В 2006г. Детской деревне SOS Томилино исполнилось 10 лет.
Детская деревня SOS – новый для России гуманный тип детского дома семейного профиля место, где ребенок-сирота обретает мать, братьев и сестер, тепло домашнего очага и надежду на счастливое будущее.
В SOS-семье, во главе которой стоит мать-воспитательница, живет до восьми детей, мальчиков и девочек разного возраста. Каждая семья живет в отдельном доме.
Детская деревня SOS Томилино – негосударственное образовательное учреждение для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Томилино – одиннадцать семейных домов, в которых живут 77 детей, родные и названные братья и сестры. Детская деревня SOS Томилино считает днем своего рождения день, когда первый ребенок переступил порог учреждения, это было 20 мая 1996 года. В этом году нам исполнится 10 лет. За это время у нас появились первые выпускники. Их двенадцать. Практически все они получили профессиональное образование, позволяющее надеяться на трудоустройство, постоянный заработок. Большинство выпускников имеет стабильную работу. Шестеро из них вступили в брак, а некоторые уже воспитывают своих детей. Девушки выбирают в спутники жизни молодых людей старше себя на 4-7 лет. Родители мужа, как правило, одобрительно относятся к браку с нашими бывшими воспитанницами, девушки попадают в заботливое семейное окружение, где легко адаптируются. Молодые семьи стремятся проживать отдельно и самостоятельно. Полученные жизненные, социальные навыки позволяют выпускникам успешно адаптироваться в самостоятельной жизни. У выпускников складываются нормальные, адекватные отношения с биологическими родителями и родственниками. Большинство выпускников сохраняют теплые эмоциональные связи с детской деревней, с матерью-воспитательницей.
Как правило, выпускники сиротских учреждений испытывают большие сложности в социальной адаптации во взрослой жизни, проявляя свою несамостоятельность в неумении устанавливать отношения с людьми, дружить, разрешать конфликты, обращаться с деньгами, находить работу, заботиться о своем здоровье, вести домашнее хозяйство и т.п.
Поэтому для нас чрезвычайно важно, чтобы все наши дети, когда вырастут, жили самостоятельно и независимо.
Воспитание самостоятельности является приоритетным направлением в педагогической деятельности детской деревни SOS Томилино.
Принимая во внимание, что самостоятельность проявляется и в умении общаться с государственными служащими и оформлять личные документы, мы в детской деревне SOS Томилино сформулировали задачу: «развивать социальные навыки и ответственность у подростков при оформлении собственных документов». Для выполнения этой задачи мы используем такой педагогический инструмент, как моделирование ситуаций, в которых нашим воспитанникам необходимо проявлять самостоятельность. Одна из таких ситуаций – социально-ролевая игра «Получи паспорт».
Условия игры максимально приближены к реальной процедуре оформления паспорта. В игре участвуют дети в возрасте от 10 до 14 лет. Обращаясь поочередно в фотостудию, Сберегательный банк, жилищно-коммунальный отдел и паспортный стол, ребенок должен получить «паспорт». Эти созданные нами на время игры инстанции располагаются в детской деревне SOS Томилино. Роли сотрудников этих учреждений играют воспитанники, которые уже получили паспорт. Все типы документов, используемые в игре, такие, как заявление на выдачу паспорта, квитанции об оплате, сам паспорт, являются копиями настоящих документов. По окончании игры ее участники получают небольшие подарки, символизируя тем самым важность момента. В последней такой игре приняло участие восемнадцать детей. Им всем удалось получить «паспорт». В настоящее время ведется работа над созданием подобных сценариев социально-ролевых игр по другим темам.
Игра в получение паспорта предшествует реальным действиям, которые молодой человек должен самостоятельно совершить, чтобы получить свой основной документ. Когда подросткам исполняется 14 лет, вместе с каждым составляется «индивидуальная программа получения паспорта».
Составление социальным работником «индивидуальной программы получения паспорта» проходит в присутствии воспитанника, при его активном участии. Если подростку необходима поддержка, то он может попросить маму-воспитательницу тоже участвовать в этом.
