Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Дети гибнут за металл

«Дело Юлии Миковой» не должно стать кампанией против «естественного родительства». Но необходима ревизия тех практик, которые продают под этим брендом

«Дело Юлии Миковой» не должно стать кампанией против «естественного родительства». Но необходима ревизия тех практик, которые продают под этим брендом.

Рынок. Ксензды.

… Причина трагедии, конечно, не в опрометчивых советах Дарьи Стрельцовой; и роковым для девочки Аси стал не тот утренний час, который ее мама провела в отчаянном поиске сетевой консультации. Когда Юлия вошла в сеть, счет уже шел на минуты, – Асю очень быстро привезли в сельскую больничку, но она была очень легко одета (что потрясло даже деревенских санитарок, видавших всякое: день был холодным), а после определения диагноза родители отказались от госпитализации и собрались проделать 120-километровый путь в Москву. Часом раньше, часом позже… Может быть, Асю еще можно было спасти, а может быть, уже нельзя, – все-таки к смертельному исходу ее привели не слова Дарьи Стрельцовой, а бездействие матери в течение пяти дней развития пневмонии. Самое поразительное в этой истории — то, что именно адепты «естевенного родительства» не почувствовали, что их ребенок «уходит», что над ним сгустилась смертельная угроза. Это при том, что один из главных постулатов Natural Parentig — сверхсильная чувственная, эмоциональная связь с ребенком, «неразрывный подход». Почему же случился такой разрыв связи?

«Естественное родительство» характеризуют кто во что горазд: то идеологией, технологией, методикой, бытовой религией, сектанским учением, духовной практикой, мировоззрением или аномалией, – а то и просто «подходом». Но только на первый взгляд концепция естественного родительства выглядит новым руссоизмом, романтическим экологизмом в духе «назад к природе» («наш вольный дух вьет вольный свой полет над широтою темно-синих вод»). Ничего особенно оригинального в самой концепции супругов Сирс нет и к особенному антицивилизационному эскапизму она не располагает. Трудно поставить под сомнение благодатность долгого грудного вскармливания, как и пользу частого ношения на руках; минимизированные отношения с медициной — мечта, пожалуй, любой матери; совместный сон — тоже милое дело, если озаботиться тем, чтобы не «приспать ребеночка»; антипрививочные настроения — тоже не экзотика; соски и пустышки всегда осознавались как некоторый компромисс между «ох, не надо бы» и «ну а что поделаешь». В общем, Волга впадает, а лошади едят овес и сено. Прочитав программу, многие матери до-слинговой, «пост-бенджаминспоковской эпохи» (в том числе и я) обнаружат, что они в той или иной мере практиковали «естественное родительство», – интуитивно или вынужденно, например, принцип «памперс только на ночь» неуклонно соблюдался из-за дороговизны памперсов в начале 1990-х, а мой ребенок не слезал с рук просто потому, что мне это нравилось. Доверие к голосу сердца и здравому смыслу, к себе и к ребенку, небрежение режимом и казенной инструкцией, – уже много десятилетий городские мамаши, подначитавшись супругов Никитиных и работ по «педагогике сотрудничества», не строятся под участкового педиатра, не считают граммы прикормов и не кипятят пеленки.

Но «в мире есть царь, этот царь беспощаден» – рынок названье ему. Россия – особенная питательная среда, где в общем-то банальные идеи четы Сирс, перемешавшись с эклектическими идеями отечественного и западного духовного акушерства и раннего развития (огромный мир, захватывающе-маргинальный, яркий и по-своему поэтичный), натуропатии и «экологического сознания», расцвели в богатую ветвистую доктрину, обросли огненным статусом альтернативности и требуют уже экстремальных воззрений на многие рутинные вопросы. «Естественное материнство» в этой его инкарнации осознается как вызов одновременно мещанству и медицинскому официозу; отношения с казенным сектором здравоохранения и образования уже не минимизируются, а воспринимаются как острое хроническое противостояние. Рынок. Ксендзы. А как иначе?

Дети погибают не из-за «естественного родительства». Дети погибают из-за полной атрофии критического сознания у их родителей.

