1 июня во всем мире празднуется День Защиты детей. Во всех странах проходит множество акций, направленных на то, чтобы человек разумный, именем которого мы именуем себя, наконец, смог задуматься и попытаться стать таковым.
Нет театра без зрителей.
Часто ловлю себя на мысли, что очень люблю рассматривать детские рисунки. Когда мой ребенок был маленьким, он постоянно что-то рисовал. Вначале это были «каляки-маляки», которые я именно так и воспринимал, хотя мой сын Дима в них вкладывал всю душу, потом пришло время углового кубизма и, наконец, в одном из рисунков «папы» я с удивлением узнал себя (кавычки я поставил намеренно, хотя на своих фотографиях узнаю себя тяжелее, чем на том рисунке). Так, достаточно традиционно, идет процесс обучения всему, с чем мы соприкасаемся в этом мире.
Когда мы только создали волонтерскую группу для помощи онкобольным детям и начали посещать детские отделения больниц, то сразу же обратили внимание, что те малыши, которые там лечатся, в любую свободную минуту ищут где-бы им раздобыть лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры, чтобы затем, уединившись погрузиться в мир, где нет больничных процедур, где светит яркое солнышко и весело поют весенние птицы на зеленых, синих и даже фиолетовых деревьях.
Однако проблема заключалась в том, что любой творец, пусть даже маленький, всегда хочет, чтобы его работы по достоинству оценило как можно больше людей, что взаперти в условиях строгорежимного больничного заведения, практически невозможно. Так и родилась мысль провести ко Дню Защиты Детей первый в Украине интернет конкурс детских работ «Мої мрiї».
Я прошу вас друзья, – заходите на страничку www.donor.org.ua, где представлены детские работы на конкурс, рассматривайте, удивляйтесь, спорьте, критикуйте, впрочем, не очень строго. Помните, что на вас с этих рисунков сейчас смотрят с вопросом десятки детских глаз, которые только и мечтают, чтобы их работу (пусть даже и «каляки-маляки») увидели и оценили как можно больше людей. Только не оставайтесь в стороне, не будьте посторонними, потому что это наши дети, потому что это наше будущее, которое уже сейчас в лице этих детей учится познавать, украшать и творить свой неизведанный мир.
Что рисуют дети?
Однажды я увидел рисунок. Он потряс, нет, перевернул меня. Его нарисовал мальчик, которого уже нет с нами. Его звали Антон Закаблук. Вот этот рисунок:
Я бы может и не обратил особого внимания на него, если бы не рассказ о том, что этот рисунок был создан незадолго до смерти, что картины, которые мальчик видел во сне (во сне ли?) были нарисованы тогда, когда ему была видна грань, отделяющая этот видимый мир от невидимого. Он её чувствовал, он её переживал, он её перешагнул. Антон признавался, что ему очень тяжело изобразить то, что он ощущает, так как в нашем мире очень мало схожего. Всё показано в образах, к отголоскам которых он прикасался, будучи ещё с нами.
А вот рисунок пятилетней Кати Каракуля из херсонской больницы. Как много красного цвета…
Я давно обратил внимание, что у деток, которые страдают от тяжелого недуга и которым очень часто приходится переливать кровь значительное преобладание красного цвета в работах. Да и все их телесные немощи, больничные скорби, постоянные процедуры, терзаемые маленькие тельца, выплескиваются с болью во многие работы. Вот, например, так:
Степанов Саша, 14 лет, Херсонская больница
Хабловская Люба, 12 лет, «Анализ» Херсонская больница
Вообще, сама болезнь видится детям как борьба плохого с хорошим, противостояния добра и зла. Это может воплощаться в образы животных, растений, людей и даже движения клеток, бактерий, которых дети никогда не видели, но информацию о которых почерпнули от врачей и своих родителей:
Скоробогатов Саша, 12 лет, Крым, г. Симферополь, ин-т Онкологии
Хабловская Люба, 12 лет,»Аленький цветочек», Херсонская больница
А какое громадное желание этих деток, наконец, вернуться здоровыми домой! Дом, как часто мы недооцениваем, то место, которое является им и тех людей, которых видим каждый день, но с которыми так просто разлучить нас – переездом, прощанием, серьезной болезнью, но подчас и смертью. Лишь спустя время мы начинаем осознавать и разуметь смысл слов – «дом», «родина», «родные», «близкие»…
Гужва Олег, 10 лет, г. Днепропетровск, ин-т Онкологии.
