Анжела гордится, что ей дали возможность дойти до Эльбруса. «В нашем детском доме есть огромная доска почета, на ней уже нет свободного места – столько разных дипломов и наград у наших детей, – рассказывает Михаил Маслов, директор Филимонковского детского дома. – Клеим новые дипломы на старые, как символ новых побед».
И Анжела с гордостью поместила свой диплом о восхождении на свой предыдущий – заметив, что эта вершина перекрывает все прежние достижения.
А еще она спросила, кому она должна передать эстафету. «А можно никому? Можно я снова пойду – и дойду до вершины?»»
За восхождением следили тысячи людей в соцсетях, зрители 1 телеканала, который давал репортажи с места событий. Такое по плечу не каждому, и вот с покорением вершины справились юноша и две девушки, которым было очень непросто на этом пути.
«Преодоление – это, конечно, самое главное. Потому что у ребят есть много внутри страхов, неуверенности в себе. У нас не было цели дойти до вершины Эльбруса. Цель была – покорить свои страхи. У каждого своя высота», – говорит учредитель благотворительного фонда «Жизнь в движении» Наталья Шагинян-Нидым.
Встать на ноги – жизненная задача
Для благотворительного фонда «Жизнь в движении» это уже пятая экспедиция. Ранее участники покоряли Килиманджаро и Эверест. Эта идея – отправлять детей с инвалидностью в сложные путешествия – родилась в ходе работы фонда, так родился проект «Шаг вверх вместе».
Деятельность фонда началась 10 лет назад с истории Саши Шульчева, воспитанника детского дома в Пензенской области, у которого не было ног. У мальчика была простая мечта: Саша хотел, чтобы у него выросли ноги. С середины 1990-х годов врач-психиатр по образованию Шагинян-Нидэм помогала нуждающимся детям получить высококвалифицированную медицинскую помощь в США, специализируясь на проблемах детей с задержками развития, и часто бывала в детских домах и приемных семьях. Так Наталья встретила Сашу – и решила взяться за осуществление его мечты. Так родился фонд.
Вскоре появились и другие подопечные. В США операции детям с ампутациями осуществляются бесплатно, а фонд берет на себя логистические и организационные задачи.
Сейчас фонд развивает программу «Хочу ходить», помогая детям с ампутациями или патологиями получить лечение, протезы, а затем и образование, профессиональные навыки, оказывает психологическую помощь. Позже Саша принял участие в ежегодном восхождении на Килиманджаро. Сейчас, кстати, Александр изучает политологию в Бостоне.
Наталья отмечает, что «Хочу ходить» – это не только о ногах. «Встать на ноги – значит еще и получить жизненные навыки. Умение жить в обществе, получить образование, нужный опыт. В этом мы тоже помогаем. Я считаю, что ребенку важно поверить в себя. Так и появилась идея с Килиманджаро. Мы решили, что если ребята покажут, что «невозможное возможно», то на них станут смотреть иначе – ведь это значит, что они могут и многое другое! Это шоковая терапия для общества», – говорит Наталья Шагинян.
Главный шаг, замечает Наталья, участники восхождений делают не на вершине – а внутри себя.
Каждый юный покоритель гор вдруг обнаруживает в себе огромный резерв, осознает свои возможности, ощущает огромную мотивацию к саморазвитию.
Трое смелых
На Эльбрус собрались трое. Полина Рахмелюк – подопечная фонда «Жизнь в движении», у нее с рождения нет одной ноги. Полина живет с родителями в Хабаровске и специально прилетела издалека по приглашению фонда, чтобы отправиться в экспедицию, хотя сначала не была уверена в своих силах. Анжела и Женя – воспитанники Филимонковского детского дома, оба с ментальными особенностями.
«В нашем детском доме нет детей с ампутациями, которым помогает фонд «Жизнь в движении», но есть дети с различной ортопедической патологией, а основной наш профиль ограничения интеллектуального развития. Вопрос преодоления собственных ограничений стоит для всех детей», – рассказывает врач детского дома, Анна Фомина.
