Православный портал о благотворительности

Дети против змия

В расшифровке 17 радиопередачи цикла “В кругу семьи” о.Александр Лаврухин, клирик храма св. блгв. цар. Димитрия при 1 Градской больнице, беседует с Мариной Нефедовой, занятой в приходе храма Благовещенья Пресвятой Богородицы (село Федосьино) на организации праздников для детей, о проведении детских праздников, о поиске сценария и многом другом

В расшифровке 17 передачи цикла «В кругу семьи» о.Александр Лаврухин, клирик храма св. блгв. цар. Димитрия при 1 Градской больнице, беседует с Мариной Нефедовой, занятой в приходе храма Благовещенья Пресвятой Богородицы (село Федосьино) на организации праздников для детей, о проведении детских праздников, о поиске сценария и многом другом

Ведущий – священник Александр Лаврухин, клирик храма св.блгв. царевича Димитрия при 1 Градской больнице. Гость передачи – Марина Нефедова, вместе с другими мамами своего прихода несколько раз в год регулярно устраивающая детские приходские праздники.

Марине Евгеньевне Нефедовой 32 года, она закончила геологический факультет Московского государственного Университета, но по специальности не работала, потому что вышла замуж и в семье сразу появились дети. Сейчас старшей дочери Тане 10 лет а сыну Ване – 9. Работала социальным работником, продавцом в церковной лавке в метро, пела на клиросе, а в настоящее время сотрудничает с журналом «Нескучный сад». Духовником семьи является отец Владислав Свешников, настоятель храма трех святителей на Кулишках. Но к нему удается выбираться не часто. А ходит семья Марины в храм рядом с домом в Новопеределкино, храм благовещения Пресвятой Богородицы в селе Федосино. Когда дети были еще маленькие, Марина познакомилась в храме с другими мамами. После службы они часто гуляли с детишками, а потом начались их совместные занятия и интересные праздники.

– Марина, расскажите, пожалуйста, как началось ваше общение? Вы были давно знакомы друг с другом?
– Когда мы приехали с мужем в район Новопеределкино, мы там никого не знали. У нас родились дети подряд, с разницей в год, и мы стали ходить в храм, который находился буквально в 10 минутах ходьбы от дома, носить детей на Причастие. Также другие мамочки приносили своих детей на Причастие, а после службы мы шли погулять. Дети одного возраста, одни проблемы, и мамочки очень быстро знакомятся. Так мы познакомились и стали часто ходить гулять и общаться. А потом одна активная мамочка говорит: «Вы знаете, я договорилась с одним клубом (а у нас в Новопеределкино есть несколько детских клубов, в которых проходят разные занятия по рисованию, по гимнастике), договорилась с заведующей и она разрешила мне раз в неделю проводить занятия бесплатно. Если хотите – приходите». И мы стали ходить. Эта мамочка провела сначала небольшое занятие по Закону Божьему, рассказала о празднике. Потом у нас был такой небольшой ручной труд. И с тех пор эти занятия стали проходить регулярно. А потом еще одна мамочка к нам подключилась очень активная. Она стала проводить очень интересные развивающие занятия с детьми, мы стали играть с детьми в фольклорные игры. И занятия у нас продолжались, например, была такая тема «Что такое хлеб?». И с картинками, в игровой форме мы рассказывали детям, откуда берется хлеб.

– Скажите, пожалуйста, Марина, а те мамы, которые стали заниматься с детьми, они по образованию являются педагогами, или просто рассказывали друг другу то, что им интересно…
– Рассказывали то, что было интересно. У нас были мамы, которые до рождения детей преподавали в школе, был такой у них опыт. Но в основном все передавали свой опыт общения с детьми.

– А не было желания пригласить какого-нибудь профессионального педагога, который мог бы с детьми заниматься может быть более серьезно, грамотно?
– У нас дети в какие-то другие кружки тоже ходили. Но свои занятия мы ценили и ценим больше всего, потому что они кроме обучения дают еще и общение.
– То есть получается, что ваша дружба с другими мамами и детьми переросла в занятия? Или все-таки наоборот: на занятиях вы познакомились ближе?
– Да, через занятия мы познакомились ближе друг с другом. Потом стали организовывать вместе праздники, что еще больше нас сдружило.

