Православный портал о благотворительности

«Дети-сироты – не собственность Церкви»

25 марта Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата провел круглый стол по религиозному образованию и диаконии. Целью этого мероприятия стал обмен опытом между различными православными учреждениями, оказывающими помощь детям, а также выявление проблем, с которыми сталкиваются такие организации.

25 марта Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата провел круглый стол по религиозному образованию и диаконии. Целью этого мероприятия стал обмен опытом между различными православными учреждениями, оказывающими помощь детям, а также выявление проблем, с которыми сталкиваются такие организации.

От Московской епархии на встрече присутствовали замдиректора Свято-Димитриевского православного детского дома для девочек Мария Мошкова, юрисконсульт Марфо-Мариинской обители милосердия Олег Михайлович Трайнин, директор социально-реабилитационного центра «Детский дом «Павлин»Татьяна Кривозерцева. Круглый стол посетила представительная делегация из Санкт-Петербурга – председатель местного отдела по церковной благотворительности протоиерей Александр Степанов, директор приюта «Дом милосердия» Владислав Никитин, руководитель центра обучения при сестричестве во имя преподобномученицы Елизаветы Ангелина Полозова, руководитель программы по социальной адаптации бывших заключенных и выпускников детдомов при братстве святой Анастасии-Узорешительницы Юлиана Никитина.

Другие регионы представляли руководители детского дома при владимирском Свято-Успенском Княгинином монастыре, организаторы приюта-пансиона Покровского-Хотькова ставропигиального женского монастыря Сергиево-Посадского района Московской области, протоиерей Анатолий Денисов из села Брейтова Ярославской области, окормляющий местный детдом семейного типа «Дом детства», монахиня Евгения Подолещенко, настоятельница Свято-Никольского женского монастыря Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии и директор женской гимназии при монастыре.

Наиболее живо обсуждалась проблема финансирования и тесно связанный с ней вопрос взаимоотношений с государством. Так, по словам директора петербургского приюта «Дом милосердия» Владислава Никитина, при том, что его организация официально является государственной, и до 80% средств на ее содержания приходятся на госфинансирование, в приюте используются православные методы воспитания. Главным образом это возможно за счет того, что здание приюта расположено при храме. Детей, имеющих склонность к контактам с криминальными структурами размещают за чертой города – это своего рода ноу-хау «Дома милосердия». Кроме того, приют снимает так называемые «социальные квартиры» для выпускников, которым сложно адаптироваться во взрослой жизни. В таких квартирах одновременно живут по три-четыре воспитанника, а при необходимости и воспитатели.

Ангелина Полозова, руководитель центра обучения при сестричестве во имя преподобномученицы Елизаветы, описала работу экстерната, в котором учатся дети от 14 до 16 лет, которые никогда не ходили в школу. Центр позволяет им экстерном пройти программу девяти классов и получить диплом ПТУ по специальности маляр-штукатур, плотник или парикмахер. Госпожа Полозова рассказала о случаях, когда выпускники экстерната отказывались идти на работу, где им предлагали зарплату в 10 тысяч рублей. Им удавалось найти более высокооплачиваемые места. Центр имеет государственный статус, за счет этого учителя официально получают здесь рабочие места. Основную часть средств на содержание экстерната выделяет государство, на деньги спонсоров центр закупает мебель, станки и оборудование.

Детский дом при Свято-Успенском Княгинином монастыре во Владимире, в котором содержатся восемь девочек-сирот, имеет государственный статус и получает средства от департамента образования. По мнению директора детдома священника Михаила Морочева, именно с этим связаны трудности детдома: государственные органы четко расписывают, на что именно должны быть направлены выделяемые ими средства. Кроме того, департамент образования направил в детский дом всех девочек одного возраста, а в семье такая ситуация невозможна. Отчасти поэтому попытки монастыря создать детский дом семейного типа пока ни к чему не привели.

Юлиана Никитина, руководитель программы по социальной адаптации бывших заключенных и выпускников детдомов при братстве святой Анастасии-Узорешительницы в Санкт-Петербурге, поделилась уникальным опытом. Это реабилитационное заведение, в котором в течение трех месяцев живут молодые люди от 16 лет до 21 года. После этого они покидают стены центра, однако имеют возможность посещать семинары и другие мероприятия. С подопечными центра проводятся тренинги для выявления их способностей и склонностей. Затем вместе с ними разрабатывается программа реабилитации и мероприятий, в которых они хотели бы принять участие. Центр ставит перед собой задачу развить в молодых людях интересы, отличные от тех, которые им привила криминальная среда. Около 30% финансирования центра идет из городского бюджета в рамках программы профилактики правонарушений среди молодежи. Остальные средства приходятся, в основном, на гранты. Центр сталкивается с проблемами во взаимоотношениях с прокуратурой. Она отказывается сотрудничать с этой программой и препятствует тому, чтобы дети вместо срока в исправительной колонии получили условный срок при обязательном условии прохождения воспитания в православном реабилитационном центре.

Соведущий семинара иерей Михаил Резин из Знаменского собора рабочего поселка Ардатов Нижегородской епархии рассказал о деятельности реабилитационного центра «Вера. Надежда. Любовь». В центре живут молодые люди от 15 лет, среди них бывшие заключенные местной колонии. Более двух бывших заключенных одновременно Ардатовский центр не принимает, иначе влияние их тюремного опыта становится слишком явным. Половину собственных расходов центр покрывает сам за счет сельской базы, где работают воспитанники. На базе имеется ферма, скотный двор, столярная мастерская. Центр помогает воспитанникам получить профессию (автомонтажника, столяра и др), желающих руководство центра пристраивает на работу в деревню.

Помимо трудностей финансирования и взаимодействия с государством, у православных учреждений по оказанию помощи детям есть и другие общие проблемы. Так, при усыновлении воспитанников православных приютов и детских домов, а также при переводе их в государственные детские дома не учитывается их вероисповедание. После создания силами МВД всероссийской базы данных о детях-сиротах над воспитанниками православных приютов нависла угроза того, что их могут отдать на воспитание за границу, при этом у православных детских учреждений нет правовых возможностей, чтобы противостоять этому. Обсуждался и вопрос о том, что церковные организации, в первую очередь монастыри, не могут ориентироваться на то, чтобы все их воспитанники становились монахинями и монахами, а должны рассматривать различные возможности устройства их будущего после выхода из приюта или детского дома. «Дети — не собственность Церкви», — отметил в ходе круглого стола протоиерей Александр Степанов, председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии.

В круглом столе также приняли участие Зоя Егорова, помощник депутата Госдумы РФ Дмитрия Рогозина, заявившая, что партия «Родина» намерена оказывать помощь православным детдомам, а также представитель министерства труда и социального развития РФ Леонид Вахнин.

Соб. инф.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version