Детей сопровождали опытные и ответственные взрослые – учредитель фонда «Жизнь в движении» Наталья Шагинян-Нидэм, директор Филимонковского детского дома Михаил Маслов, его заместитель – врач Анна Фомина, которые ходили с детьми и на предыдущие восхождения, и гиды-сопровождающие.
Жене Бойцову 18 лет. В силу своих ментальных сложностей он плохо говорит, его развитие ниже возраста. Но это мужественный и ответственный юноша. Он уже ходил в прошлом году на Эверест и продемонстрировал необыкновенную силу духа и умение работать в команде, поэтому и в этом году детский дом решил отправить на Эльбрус именно его, для того, чтобы передать эстафету следующим участникам.
«С нами на Эверест шел Коля, мальчик без ног и без одной руки, а на второй руке – всего два пальца.
Ему было очень сложно идти, одеваться, кушать – ему все в жизни дается гораздо сложнее, чем всем», – рассказывает Женя. И воспитанник Филимонковского детского дома, абстрагировавшись от личных трудностей, сконцентрировал все свои усилия на поддержку товарища.
На многих участках он и директор детского дома фактически несли Колю на руках, потому что крутой склон Коля преодолевать не мог. «Давай полетим!» – предлагал Женя. И Коля опирался на их плечи, поджимал свои металлические ноги, и мужчины его несли», – вспоминает Анна Фомина.
У 18-летней Анжелы Мартинович также серьезные интеллектуальные нарушения. Кроме того, ей иногда сложно двигаться в силу гипертонуса, нарушенной координации движений, моторной неловкости, но она очень любит спортивные занятия.
«Анжела очень выносливая, никогда не устает. Ей нравится чувствовать силу своего тела, она любит ролики и коньки, плавает, бегает в проекте «Социобег», – говорит Михаил Маслов. – Конечно, критериев отбора на участие в высокогорных экспедициях много. Для наших детей это, прежде всего, допуск по здоровью, желание участвовать в проекте, воля к победе, выносливость и самостоятельность. Анжела была лидером по всем показателям. И она, действительно, справилась! Мы очень гордимся ее достижениями!» Очень важно, подчеркивает Михаил, что девочка теперь уверена в своих силах, она готова к преодолению любых жизненных испытаний!
Третья юная участница восхождения, 16-летняя Полина, родилась без ноги. Она пережила уже несколько операций на ноге, последняя состоялась в прошлом году в США: американский госпиталь сделал операцию бесплатно, фонд «Жизнь в движении», по традиции, взял на себя всю организационную часть поездки.
Полине нужно было совершить эмоциональный рывок. Конечно, сразу понятно, что на протезе одолеть гору не так просто. И вначале были сомнения. «Мы и сами – подвижная, активная семья, ходим в походы, поэтому мы согласились на предложение фонда отправить Полину на Эльбрус, – рассказывает Анатолий Рахмелюк, папа Полины. – Дочь сначала не была уверена, что ей это нужно, но теперь она хочет обратно. Она познакомилась с прекрасными людьми, завязался хороший контакт. Конечно, на высоте было непросто, это нехватка кислорода, нагрузки.
Но я убежден, что такие задачи очень важно ставить перед нашими детьми. Чтобы они не засиживались дома. Ведь часто они считают, что если у них какой-то недостаток, то они прикованы к креслу. Полина даже представить себе не могла месяц назад, что такое случится в ее жизни. Это какое-то волшебство!»
Выход в открытый мир
Конечно, на Эльбрус нелегко подняться без подготовки. И приглашение к участию в высокогорных экспедициях поступило филимонковским ребятам от фонда «Жизнь в движении» не случайно. Дело в том, что ребята из этого детского дома как раз имеют за плечами неплохие знания и походный опыт.
В Филимонках давно работают по программе реабилитации детей с ограниченными возможностями «Открытый мир». В ней есть раздел «Юный турист». Ребята, уже с 7-8 лет, занимаются на специальных плоскостных тренажерах на улице – это упражнения и на координацию движений, и на взаимопомощь, и на командную работу. Скалодромы, палатки, костровые места, веревки, каски и обвязки – все это есть в детском доме. Есть и дружный коллектив единомышленников, готовых на внедрение интересных, инновационных методик в работу с «особенными детьми».