– Да, расскажите, как начались ваши совместные праздники? Какой первый праздник вы решили вместе устроить для детей?
– Мы занимались, и стало приближаться Рождество. Мы поняли, что нужно как-то организовать, это отпраздновать. Собрались в доме у одной из мам, она живет в своем доме в Переделкино. Нас было примерно 8 семей, у некоторых было по двое детей, у кого-то даже по трое. У самой мамы было четверо. Правда, трое уже подросшие, а одна девочка маленькая. Детям нашим было в то время 2-4 года. Мы собрались у этой мамы, показали вертеп небольшой. Потом попели с детьми колядки, поводили хоровод вокруг елки на улице. Дети там почитали стихи, попили чай, конечно, и было очень радостно. Мы поняли, что нужно обязательно такие праздники проводить почаще. Следующий праздник мы уже на Пасху отмечали. Тоже собрались, у другой уже мамы, дома и тоже подготовили, пока только мамы, потому что дети маленькие, подготовили спектакль небольшой кукольный. И с этого момента начали регулярно готовить праздники. Мы сейчас уже считаемся младшей группой воскресной школы при храме Благовещения в Федосово.

– Марина, скажите, пожалуйста, сколько сейчас детей и какого возраста участвуют в ваших праздниках?
– Мы вывешиваем объявление в храме и приходят дети разного возраста. В основном, конечно, дошкольники или младшие школьники. На последнем празднике было человек 50-60.

– Я неоднократно слышал такое мнение, что если устраивать праздник для детей около 5 лет, то общее число детей, в нем участвующих, не должно превосходить их средний возраст плюс еще один ребенок. Как вы думаете?
– Праздники тоже бывают разные. Бывают семейные праздники, а бывает какой-то спектакль, или игры, в которых, например, желательно, чтобы участвовало не 5 детей, а 20. Это веселее получается. Поэтому тут по-разному. Бывает, что мы спектакли какие-то ставим, и стараемся, чтобы дети в них хоть чуть-чуть, но участвовали. Для нас это очень важно, чтобы дети сами готовились к празднику. Может быть какие-то поделки делали накануне, учили какие-то стихи. Причем, чтобы от отгадки или загадки зависело действие праздника, что-то должно было произойти. Дети обычно отгадывают загадки.

– Сейчас, наверное, праздники стали не семейными, а общеприходскими? Ведь на эти праздники приходят все дети вашего прихода этого возраста?
– Да. Мы уже считаемся, как воскресная школа. И даже одна мамочка, та, которая как раз начала эти занятия вести в клубе, она сейчас преподает в воскресной школе по субботам как преподаватель. К ней приходит уже много новеньких мам с детишками. И у многих мам, с которыми мы начинали, рождаются еще дети, и тоже пополняют наши ряды.

– Скажите, пожалуйста, какие праздники вы сейчас празднуете, кроме Рождества?
– Масленицу, Пасху, Покров Божьей Матери. И вот еще такой праздник, празднуемый в 20-х числах ноября, он называется праздник победы над змием, мы его в прошлом году проводили в одном клубе – нам там выделили зал.

