Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Дети и деньги: сколько давать на карманные расходы?

Мать пятерых детей от 9 до 29 лет, президент благотворительного фонда «Дети ждут» Лада Уварова принципиально не дает своим детям регулярных карманных денег. И объясняет, почему

Недавно меня спросили: сколько я даю денег своим детям? Женщина, задавшая вопрос, жаловалась на дочь-подростка, которая постоянно требует деньги, скандалит, стыдит мать за то, что та мало зарабатывает. Мама страдает, но деньги дает, так как считает, что должна, испытывает вину, прогибается. Что я могу сказать? Проблема, на мой взгляд, не в том, сколько денег давать, а как объяснить их ценность и значимость.

Нет карманных – нет проблемы, или Как объяснить ценность денег

Еженедельной выдачи карманных денег у нас в семье нет, я даю детям деньги по ситуации и считаю это правильным.

Деньги – это ресурс, у которого есть правила появления и исчезновения. В основном деньги появляются в результате обмена на них рабочего времени. Это время может оцениваться по-разному: стоимость рабочего часа человека, раздающего флаеры одна, а программиста, кинопродюсера, оперного певца, шеф-повара или художника – другая. Есть сверхстоимости: звезды шоу-бизнеса, блогеры-миллионники, создатели уникальных «умных» бизнесов и так далее. Обладателей сверхдорогих активов (природные ресурсы, биткоины) и выигравших в лотерею не включаю в схему, так как это непрогнозируемое стечение обстоятельств. Продажи ранее приобретенного, инвестирование оставляем за скобками вместе с криминальными схемами.

Моя родительская задача, кроме как дать ребенку денег, чтобы он купил батон, заключается в социализации детей. И часть этой социализации – объяснить, что у мамы и папы деньги есть, так как они работают. А дети не работают, поэтому собственных денег у них нет.

Да, родители тратят заработанное в том числе на детей. Есть некая база финансовой заботы, которую родитель обеспечивает в соответствии со своими ощущениями, ценностями и возможностями. Из обязательного – дом, еда, одежда, канцелярия; из дополнительного – развитие, гаджеты, отдых, развлечения. Но все это находится в родительской воле зарабатывающего и добровольно делящегося с детьми ресурсом человека.

Тут мы подходим к мысли о том, что так называемые карманные деньги – это ресурс, который ребенок не заработал, но хочет получить в свободное управление.

Даю деньги ребенку, только когда знаю на что

В нашей семье ребенок может получить деньги от родителей, вступив с ними в какие-то отношения. Варианта «просто получать еженедельный доход за то, что я есть на свете» (те самые регулярные карманные деньги, по сути, безусловный базовый доход) у нас нет.

Историю с «так он научится вести бюджет» мы, будучи молодыми родителями, проходили – не научился. Например, ты решаешь давать ребенку по 200 рублей в неделю.

Всю неделю он плохо учится, хамит… А в конце недели ты даешь ему 200 рублей (при том что вы почти не разговариваете), он идет и покупает чипсов и Кока-Колы. Каков смысл таких отношений? Какие выводы должен сделать ребенок?

Если же ты перестаешь давать деньги в случае плохого поведения, то ты очень быстро перестаешь их давать в принципе (в подростковом возрасте – точно, так как плохое поведение превалирует, а отъем денег рассматривается как еще одна гнусность взрослого мира).

Для обучения бюджетированию надо иметь дефицитный бюджет, то есть список жизненно важных расходов, которые ты должен закрыть в условиях ограниченного финансового ресурса. У моих детей все базовые потребности закрыты, дефицита они не ощущают. Поэтому «лишние деньги» они просто тратили бы на вредную еду. Говорят, что есть дети, которые могут год копить на телефон или компьютер, но, видимо, лично мне достались не вещисты.

Вариант «я наорала на маму, что она мне должна, и получила деньги» – совсем нерабочий для нашей семьи. Дети как-то сами догадались из общего контекста, что так делать не стоит. Если вы даете детям деньги в таких обстоятельствах, это сильно вредит обеим сторонам и порой заканчивается криминальной сводкой «старушку избил сын-алкоголик, требуя у нее заначку». И кстати, в реальном мире нельзя наорать на продавца, кредитного менеджера или банкомат и получить деньги.