Врач Анна Фомина, походник со стажем, ее коллега – медик Руслан Галактионов, инструктор по туризму, считают, что результат физической и интеллектуальной реабилитации будет гораздо выше, если ребенку интересно, важно достичь результата в новом деле. И простая, логичная и естественная походная жизнь дает детям очень многое – умение приготовить еду и построить «жилище», готовность преодолевать трудности в достижении цели, чувство локтя и чувство ответственности.
Интересные путешествия, сложные экспедиции очень стимулируют интерес ребят к окружающему миру, развивают способность к самостоятельности, формируют умение взаимодействовать с разными людьми в различных обстоятельствах. Это очень важно для ребенка с точки зрения подготовки к самостоятельной жизни, тем более, если у него задержка ментального развития, считает Михаил Маслов.
По мере взросления детей усложняется задача, и вот уже ребята идут в поход с ночевками, потом и более длительные походы и экспедиции. Дети выходили и в горы Крыма в далеком 2007 году, горы Кавказа в 2014 году, горы Краснодарского края в 2015. Успешно прошла экспедиция по зимнему Байкалу в 2014 году, которая стала «отборочным туром» для участия в зимних программах Дмитрия Шпаро.
«Знаменитый полярник, исследователь Севера, создал благотворительный фонд «Коллекция приключений» – рассказывает Анна Фомина. – Он несколько лет подряд приглашал детей пройти захватывающие путешествия по Карелии, с ночевками зимой в чумах, переходах на лыжах с обученными собаками – хасками.
А однажды наша воспитанница Маша Аксенова даже участвовала в конкурсном отборе на Северный Полюс, прошла весь отборочный тур, проведя неделю в снежной Карелии, но оказалась мала по возрасту. По положению, на Северный Полюс брали только с 16 лет.
Ну а теперь, когда наша филимонковская команда уже наработала значительный опыт, мы готовы участвовать и в таких сложнейших, экстремальных восхождениях, которые на самом высоком уровне проводит фонд «Жизнь в движении». С фондом подростки из Филимонковского детского дома восходили на Килиманджаро, на базовый лагерь Эвереста (высота 5200 метров) и вот теперь вышли на Эльбрус.
Очень важно и то, что фонд дает возможность детям-сиротам, детям с ментальными нарушениями соприкоснуться с теми, кому, оказывается, поддержка нужна еще больше!
«И наши дети это очень хорошо понимают. Это дополнительный бонус в их воспитании, – считает Анна Фомина. – Они сразу видят разницу – как они идут на двух ногах, и как преодолевают путь другие – без ног или без рук. Они учатся сопереживать, помогать другим, думать не только о своих собственных потребностях. Это и есть главная наука жизни, которую можно получить, преодолевая трудный путь к вершине вместе с друзьями».
«Она не из тех, кто сворачивает с пути!»
«Первоначально у меня были большие сомнения насчет того, насколько правильна задумка, получится ли у нас. Эта гора небезопасна, много срывов, несчастных случаев. Я шел в роли гида-организатора, и мы взяли с собой еще трех гидов, кроме того, заложили больше времени на акклиматизацию, – делится впечатлениями Антон Бричевский, альпинист, горный гид-проводник компании Mountain Guide, выпускник географического факультета МГУ, мастер спорта по спортивному ориентированию, инструктор-методист международной категории «B» НЛИ члена ISIA по сноуборду. На счету Антона уже 15 восхождений на вершину.
Антон был основным помощником и проводником Полины Рахмелюк, проводил ее обучение по использованию трекинговых палок и спасению при срыве со снежного склона. – Меня смущало состояние Полины, я не знал, сможет ли она дойти. Но так я думал, когда еще плохо ее знал! Потом во мне поселилась уверенность в этой девочке. Также я опасался и за Женю и Анжелу. Ведь важно, чтобы человек сам адекватно оценивал свое состояние и вовремя смог предупредить, что ему тяжело. Но все получилось!»
На ноге Полины был протез с ботинком общим весом около 5-6 кг. Представьте, каково нести такой груз по снегу, на веревке, на «кошках»?