– Прежде, чем я вас попрошу подробнее про этот необычный праздник рассказать, я хотел бы предложить вашему вниманию рассказ молодой мамы о детских праздниках, которые она устраивает для своей дочери:
Для того, чтобы устроить праздник маленькому ребенку, нужно обязательно подготовиться. Потому что без подготовки с большим количеством детей ничего не может получиться. Когда я устраивала праздник своему ребенку, я долго продумывала сценарий, готовила реквизит для эстафет, для рисования или каких-то представлений. И мне показалось, что ребенку очень понравилось. Трудно устраивать праздник для очень большого количества детей. Тогда без помощи других родителей, конечно, не обойтись. А если позвать человек 5-6, одного возраста, чтобы им было интересно вместе играть, то, конечно, можно устроить интересный праздник. Потому что, если не готовиться и родителям сесть в одной комнате, а детей пустить в другую, у них начнутся буйные игры и к чему хорошему это, чаще всего, не приведет. А сценарии я иногда беру даже в Интернете. Есть сейчас очень много разных книжек, которые можно адаптировать для православных детей. Вы спрашиваете меня о семейных традициях? У нас в семье всегда устраивались очень интересные праздники для детей. Особенно когда я была маленькая, на Рождество и на Пасху были очень интересные праздники. Хотя я была маленькая и плохо помню, но, по рассказам, по каким-то отрывочным воспоминаниям, это был настоящий цирк. Потому что детям, они чувствуют, конечно, но бывает трудно объяснить такую высокую радость службы и им обязательно праздник чем-то таким подкрепить. Тогда собирается много детей, для них устраивается представление и это всегда бывает очень интересно. Было такое целое представление, спектакль на Пасху про птицу-феникс. Птица-феникс умирала ради своих детей, а потом воскресала. И воскресшая птица-феникс была голубем белым, которого выпускали, в коробке он находился, на окно, и потом улетал. А потом у нас, уже дома, были всегда праздники на дни рождения, с нами занималась и мама наша, и какие-то знакомые. Обязательно устраивали представление, всем очень нравилось. Приходили до 50 человек гостей и все с нетерпением ждали этого. Даже было представление, которое под руководством взрослых организовывали сами дети.
– Марина, если можно, расскажите поподробнее про праздник со змием. Как возникла идея этого праздника? Какие у него истоки?
– Мы его заимствовали. Есть в Хамовниках семейный клуб «Рождество». Там он проводился и одна наша мама там побывала, увидела и попросила у них сценарий. Суть в том, что из шариков воздушных делается змей. Шарики соединяются между собой, там творческая фантазия, большой простор для деятельности. Эти шарики оборачиваются обоями, потом делается обязательно три головы небольших, можно еще сделать лапы. И все это крепится к стене. У нас он был во всю стену зала в клубе, где мы праздновали. Мы его скотчем прикрепили к ней и выглядел он очень страшно. Конечно, дети понимают, что это не настоящий змей. Сначала действие происходит не в зале, а в других помещениях. Показывается настольный кукольный спектакль по мотивам русских сказок, как Иван побеждал змея, который всех мучил. Потом дети заранее готовят мечи, шлемы и плащи. Они все это одевают. Ведущий обычно мужчина, у нас есть папа, который участвует в этих праздниках. Дети встречают, например, кузнеца, который помогает им наточить мечи. И они все идут по коридору к этому залу, чтобы победить змея. Я сказала, что дети понимают, что этот змей не настоящий, но мы не знаем, что они думают в этот момент. Тут трудно сказать. Они идут действительно на бой. И мамы даже их благословляют, чтобы они справились с этим змеем. И они заходят в зал, а в зале погашен свет, потом мы включаем проектор, который освещает змея и ведущий говорит: «Вот он, поганый змей. Давайте его победим!». И дети со своими мечами пластмассовыми и картонными, конечно, чтобы никого не повредить, по этому змею начинают стучать, все шарики лопаются. Дети любят этот праздник очень, в нем с удовольствием участвуют 9 и 10-летние даже, хотя, казалось бы, он для малышей. И потом вспоминают долго об этом празднике, как они победили змея.

Радиослушательница:- Здравствуйте, батюшка. Меня зовут Ольга. Я хотела задать вам вопрос: а не кажется ли вам, что праздник, о котором сейчас рассказала Марина, несколько жестокий? Я знаю, что вы директор гимназии, вот вы стали бы проводить в своей школе такой праздник?
о.Александр: Спасибо за вопрос. Я прошу Марину сначала на этот вопрос ответить.
– А жестокость в чем тут заключается?

– В том, что дети дают выход своей агрессии.
– Нет, это делается без агрессии. Дело в том, что мы в своих праздниках всегда стараемся подчеркивать русскую традицию. И в традиции всегда были богатыри, которые спасали других от разных страшных врагов. Тот же Иван, если вы помните, который побеждал змия. Богатыри, которые защищали русскую землю. И этот праздник имеет цель пока в игровой форме научить детей быть богатырями, защитниками, знать, что они должны землю русскую защищать, что это необходимо. Поэтому там, кроме собственно змея, есть еще предварительные тексты. И прежде, чем они заходят в этот зал, весь текст посвящен именно тому, что должны мы уметь бороться и со змием, если он будет угрожать нашей земле.

– То есть идея этого праздника не имеет ничего общего с теми психологическими приемами, которые рекомендуют некоторые психологи вроде того, что изготавливается восковая фигура шефа, которого сотрудник не любит, и он в него бросается чернильницами…
– Нет, конечно. И дети, если посмотреть на их лица в этот момент, никакой агрессии у них нет. Я даже не могу сказать, что они испытывают, но агрессии я не видела ни разу. Обычно они потом говорят: «Как мы этого змея победили!»

– Что касается моего отношения к этому празднику, поскольку я не видел никогда, как это происходит, мне сложно высказать свое мнение. Если для детей это не просто вкладывание своей агрессии, такой кипучей и, может быть, бесцельной энергии, то тогда это действительно приучает их к мужеству. Раньше же детей приучали с детства сидеть на коне, обучали ратному делу. И, конечно, очень важно для ребенка воспринимать себя как воина, как воина Христова. Воина, который призван бороться со злом, даже пускай в виде этого змия. Если это так совершается, то это имеет право на существование.

