Православный портал о благотворительности

Дети – главная причина бедности

К такому парадоксальному выводу пришли ученые, статистики и чиновники стран СНГ. 17 октября Международный день борьбы с бедностью. В пресс-центре РИА-новости состоялся телемост «Бедность. Где порог?»

В его преддверии, 15 октября в пресс-центре РИА-новости состоялся телемост «Бедность. Где порог?», соединивший Москву, Киев, Кишинев, Ереван и Тбилиси. Речь шла о проблеме борьбы с бедностью.

Справка.
Прожиточный минимум на Украине -109 долл., в Молдове – 89 долл., Армении -80 долл., Грузии – 71 доллар.

Как посчитать бедных
19 миллионов человек или 13,6% от населения страны – таково число людей, живущих в России за чертой бедности. Это значит, что их доход меньше величины прожиточного минимума (на октябрь 2010 года – 5625 рублей). Такие цифры привела на телемосте, соединившем пять столиц, руководитель управления статистики уровня жизни и обследования домашних хозяйств Росстата Елена Фролова. Это самый низкий официальный показатель бедности среди стран-телегостей студии. Так, на Украине за чертой бедности живет 26,4% населения, в Молдове 26,3%, а Армении 27,5%, в Грузии 18% (однако, по мнению оппозиционеров-представителей Грузии на телемосте, это две трети населения).

В ходе обсуждения выяснились закономерности, характерные для всех стран. Первая, это то, что наиболее бедные семьи живут в сельской местности. И вторая – больше всех рискуют оказаться за чертой бедности молодые работающие люди до 30 лет, воспитывающие двух и более детей. Елена Фролова объяснила это тем, что их трудовая биография только начинается, возможны колебания в доходах и наличие в семье детей увеличивает финансовую нагрузку на семью, отодвигая ее к черте бедности. По ее данным, в 2005 году в России бедных было 25 млн. человек. Корреспондент «Милосердия.ру» поинтересовался, есть ли связь снижения числа бедного населения и смертности? На что Елена Фролова уверено заявила, что число бедных уменьшается за счет социальных трансфертов и со смертностью никак не связано. Примечательно так же, что в России, вопреки устоявшемуся мнению, пенсионеры вышли из группы риска оказаться за роковой чертой. Сегодня их процент в составе бедного населения России составляют всего 13%.

Однако у директора института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН) Алексея Шевякова в вопросе уровня бедности в России другое мнение. По оценкам ИСЭПН РАН, доля бедных в России намного выше и составляет 30% населения. Все дело в том, кого считать бедным. В своих подсчетах ученые ИСЭПН РАН пользовались методикой оценки бедности, где бедными считаются люди, получающие зарплату, размером менее 60% от средней зарплаты.

Есть и другие цифры. Так два года назад ИСЭПН РАН провел исследования личного отношения к бедности среди населения страны. К бедным себя причислило 70% опрашиваемых. «Может ли быть иначе, – замечает ученый, – если 30% нашего жилого фонда до сих пор не имеет канализации и горячей воды? Думаете, за последние 5 лет Газпром увеличил процент газифицированных домовладений? Нет. Как было 70% в среднем по стране, а по сельской местности – 50% и ниже, так и осталось. Мы успешно гоним газ на Запад, а для населения тарифы повышаем, а это в первую очередь бьет по бедным».

Вместе с тем, методика, предложенная ИСЭПН РАН вскрывает печальные факты. Например, согласно ей 40% бедняков в России – это работающие люди. На Западе у человека, имеющего работу, проблем с бедностью нет. Работая, он уже может содержать семью. А у нас 60% семей с тремя детьми живут ниже порога бедности. И как в этих условиях решить демографическую проблему, если эти семьи живут в нищете, задается риторическим вопросом ученый. Особенно с учетом того, как решается в стране вопрос с жильем. Участвовать в ипотеке сегодня может только 15% населения. Поэтому основная масса жилья должна сдаваться в аренду, чтобы его съем могла позволить каждая молодая семья.

Пути борьбы

По мнению зарубежных коллег Алексея Шевякова для борьбы с бедностью необходимы государственные программы, увеличивающие социальные трансферты. А так же развитие экономических связей между нашими странами, создающие новые рабочие места и увеличивающие спрос на производимую ими продукцию.

Однако директор ИСЭПН РАН считает, что в отношении России эти программы вряд ли дадут желаемый эффект, если не изменить систему налогообложения. Известно, что в нашей стране сосредоточено 40% всех мировых ресурсов и ее нельзя назвать бедной. Это значит, что доходы страны от своей экономической деятельности распределяются неправильно. В ущерб основному количеству населения. Типичный пример такой политики – при росте цен на нефть – снижение экспортных пошлин.

«Есть тревожные оценки, что 30% доходов производимой и добываемой в стране продукции получает 1% населения,- говорит ученый. – При таких распределительных механизмах мы никогда с бедностью не справимся. Это будут только подачки. Поэтому необходимо изменить налоговую систему. Речь не идет о Шариковском принципе «все отнять и поделить». А о смене системы налогообложения с регрессивной шкалы (чем больше доход, тем меньше налог), на прогрессивную (налог возрастает с ростом дохода). В этом случае бюджет получит дополнительно 4 трлн. рублей. И тогда можно поднять зарплаты бюджетникам, увеличить различные пособия малоимущим семьям, в т.ч. и многодетным. А так же создать фонды общественного потребления, благодаря которым можно вернуться к системе бесплатного образования и медицинского обслуживания».

Но пока ученые и политики размышляют о способах борьбы с бедностью, население нашло свое решение – это эмиграция. Так, по данным грузинских участников телемоста за пределами Грузии живет и работает четверть ее населения. В частности 40% грузинских семей живет за счет денежных переводов из России. Их общая сумма ежегодно составляет около 60 млн. долларов.

Алексей РЕУТСКИЙ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version