В некоторых местах, где протез уже не справлялся, Полине пришлось «тащить» ногу, протез больше мешал, чем помогал. Это тоже было нужным открытием: конечно, нужны походные, более маневренные протезы, в этом протезе голеностопный сустав был неподвижен, что мешало идти, терялась скорость и сноровка.
«Иногда дочь натирала ногу, но сопровождающие помогали, справлялись на месте, а мы постоянно были на связи, – рассказывает Анатолий. – Но потом она приноровилась и уже уверенно шла к вершине. Полина – не тот человек, который отказывается, она идет только вперед!»
Такой спортивный подвиг 16-летней девушки не остался незамеченным со стороны ее ровесников. Полина рассказывала Анжеле и Жене о себе, о своих операциях, о том, как бывает больно.
«Так наши дети учатся сострадать. Анжела не эгоистична, она уже не думает с обидой о своем сиротстве, о своей судьбе. Она учится быть благородной. И в нашем восхождении она тоже узнала, как и раньше Женя, что и ее помощь тоже нужна той, которой сложнее в жизни», – замечает Анна Фомина.
За 11 дней восхождения взрослые и дети нашли общий язык и сплотились. Полина, которая думает поступать в художественную академию и прекрасно рисует в карикатурном стиле, нарисовала портреты гидов-проводников. Такие неожиданные подарки от девочки растрогали сильных мужчин. Это было ответом за всю заботу, которую юной альпинистке оказывали в ходе похода.
Анжела, в свою очередь, ярко себя проявила во время скалолазания. «У нас был день отдыха и скальная тренировка. Это вид спорта со стороны кажется очень опасным. Скалолазы – словно герои-небожители, думаешь, как же они это могут? И вдруг Анжела начала стремительно подниматься по скале как ловкий паучок и быстро достигла вершины! – рассказывает Анна Фомина. – А спускаться ведь еще сложнее – надо отпустить скалу, ни за что не держаться, а довериться веревке и тем, кто страхует внизу.
Я была уверена, что Анжела испугается. И вот Антон ей снизу кричит: «Отпусти ноги и руки!» – и она отпускает. А потом он говорит: «Отталкивайся от скалы!» – и она это делает!»
Спустившись, девушка поделилась своими восторгами. «Но как же ты доверилась Антону?» – спросили ее. – «Конечно, доверилась. Ведь он же сказал: «Я тебя держу!»» – пояснила Анжела. И этот кредит доверия взрослым, которые рядом, был очень важным сигналом.
Ведь эти дети прошли через такие трудности! Им с рождения не хватает родительской любви, заботы, понимания. А иногда путь в семье столь труден, что обессиленного, голодного ребенка буквально на руках выносят из «отчего дома» прямо в больницу.
«У наших детей не всегда есть доверие к миру, – замечает Анна. – Анжела в детском доме с 4 лет. Мы знаем, что ей было нелегко в раннем детстве. И вдруг, в 18 лет она проявляет такое безусловное доверие к незнакомому человеку! Значит, за эти годы она поверила в доброту окружающих, а в нашем походе – признала авторитет тех, кто рядом. Это показательный эпизод».
Вот как вспоминает Восхождение Наталья Шагинян: «Наше восхождение началось в 2 часа ночи. Начало было очень сложным: темно, ботинки и одетые на них «кошки» скользили, и, казалось, вот-вот кто-то из группы сорвется. Но потом мы увидели «спасительную веревку», оказалось, наши гиды нас подстраховывали. В темноте видно было только ногу в «кошках» того, кто идет впереди, это были гиды, и мы шли за ними след в след с фонариками на голове. Это были совершенно незабываемые ощущения… лед… и холод минус 25 градусов… потом был рассвет, и стало теплее и уютнее продолжать восхождение.
Наши ребята с ограниченными возможностями очередной раз доказали – все возможно! Они проявили фантастическую силу воли!
Настоящие герои сегодня совершили подвиг и достигли самого высокого перевала Европы (5300 м). Далее мы продолжили восхождение уже без детей. Погода испортилась, был снег и ветер, но мы очень хотели добраться на вершину – ради детей, ведь если они это могут, то как мы можем остановиться? Мы не могли их подвести, и дошли до пика (5642 м). Потом был долгий спуск, все очень устали, но абсолютно счастливые благополучно дошли до высокогорного лагеря!»