У нас в храме тоже бывают детские праздники. Кроме Рождества и Пасхи, отмечаются еще и другие даты. На Рождество в уже много лет устраивается елка. Наш храм находится в 1 Градской больнице, это очень большая больница, в ней работает очень много людей, и на Рождественскую елку мы приглашаем обычно детей сотрудников. Елка эта проводится в достаточно большом конференц-зале больницы. Последние годы устраивается даже два спектакля, так что общее количество зрителей доходит до 700 человек. Спектакль готовят у нас дети воскресной школы. Вот в этом году готовили дети нашей гимназии, которая есть при нашем храме. Готовят они со взрослыми, конечно, помогает режиссер, помогают наши художники, иконописцы, которые оформляют декорации, наши мастера делают необходимые из дерева декорации. У всех, кто на праздник приходит, остается очень радостное воспоминание об этом дне и это является средством проповеди среди тех детей, которые в церковь не ходят, а приходят только на эту Рождественскую елку.
На Рождество и на Пасху у нас совершается служба, на которую обычно приходят дети, живущие в детском доме. И в этом детском доме служба совершается поздняя. Обычно на Пасху, как вы знаете, служба совершается ночью, а для детей совершается служба в обычное время. И после службы у нас в детском доме устраивают праздники: во время трапезы, на которую приглашаются все пришедшие дети с родителями, показывают спектакль, который готовят воспитанники детского дома. Эти спектакли бывают удивительно красивые, удивительно глубокие по своему содержанию. Особенно на Рождество бывают такие спектакли. Был, например, поставлен замечательный спектакль по рассказу Ивана Шмелева о Рождестве – в виде театра теней. И впечатление от этого спектакля осталось у всех удивительное. Даже главный врач 1 Градской, который пришел на этот праздник, сказал, что у него возникло ощущение, как будто он попал в какой-то совершенно другой, забытый мир. В мир православной русской жизни, который в рассказах Ивана Шмелева становится нам так близок. Это замечательно. Потом в детском доме для детей устраивают катание на лошадях.
Еще в нашем храме празднуют День рождения воскресной школы. Этот день у нас отмечается в Сретение, в этом году будет 15 лет нашей воскресной школе. В этот день обычно совершается поездка на кораблике «Москва».
Есть у нас школа, которая празднует свой день рождения в день нашего небесного покровителя царевича Димитрия, 1 ноября. В этот день дети готовят спектакль в английском стиле, а после спектакля родители помогают приготовить для детей в разных классах школы конкурсы. В одном классе с ними водят хоровод, они разгадывают загадки. В другом классе с ними проводят викторину по истории Москвы.
Можно еще много рассказывать о тех традициях, которые есть в нашем храме. Я думаю, что и в любом храме много таких традиций и праздников. И очень важно, чтобы у детей было как можно больше таких праздничных традиций. И очень важно всем родителям об этом думать, об этом заботиться. Очень важно, чтобы об этом заботились руководители школ, православных гимназий. Потому что для детей воспоминания праздников на всю жизнь остается и потом, в трудные времена, когда наступает время искушений, время борьбы, помогает вспомнить эту радость и радость оттого, что мы можем быть вместе.
Марина, скажите, пожалуйста. Вот вы устраиваете много праздников в вашей младшей группе воскресной школы. А где вы берете сценарии? Не возникают ли у вас с ними проблемы?
– Возникают. Дело в том, что желательно, чтобы в сценарии было несколько ролей главных, которые могут играть старшие дети и даже взрослые. И много ролей маленьких, чтобы маленькие дети могли тоже как-то поучаствовать. Например, повар выходит на сцену и зовет поварят. Выбегают из зала, даже не обязательно это репетировать, малыши, в каких-нибудь колпаках, которые они заранее с мамами приготовили, под музыку бегают вокруг повара, а потом отвечают ему на вопрос, например, из чего делается кулич. Потом садятся на свои места и как бы они тоже поучаствовали в празднике. Таких сценариев мы почти не находили, поэтому нам пришлось решать эту проблему так: мы стали сами писать сценарии. У нас, например, старший сын одной мамы, ему было в то время 16 лет, написал большой сценарий на Пасху в стихах. Несколько действий в этом сценарии было. И часто приходится нам писать эти сценарии совместно, такое совместное творчество.