И что же, я совсем не даю своим детям деньги? Конечно, нет! У меня можно попросить денег, внятно объяснив на что.

На кино и кафе мама даст пару раз в месяц. Но мама не даст на то, что она не приветствует. Каждый ребенок знает, на что нет смысла просить – на сигареты, например. Или на поход в ресторан с подружками, так как это дорогие развлечения, на которые человек должен зарабатывать сам. Мама с удовольствием даст на книги, на подарок другу на день рождения (хотя у нас приветствуется личный вклад в подарок, и дети часто просят расходные материалы для его создания).

Естественно, договориться с мамой помогает отсутствие свежих ссор, двоек и бардака, то есть хороший эмоциональны фон – все как в жизни. Это мои умные дети прекрасно понимают.

Условному Пете дают больше, дают чаще, дают «просто так»? Ответ прост: «Ты родился у меня, а не у Петиной мамы. Я не разделяю ее методы воспитания, но это проблемы Пети, и они не должны меня волновать».

Навык заработка можно получить только самостоятельно

У нас невозможны конфликты из-за того, что я денег не даю, так как это мои деньги, и никто не вправе их у меня требовать. Только просить. Эта ситуация исключает конфликты.

Давать экстраденьги – мамино право, а не обязанность. Естественно, я не злоупотребляю своим положением – я люблю своих детей и люблю их радовать. Но у них нет оснований на меня давить.

Если нужны дополнительные деньги, ребенок может сделать оплачиваемую работу. Т.е. что-то сверх обычных обязанностей – прополоть грядки, отмыть все белые стулья (уборка в собственной комнате и чистка зубов работой, разумеется, не считается). Считаю почасовку по Макдональдсу – 150 рублей в час. За час можно очень много стульев оттереть! Но подрабатывают дети не часто – у них не так уж много «хотелок».

При этом я не считаю, что родители должны покупать детям «статусные» вещи – дорогую брендированную одежду или дорогие гаджеты.

Дети знают нашу позицию – на статус человек должен зарабатывать сам. Он не должен пользоваться статусом родителей, так как тот ему не принадлежит. Амбициозные финансовые запросы должны рождать личные амбиции в плане заработка.

История с денежным поощрением за хорошую учебу кажется лично мне не очень правильной, во-первых, потому, что я не думаю, что оплата – это вдохновляющий мотив, а, во-вторых, потому, что дети учатся (или не учатся) для себя, а не для родителей. Но, конечно, когда у вас отличник, вы с удовольствием вспомните и выполните его просьбу о покупке продвинутых роликовых коньков или походе в батутный центр после родительского собрания. Потому что вам радостно, и хочется в ответ порадовать его. Почему же это не сделать, если у вас есть такая возможность? Ну и с какого-то возраста можно пойти в тот самый Макдональдс и понять, почем деньги стоят на неквалифицированной работе и зачем нужна квалификация.

Обозначив эту систему координат, я воспитываю детей в установке «найди то, чем тебе хочется заниматься бесплатно, и сделай это своей профессией». И пока это удается. Старшему сыну 29 лет, он работает в киноиндустрии, занимается супервайзингом компьютерных спецэффектов и видеомонтажом. Старшей дочери 21, она с детства прекрасно ладит с детьми, очень любит их общество. Сейчас она учится на воспитателя и работает няней в дошкольной группе. Следующей нашей дочери 16 лет, она уже сейчас приличный диджитал-художник. Она не берет заказы, так как хочет, пока есть такая возможность, делать то, что интересно ей. Говорит, что о зарабатывании денег начнет думать после 18 лет.

Моя личная задача – воспитать жизнеспособных людей, по возможности, без шока. То есть плавно вывести их в большой мир. Привлечение денежного ресурса – крайне важный и сложный навык, который не приходит моментально и сопряжен с деланием базовых ошибок, на которых человек учится.

Хорошо, когда это навык начинает складываться до выхода из института. В этом случае молодой специалист уже имеет некоторый опыт и чувствует себя в жизни увереннее, чем его неопытный сверстник.

Коллажи Оксаны Романовой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?