Зубенко Андрей, 10 лет, ин-т Онкологии.
Мудрый Игорь, 9 лет «Игорь с мамой», Херсонская больница
Вообще, задумывая провести первый интернет конкурс работ, детей больных онкозаболеваниями «Мої мрії», мы планировали придерживаться тематики мечты малышей, но детская фантазия была просто неудержима и название конкурса можно было бы смело менять на любое другое.
Чаще всего, конечно, в рисунках детей присутствовали разные животные, насекомые и совсем неизвестные науке твари. Но это говорит всего лишь об ограниченности науки:
Мудрый Игорь, 9 лет «Ежики», Херсонская больница
Кравчук Таня, 16 лет, Херсонская больница
Пономарева Маша, 13 лет (Днепропетровск)
Писать и рассказывать про эти замечательные работы можно очень долго, но самое, пожалуй, главное, что хотелось бы сказать, – это то, что дети всегда остаются детьми и их рисунки это непосредственное видение мира и, Слава Богу, во многом, не того мира, который видим мы и который в нас очень часто проникает со страниц глянцевых журналов и экрана телевидения. Этот мир именно такой, который и мы видели, чувствовали и переживали в детстве. Во многом он утерян и подзабыт нами. Очень часто мы строим какие-то искусственные модели бытия и даже создаем иллюзию, что то, чем мы живем и есть полнокровная настоящая жизнь… Может это, конечно и так, но мне кажется, эта мысль живет в нас и управляет нами, когда мы отдалены от детства, отлучены от общения с чистыми детскими сердцами, закрыты ветхой, но временно прочной, скорлупой раковины нашего видимого мира.
От Матфея 18 (1-5)
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
День защиты от кого?
Действительно, всегда задавался таким вопросом. Итак, от кого нам надобно защищать детей? А может от «чего»? Во втором случае можно сказать, – от войн, болезней, нищеты, несправедливости, невнимания, побоев…. Но простите, – а кто виновен во всём этом, не мы ли сами? Может, конечно, виновен некий расплывчатый социум, но давайте будем честны хотя бы перед собою. Это самое «чего», есть последствиями этого самого «кого» и если продолжить приведенную выше цитату из Евангелия, то всё становится на свои места:
От Матфея 18(6-11)
.. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит…
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
При институте Онкологии АМН Украины, что на ул. Ломоносова 33/43 есть больничный храм св. бессеребренников Космы и Дамиана римских, куда приходят на службы многие дети, проходящие лечение в детском отделении и прихожане которого, всячески пытаются помочь этим больным малышам, – молитвенно, финансово, донорством, подарками и прочим. Часто в разговоре с о. Евгением (настоятелем) у нас заходит речь об этих детях и одна общая мысль красной нитью проходит через наши беседы. Мысль такова, что это не столько они (дети) нуждаются в нашей помощи, сколько мы нуждаемся в их любви, в их чистоте и простоте душевной, в их вере в нас взрослых и вере в справедливость, – и это единственно те чувства, которых мы больше всего ждем в жизни от других и которые только одни способны растопить любые окаменевшие сердца и соделать их способными научиться источать жизнь.
Уходил, давая нам шанс выжить
Этот мальчик, Берташ Иванко ушел от нас совсем недавно (+ 23.04.05 г.).
Сколько веры, тепла и любви он дал нам. О, как много в онкоотделениях таких деток, которые знают опытно то, что мы за своей самостью, отчужденностью, беспечностью и высокоумием подрастеряли, надеюсь не окончательно.
Я благодарен Богу и этим малышам за то, что жизнь свела нас друг с другом, чтобы утвердить в моем сердце одну простую истину, что никогда не будет такого, чтобы всё в этой жизни измерялось деньгами, славой и удовольствиями, покуда есть эти дети. Насколько же удовольствия нашего мира пусты и никчемены, по сравнению с очень тихой, светлой и истинной радостью Любви, Веры и Надежды, которую нам дарят эти дети с истерзанными от химии, облучения и капельницами тельцами, но чистыми и здоровыми душами.
За несколько дней до своей смерти мальчик Антон Закаблук подарил о. Евгению свой последний рисунок.
Александр Брусиловский
Публикуется в сокращении