– Марина, скажите, пожалуйста, это совместное творчество больше дало что-то вашим детям, или это больше сдружило ваших пап, ваших знакомых мам других? Как-то помогает такое совместное творчество становлению более дружеских отношений между детьми?
– Безусловно. У наших детей никогда не было проблем с общением. Хотя многие не ходили вообще в детский сад или ходили только перед школой. И потом так получилось даже, что, когда пришло время идти в первый класс, то семеро детей пошли в один класс сразу. То есть в обычную школу. Там из 25 детей 7 были наши, кто знает друг друга давно, кто ходит вместе в храм. Это замечательно. У нас никогда не было проблем, с кем пойти гулять, кого пригласить на день рождения. Главное, чтобы все уместились в квартиру. То есть общение было и есть, и сейчас существует. И для мам, конечно, и для пап. Папы тоже подключаются к нашим праздникам. У нас неоднократно такое было, что у кого-то случается тяжелая жизненная ситуация и обязательно другие стараются помочь. Я и на себе это сколько раз испытывала, и молитвенная помощь, и какая-то действенная помощь. Поэтому эта дружба, это совместное творчество, эта любовь взрослых и детей друг к другу – мне кажется, что это главное, что мы приобрели в результате занятий и подготовки к нашим праздникам. Совместное творчество приносит огромную радость, потому что понимаешь, что не ты один для кого-то что-то организуешь, а что вы вместе, что вы единомышленники.

– Марина, скажите, пожалуйста, сейчас очень много разных сценариев появляется в православных книгах, в журналах различных. Но часто, к сожалению, они бывают не интересны. Как вам кажется и как вы решаете проблемы в ваших постановках: Должна ли рождественская сказка быть обязательно православной?
– Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Что надо понимать под словом «православный»? Что такое «православная сказка»?

– Это сказка, которая непосредственно связана с церковными событиями, или со святыми, или с какими-то церковными сюжетами.
– Мне кажется, что любой сценарий имеет право на существование, если он интересный, живой для детей, полезный, но если дети его воспринимают. И, конечно, если там рассказывается о Рождестве, это очень хорошо. Если там какой-то рассказ, может быть и не касается Евангельских событий, но как-то косвенно говорит о Рождестве и дети все равно видя этот спектакль, участвуя в нем, обращаются ко Христу, вспоминают о том, что родился Младенец Христос. И тема звезды очень часто бывает в этих праздниках. Мне кажется это очень хорошо.

– Но все-таки может ли быть рождественская постановка никак не относиться к Рождеству, может быть поставлена просто какая-то сказка?
– В праздник Рождества хорошая, интересная и хорошо поставленная сказка принесет радость. Я думаю, что можно. А вы как думаете, батюшка?

– Я тоже так считаю, что не самое главное, чтобы на сцене непосредственно напрямую говорилось о Рождестве. Главное, чтобы те законы жизни с Богом, которые принесло на землю Рождество Христово, были видны в рождественской сказке. Чтобы оставалось чувство праздника и чувство осознания того, что значит быть с Богом. Не обязательно для этого нужно использовать какие-то Евангельские или церковные сюжеты.
Скажите, пожалуйста, Марина, а в вашей компании родителей есть какой-то лидер, который принимает окончательные решения за всех, выбирает, какой сценарий использовать при постановке? Каким образом вы решаете проблемы организационные?

– Мне кажется, что так нельзя сказать, что кто-то один лидер. У нас есть несколько более активных мам. Вообще, мне кажется, что лидер это тот, кто берет на себя большую ответственность. А решаем мы эти организационные вопросы обсуждением. Есть телефон. У всех есть телефоны и можно созвониться и все это обсудить. Одна голова – хорошо, а четыре или пять лучше. И один человек может что-то не учесть то, что другой может подсказать. Поэтому мы всегда стараемся советом все это решать, совместным обсуждением.

– Вам удается договориться?
– Бывают иногда у нас такие споры, но я бы сказала, что небольшие. Слава Богу, у нас не было за семь лет, которые мы делаем эти праздники, серьезных творческих трений. Мы стараемся, мы понимаем, что мы делаем общее дело для детей. Поэтому мы стараемся именно мирно, полюбовно решать проблемы, если они возникают.
Батюшка, сейчас наступает пост, и у многих детей на это время приходятся дни рождения или именины. Как бы вы посоветовали родителям устраивать в такое время праздники? Нельзя же отказаться вообще от дня рождения, если он каждый год приходится, например, на Великий Пост.
– Мне кажется, что не нужно отказываться от празднования дня рождения, но если день рождения или день ангела попадает на будний день, то тогда лучше перенести празднование на воскресенье. Поскольку в воскресенье мы празднуем малую Пасху и пост как бы отступает в воскресенье, в воскресенье мы совершаем Литургию, причащаемся. Мне кажется, это будет вполне уместно и правильно.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version