Православный портал о благотворительности

Дети – главная причина бедности

К такому парадоксальному выводу пришли ученые, статистики и чиновники стран СНГ. 17 октября Международный день борьбы с бедностью. В пресс-центре РИА-новости состоялся телемост «Бедность. Где порог?»

В его преддверии, 15 октября в пресс-центре РИА-новости состоялся телемост «Бедность. Где порог?», соединивший Москву, Киев, Кишинев, Ереван и Тбилиси. Речь шла о проблеме борьбы с бедностью.

Справка.
Прожиточный минимум на Украине -109 долл., в Молдове – 89 долл., Армении -80 долл., Грузии – 71 доллар.

Как посчитать бедных
19 миллионов человек или 13,6% от населения страны – таково число людей, живущих в России за чертой бедности. Это значит, что их доход меньше величины прожиточного минимума (на октябрь 2010 года – 5625 рублей). Такие цифры привела на телемосте, соединившем пять столиц, руководитель управления статистики уровня жизни и обследования домашних хозяйств Росстата Елена Фролова. Это самый низкий официальный показатель бедности среди стран-телегостей студии. Так, на Украине за чертой бедности живет 26,4% населения, в Молдове 26,3%, а Армении 27,5%, в Грузии 18% (однако, по мнению оппозиционеров-представителей Грузии на телемосте, это две трети населения).

В ходе обсуждения выяснились закономерности, характерные для всех стран. Первая, это то, что наиболее бедные семьи живут в сельской местности. И вторая – больше всех рискуют оказаться за чертой бедности молодые работающие люди до 30 лет, воспитывающие двух и более детей. Елена Фролова объяснила это тем, что их трудовая биография только начинается, возможны колебания в доходах и наличие в семье детей увеличивает финансовую нагрузку на семью, отодвигая ее к черте бедности. По ее данным, в 2005 году в России бедных было 25 млн. человек. Корреспондент «Милосердия.ру» поинтересовался, есть ли связь снижения числа бедного населения и смертности? На что Елена Фролова уверено заявила, что число бедных уменьшается за счет социальных трансфертов и со смертностью никак не связано. Примечательно так же, что в России, вопреки устоявшемуся мнению, пенсионеры вышли из группы риска оказаться за роковой чертой. Сегодня их процент в составе бедного населения России составляют всего 13%.

Однако у директора института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН) Алексея Шевякова в вопросе уровня бедности в России другое мнение. По оценкам ИСЭПН РАН, доля бедных в России намного выше и составляет 30% населения. Все дело в том, кого считать бедным. В своих подсчетах ученые ИСЭПН РАН пользовались методикой оценки бедности, где бедными считаются люди, получающие зарплату, размером менее 60% от средней зарплаты.

Есть и другие цифры. Так два года назад ИСЭПН РАН провел исследования личного отношения к бедности среди населения страны. К бедным себя причислило 70% опрашиваемых. «Может ли быть иначе, – замечает ученый, – если 30% нашего жилого фонда до сих пор не имеет канализации и горячей воды? Думаете, за последние 5 лет Газпром увеличил процент газифицированных домовладений? Нет. Как было 70% в среднем по стране, а по сельской местности – 50% и ниже, так и осталось. Мы успешно гоним газ на Запад, а для населения тарифы повышаем, а это в первую очередь бьет по бедным».

Вместе с тем, методика, предложенная ИСЭПН РАН вскрывает печальные факты. Например, согласно ей 40% бедняков в России – это работающие люди. На Западе у человека, имеющего работу, проблем с бедностью нет. Работая, он уже может содержать семью. А у нас 60% семей с тремя детьми живут ниже порога бедности. И как в этих условиях решить демографическую проблему, если эти семьи живут в нищете, задается риторическим вопросом ученый. Особенно с учетом того, как решается в стране вопрос с жильем. Участвовать в ипотеке сегодня может только 15% населения. Поэтому основная масса жилья должна сдаваться в аренду, чтобы его съем могла позволить каждая молодая семья.

Пути борьбы

По мнению зарубежных коллег Алексея Шевякова для борьбы с бедностью необходимы государственные программы, увеличивающие социальные трансферты. А так же развитие экономических связей между нашими странами, создающие новые рабочие места и увеличивающие спрос на производимую ими продукцию.

Однако директор ИСЭПН РАН считает, что в отношении России эти программы вряд ли дадут желаемый эффект, если не изменить систему налогообложения. Известно, что в нашей стране сосредоточено 40% всех мировых ресурсов и ее нельзя назвать бедной. Это значит, что доходы страны от своей экономической деятельности распределяются неправильно. В ущерб основному количеству населения. Типичный пример такой политики – при росте цен на нефть – снижение экспортных пошлин.

«Есть тревожные оценки, что 30% доходов производимой и добываемой в стране продукции получает 1% населения,- говорит ученый. – При таких распределительных механизмах мы никогда с бедностью не справимся. Это будут только подачки. Поэтому необходимо изменить налоговую систему. Речь не идет о Шариковском принципе «все отнять и поделить». А о смене системы налогообложения с регрессивной шкалы (чем больше доход, тем меньше налог), на прогрессивную (налог возрастает с ростом дохода). В этом случае бюджет получит дополнительно 4 трлн. рублей. И тогда можно поднять зарплаты бюджетникам, увеличить различные пособия малоимущим семьям, в т.ч. и многодетным. А так же создать фонды общественного потребления, благодаря которым можно вернуться к системе бесплатного образования и медицинского обслуживания».

Но пока ученые и политики размышляют о способах борьбы с бедностью, население нашло свое решение – это эмиграция. Так, по данным грузинских участников телемоста за пределами Грузии живет и работает четверть ее населения. В частности 40% грузинских семей живет за счет денежных переводов из России. Их общая сумма ежегодно составляет около 60 млн. долларов.

Алексей РЕУТСКИЙ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version