа, то тебе лучше не дружить с ним, а просто с ним общаться. То есть всё зависит от верующего.
«Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желание к слушанию.
Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющия Мя прославлю» (1 Цар. 2, 30), потому что путь уже открылся.
С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах. С человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.
Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи найти можно только одного, который бы сохранил свою тайну. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть сохранена другим? Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны: ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.
Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному изречению св. Исаака Сирина: «Лучше есть помощь, яже от хранения, паче помощи, яже от дел».
Должно быть милостиву к убогим и странным: о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви.
Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божиe: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36). И паки: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13).
Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень.» (преп. Серафим Саровский)
Господь называет нас друзьями. Дружба всегда взаимна, значит от меня требуется что-то, чтобы быть другом Господа, быть другом другому человеку. Что?
«…веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». (Иак. 2,23)
«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притч. 17. 17)
«Сладок всякому друг сердечный советом своим»
Замечательно то, что нигде в Ветхом Завете Господь не называет человека прямо – другом.
«Говорил Господь с Моисеем … как бы… с другом», и Авраама Бог называет другом в свете будущей праведности, будущей возможности обожения человека, которое действительно стало возможным только с воплощением Сына Божия, освятившего всего человека и ставшего Богочеловеком. В Новом Завете Он называет нас друзьями, ибо Бог сошел на землю к человеку, чтобы человек стал богом по благодати, и теперь нам действительно все дано, чтобы стать друзьями Ему, стать такими же, как Он.
Господи, помоги захотеть стать друзьями Тебе и друг другу!
В подготовке материала участвовали: Рита Филиппова, Лера Егорова, Даша Шупакова,Маша Ремез. В обсуждении участвовали: Полина Шумилова, Лена Дроздова, Полина Лепекина.
Старшая детская группа.
Самым, пожалуй, острым стал вопрос, который выбрали для обсуждения ребята старшей детской группы. Вопрос звучал так: «Как понять, по-настоящему ли человек верит в Бога?»
Наша жизнь и дела настолько разнятся с тем, что мы говорим, к чему призываем наших детей, что они порой с криком сердца обращаются к нам с вопросом: «А где же правда? Где та истинная, радостная христианская жизнь, которую вы проповедуете на словах?». «Христиане стоят на службе церковной, как чурбаны …». «Как нам встретиться со Христом, Которого мы не знаем и не ищем?».
Таким глухим обличением звучали детские слова, когда мы вместе размышляли о «своем христианстве». Так Господь пытается через них пробиться к взрослым, чтобы мы начали, наконец, жить не буквой, а Духом и искать встречи с живым Богом, Который как бы вновь и вновь рождается для спасения каждого на этой грешной земле, рождается, потому что любит и верит в нас. Чем мы ответим ему в день Его рождения?..
Началом обсуждения вопроса послужил ответ на эту тему прот. Максима Козлова, настоятеля храма св. мц. Татианы при МГУ, школьникам:
– Как правило, ответы на такие вопросы можно найти в Евангелии. Господь говорит сам: «По плодам их узнаете их». Как человек верит в Бога, можно узнать, приглядевшись, что вокруг человека происходит. Вполне по-настоящему верят в Бога святые. Преподобный Серафим говорил: «Кто пребывает о Господе в мирности, вокруг того спасаются сотни и тысячи людей». Вокруг такого человека действительность меняется. Это как раз то, что на иконах нимбом изображается. От святого исходят лучики света Божия, которые вокруг все преображают. Отношения между людьми становятся другими рядом со святым человеком. Как бы такой человек ни прятался, ни скрывал, какие вериги он носит на себе, вокруг него жизнь меняется. Такое бывает и с людьми, не достигшими такой меры святости, как преподобный Сергий или преподобный Серафим.
Как человек верит в Бога, от противного даже можно узнать. Казалось бы, вот женщина, которая в церковь ходит в субботу-воскресенье и по праздникам, правило утреннее и вечернее читает, посты соблюдает, но все от нее бегут. Всем хочется только поскорее перестать с ней разговаривать и вообще общаться, вид у нее при этом мрачный, взгляд тяжелый и сумрачный. Это тоже плод неправильной искаженной веры, отношения человека к Богу и самому себе, которое у человека не должно быть. Смотрите на то, что вокруг вас происходит. Спросите себя: «От моей веры кто-нибудь зажегся?» Вы ходите в школу, в институт, общаетесь со сверстниками. Большинство из них – нецерковные люди. Хоть кто-то из них в церковь пришел благодаря вашей вepe? Так проще всего проверить. (Детский Катехизис, М.2002)
Как же увидеть внутреннюю жизнь человека через дела его?
Оказалось, что очень много раз ребята были свидетелями добрых и самоотверженных поступков со стороны неверующих людей и остро, с болью замечали холодность и боязнь делать добрые дела со стороны верующих, которые себя считают таковыми, людей.
– Добрые дела это еще не показатель того, что человек по-настоящему верит в Бога.
– Я была свидетелем того, как неверующие ребята смело вступились за девочек, которых хотели обидеть, а наши ребята, которых я вижу каждое воскресенье в церкви, стояли и смотрели на все со стороны. Это было очень больно видеть. Если бы нас обижали, они так же бы стояли?