«Они узнали себя и поняли, что могут многое»
Иногда, замечает Анна Фомина, быстрее поставить ребенка на протезы, чем восполнить интеллектуальную задержку. Поэтому подобные преодоления стимулируют к самостоятельности и дают уверенность в своих силах не только детям с физическими особенностями, но и с ментальными.
«В 2015 году на Килиманджаро мы убедились в том, что момент преодоления трудностей очень важен для подростков, а для детей-сирот особенно. Они стремятся к самостоятельной жизни, но сомневаются в том, что смогут. И когда они преодолевают трудности – собственные немощи, или нежелания, или неуверенность, учатся чувствовать плечо друга, могут сами протянуть руку, когда кто-то в беде, – это вселяет в них дополнительную уверенность. И это дополнительный плюс к путевке в жизнь, которую мы хотим им дать. Мы стараемся восстановить их здоровье, дать востребованную специальность в руки».
Высота Эльбруса – 5642 метра. Дети поднялись на 5300 метров, дальше было принято решение не вести юных альпинистов – по состоянию здоровья, нарастали гипоксические явления. Но основной сложный участок пути они преодолели. Анжела до сих пор считает, что их зря развернули.
«Она готова была идти выше, но призналась в этом уже внизу в лагере, уже забыв, как ей было тяжело, – рассказывает Анна Фомина. – Анжела держала транспарант с именем нашего детского дома на высоте 5300, а на вершине – нет, и это ее огорчило». Но теперь девочка ждет следующего восхождения.
Женя не такой уверенный в себе. С позиции ребенка-сироты он осознает и привлекательность, и опасность открытого мира. Он мечтал быть столяром, детский дом помог мальчику воплотить это в жизнь, сейчас у Жени второй разряд по этой специальности. Но Женя все время сомневался в своих силах.
«Он говорил нам: «Неужели мне теперь придется уйти? Я боюсь, что не смогу жить один», – рассказывает Анна Фомина. – Сейчас по закону разрешено детям жить в детском доме до 23 лет, если это необходимо для их обучения. Это колоссальный шаг вверх. Потому что ведь до 18 лет мало кто из ребят способен так повзрослеть интеллектуально и психологически, чтобы жить одному.
Дети у нас расстраивались в день совершеннолетия, а не радовались. Они боялись будущего. А теперь, если наш выпускник учится после 18 лет, его не дергают, а дают ему получить специальность, окрепнуть психологически. А теперь именно Эльбрус помог юноше определиться. Женя принял решение получить еще второй диплом художника- декоратора, а потом найти работу. Эта работа подкрепит его навыки столяра в направлении декоративно-прикладного искусства, расширит сферу поиска работы.
Антон Бричевский считает, что каждый, идя на вершину, должен поставить перед собой какие-то свои цели. Если Полина вначале говорила, что не знает, хочет ли она, то постепенно в ходе акклиматизации поняла, что это важно и для нее, и для фонда.
«Она шла, чтобы показать, как поддержка фонда ей помогает, и что фонд может помочь и другим детям. А еще она хотела показать, что даже в таких трудных условиях, имея инвалидность, можно идти вперед, что нужно жить активно и преодолевать сложности, – замечает Антон. – Для детей с особенностями интеллекта это еще и хорошая возможность овладеть какими-то навыками, узнать о новых видах спорта.
Подобные путешествия расширяют их возможности, их понимание того, что они могут, на что способны. Они узнали, каким спортом могут заниматься, скажем, познакомились со скалолазанием, а у Полины теперь появилось желание ходить по горам».
А в соцсетях, замечает Антон, люди следили за восхождением с похожими эмоциями: «Мы сидим дома, а дети с ограниченными возможностями могут подняться на Эльбрус! Значит, и мы можем!» По мнению Антона Бричевского, поступок этих детей – не просто демонстрация своей силы, но и призыв, это отличная мотивация для других людей подняться – и что-то делать!
Фото: Евгений Егоров