Индивидуальная программа получения паспорта представляет собой форму табличного вида, в которой подробно расписаны все необходимые действия, призванные привести ребенка к самостоятельному получению своего паспорта, а также назначены ответственные за реализацию всех действий, установлены сроки и определены критерии оценки выполнения программы. Действия, которые должен совершить воспитанник, расположены в таблице в той последовательности, в которой их необходимо выполнять. Ребенку предстоит выработать личную подпись, найти телефон паспортного стола, позвонить паспортистам и узнать адрес, по которому ему нужно прийти. В его задачу входит выяснить стоимость оформления паспорта, место, где можно оплатить квитанции, где сфотографироваться, как написать заявление о выдаче свидетельства о рождении, а также как добраться до паспортного стола общественным транспортом. Все документы он должен собрать в папку, чтобы не потерять, и вовремя сдать их в паспортный стол. После этого ребенок сам обязан выяснить, когда и где получать паспорт, а получив его, ему нужно не забыть забрать свидетельство о рождении и вместе с ним сдать паспорт социальному педагогу.
В силу недостаточно сформированных социальных навыков дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не всегда в состоянии самостоятельно выполнить все пункты данной программы. Функция педагога в данном случае как раз и состоит в том, чтобы на определенных этапах включаться в процесс получения паспорта. В графе «ответственные» напротив каждого действия стоит фамилия ответственного за его выполнение. Как правило, вписано имя самого подростка, если выполнение этого действия не затруднит подростка. В других случаях в помощь подростку определяется второе лицо, которым не обязательно становится педагог. Им, например, может являться старший брат или сестра (не обязательно родные), уже получившие в свое время паспорт. Возникают ситуации, в которых никак не обойтись без участия педагога. Например, когда документы на паспорт необходимо подавать по месту регистрации воспитанника, которое находится в другом регионе России. В этом случае педагог выполняет функцию сопровождающего, а все остальные действия совершает воспитанник.
Сроки выполнения программы обсуждаются, и воспитанник сам определяет, когда и за какой период времени он планирует сделать тот или иной шаг. Эти сведения вносятся в третью графу формы индивидуальной программы получения паспорта – «сроки».
Каждое действие оценивается конкретным результатом, который записывается в графу «показатели выполнения». Например, показателем выполнения задачи «сфотографироваться на паспорт», будет сама фотография; показателем выполнения задачи «оплатить квитанцию» – корешок квитанции, для задачи «найти телефон паспортного стола» показателем выполнения будет номер телефона.
Составленная программа подписывается подростком, оригинал остается у него, а ксерокопия отдается социальному педагогу.
На сегодня 23 воспитанника детской деревни SOS Томилино, воспользовавшись «индивидуальной программой получения паспорта», самостоятельно получили паспорт гражданина Российской Федерации.
Выполнение воспитанником «индивидуальной программы получения паспорта» облегчает последующий процесс оформления других важных документов, таких как свидетельство государственного пенсионного страхования, ИНН, полиса обязательного медицинского страхования, документов, необходимых для поступления в образовательное учреждение, и других.
Мы считаем, что моделирование и проигрывание ситуаций является эффективным инструментом в достижении такой цели, как воспитание самостоятельности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В.В. Плешивцев,
педагог Детской Деревни SOS Томилино
Источник: журнал «Детский дом» №18 (1’2006)
Наша справка: Основатель международной благотворительной организации SOS Kinderdorf International Герман Гмайнер родился в Австрии в 1919 году в крестьянской семье. Он лишился матери еще в раннем детстве. После войны, потрясенный бедствиями бездомных детей, задумал создание Детских деревень – SOS – учреждений для сирот, в корне отличающихся от традиционных детских домов. В 1949 году в тирольском местечке Имст на народные средства строится первая Детская деревня. Четыре основных принципа, определяющих содержание социально-педагогической модели Германа Гмайнера: 1. Мама Детской деревни – SOS – это призвание и профессия. Женщина, выбравшая самую женскую профессию, живет вместе с детьми , воспитывает их, ведет домашнее хозяйство, как все другие мамы в мире. А потерявший родителей ребенок в Детской деревне вновь обретает семью братьев и сестер. Модель Германа Гмайнера предусматривает не только проживание детей в Детских деревнях, но и их дальнейшее профессиональное, духовное и физическое развитие в Домах молодежи – SOS. Подробнее – на сайте Российского комитета «Детские деревни – SOS» |