– Может ли человек неверующий в Бога, совершать поступки достойные человека верующего? Я стал очевидцем подобного случая. Наш класс имеет обыкновение играть на переменах в баскетбол с параллельным 11Б классом. Во время одной игры, я увидел такую сцену: ребята младшего класса, схватили своего одноклассника за руки и ноги, подняли его, и с криками понесли в женскую раздевалку. Мой бывший одноклассник Пётр, заметив это, вышел из игры, подбежал к ним, как следует им поддал, и разогнал.
Этот случай, необычен тем, что Пётр, человек неверующий и не особенно благородного нрава. И какое ему, одиннадцатикласнику, было дело до возни мелюзги. Тем более, что он был в это время занят игрой. Почему так скоро бывает отклик на добрый поступок у неверующего человека и почему православный, зная все заповеди Божии, понимая важность их исполнения их, все чего- то боится и выжидает?
«Напоминай им … быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит.3, 1)
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть». (2 Кор. 13,5)
Было так, когда ты тоже знал, что сейчас надо делать, делать так, как учит Господь и не сделал? Почему?
– У меня была какое-то чувство стыда, я стеснялась подойти к человеку, он был нетрезв, но ему реально угрожала опасность, а я прошла мимо. Потом меня долго мучила совесть из-за этого поступка. В следующий раз я думаю, что не прошла бы мимо в таком же случае, но снова и снова оступаюсь в других жизненных ситуациях.
Помнится, святого Сисоя спросил ученик:
– Что мне делать, я согрешил?
– Исправься и старайся больше не грешить.
– А если я опять согрешу?
– Снова вставай и исправляйся… И так до самой смерти.
«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, колторые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да Будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тим. 2, 14-17)
«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело». (2 Кор.9,8)
– Как такое может быть, что добро – это зло, если оно кого-то спасает?
– Когда я спрашивала у взрослых ответ на этот вопрос, они повторяют что это так, а почему, толком объяснить не могут. Говорят, что человек превозносится, гордится, приписывает себе в заслугу. А если нет? Если он искренно и открыто от всей души совершает это доброе дело? Разве можно сказать, что он зло творит?
Действительно, человек не зная Бога может творить добрые дела и даже, возможно, что эти дела ему позже по вере вменятся в праведные, если он истинно уверует. Но если нет в его добре Христа – Начальника и Делателя добра, то в чем же здесь добро? «Падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели. Совершают их язычники, магометане и все, чуждые Христа. Добрые дела и добродетели эти, как оскверненные примесью зла, недостойны Бога, препятствуют общению с Ним, противодействуют спасению нашему. Отвергнем это мнимое добро, или, правильнее сказать, это величайшее зло!» (свт. Игнатий Брянчанинов)
Мы говорили вначале, что Серафим Саровский являет нам один из ярких примеров веры, поэтому его слово будет сейчас очень уместно: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании их только состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божия. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущаго века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».
Смотреть, значит, нужно не только на внешнее делание добрых дел, а главное на то, ради чего эти дела совершаются, ибо истинные добрые дела будут иметь свой плод – мирный дух, радость, любовь, упование на Бога, веру истинную, чистоту сердца. А с таким человеком рядом всякому будет хорошо и жизнь вокруг него будет меняться.
«Добро это только то, что Христово, вне этого нет истинного добра. Поэтому основной принцип евангельской морали: без Христа человек не может сделать никакого бессмертного добра (ср. Ин. 15, 5). Всякое непреходящее, бессмертное добро исходит и ведет к чудесному Богочеловеку Иисусу. Добро, которое не есть Христово, не бесконечно, не беспредельно, не божественно, и это значит, не бессмертно. Бессмертие – это главное свойство Христова добра. Следовательно, бессмертие необходимо в морали Христова человека как ощущение, как представление, как дело, как практика.
Ощущать Господа Христа как душу своей души, как жизнь своей жизни – это и есть бессмертие человека». (преп. Иустин (Попович))
Вопрос, как оказалось, для нас звучал так: «Как понять, по-настоящему ли «Я» верю в Бога?»
«С тех пор, как Бог Слово сошел на землю и стал человеком, рай стал самой непосредственной земной и человеческою действительностью. Ведь где Господь Христос, там и рай. Если человек желает ощутить и познать, что такое рай, тогда пусть исполнит душу свою евангельским добром, евангельскою любовью, евангельскою правдою, евангельскою истиною, евангельскою молитвою и остальными евангельскими добродетелями. Практикуя евангельские добродетели, человек вносит в свое существование божественную истину, божественное добро и таким образом переживает рай еще здесь, на земле». (преп. Иустин (Попович))
В подготовке материала участвовали: Андрей Колузаков, Дима Григорьев, Леня Ершов, Александра Масленникова.
В обсуждении вопроса участвовали: Антон Игутов, Настя Скворцова, Александра Хохулина.
«Глаголь Добро» – не единственное издание Прихода св вмч и целителя Пантелеимона на Ручье. Приходское сестричество милосердия святой мученицы Татианы выпускает для опекаемого им детского дома-школы №9 (СПб) газету «Синий Крест», не менее интересную, чем «Глаголь Добро». Здесь мы разместили несколько фрагментов номера 4 за 2004 г., объединенных темой выпуска: «Кто такой взрослый?»