Чем питается психоз

Поиск нетрадиционной практики, как ни странно, бывает проявлением своеобразного материнского перфекционизма, своего рода «синдрома отличницы». Роды — это, с одной стороны, экзистенциальная феерия, а с другой стороны — твой главный жизненный экзамен, вкрадчиво объясняет голос рынка (через СМИ, блоги и пр.) Всякой платежеспособной девушке, – можешь ли ты позволить себе провести такой праздник в казенной серости? Ответственная девушка, конечно же, не может. Для туповатых, нескорых в выборе девушек работают хорошо известные фигуры запугивания (первое место занимает кесарево сечение, которое якобы совершенно без повода, а чисто из подлости любят делать в роддомах; подробнее о методах воздействия – здесь.

Разумеется, так происходит не всегда, и даже ортодоксальная «слингомама» — совсем не обязательно мать-экстремалка. Есть школы, где принципы «естественного родительства» мягко интегрированы во вполне цивилизованный быт и уклад, где автономность от системы обеспечена возможностью экстренной связи с ней же, а ситуация Юли Миковой невозможна в принципе. Но эти конформисты и перестраховщики активной частью сообщества «естественников» не рассматриваются всерьез, а то и открыто осуждаются. Монополию (центры, семинары, лагеря, магазины) держат hard- «естественники», и условная «домашняя ванна» (она же «надувной бассейн») ведет жестокую конкурентную войну с условным «роддомом». Ну и с детской больницей заодно.

Конечно, психоз «естественного родительства» питается, среди прочего, и социальными причинами: массовая ятрофобия (боязнь врачей) и фармакофобия (боязнь лекарств) – прямые следствия печального состояния отечественных бюджетных больниц, прежде всего их стилистическая непереносимость, конвейерное хамство, страх унижения. Хочется поэзии, мистерии, острого и яркого потрясения, – а в казенных стенах «известно что». Или неизвестно что: при ближайшем рассмотрении оказывается, что не всегда роддом представляет собой моральный и вещественный ужас-ужас-ужас, но пехотинцы естественности до ближайшего рассмотрения не снисходят (несмотря на то, что легальные платные роды по стоимости примерно сопоставимы с духовным сервисом).

Впрочем, инструментализируются и совсем другие страхи:

…«Но страшно боюсь ювенальной юстиции. Знаете, почему? Потому что детям не делаю прививки, потому что не вожу их в детсад, потому что и в школу подумываю не отдавать, потому что живу в деревне глухой такой, что сейчас и не проедешь – дорога, как масло (чернозем, поле). Потому что боюсь педофилии, наркомании, детского алкоголизама и преступности… боюсь того, что скоро везде начнут внушать, что гомосексуализм – это нормально, это хорошо, начнут наказывать за нетолерантность, за любовь к своей земле, отечеству, Родине.
Боюсь, что мои дети не захотят рожать детей.
Я люблю Россию, люблю до дрожи, до комка в горле. Люблю свой народ. А государство его уничтожает, в том числе и с помощью надвигающейся ЮЮ».
(из записи Юлии Миковой на форуме kuraev.ru, 2009 год)

Как видим — не государство, не ЮЮ. Есть и другие силы.

«Соответствуя мировым стандартам»

Очевидно, что рога и копыта, собирающиеся под зонтик «естественного родительства» – не просто рога и копыта, а набирающий влияние игрок сразу на нескольких рынках: родовспомогательных услуг, психолого-педагогического сервиса, нетрадиционной медицины, «био» и «органик» товаров (питание, предметы ухода, одежда), и, наконец, активнее всего – на рынке «духовных практик». В анонсе журнала «Домашний ребенок прямо так и сформулировано: «Сфера услуг в этой области становится более профессиональной и соответствующей мировым стандартам». Женщина уверена, что входит в дивный новый мир мистических озарений – но она входит в супермаркет.

К примеру, «роды соло», ставшие особенно популярными после громкого судебного процесса над четой духовных акушеров Ермаковых из Санкт-Петербурга. Большинство клиенток «Колыбельки» благополучно разрешились здоровыми детьми, но у шестерых дети погибли в домашних родах, а двое детей стали глубокими инвалидами. В 2009 году Елена Ермакова, беременная шестым ребенком, была арестована — даже во время судебного процесса обвиняемая продолжала принимать домашние роды (нужно же кормить большую семью). В камере СИЗО Елена родила здорового мальчика, не нарушив ритуал «водных родов»), а вскоре была осуждена на пять с половиной лет колонии-поселении; через год ее выпустили, отсрочив наказание до 2023 года, – и сегодня Елена читает лекции в одном из петербургских центров родительской культуры. Ее авторитет по-прежнему велик. Пострадавшие матери уверены, что эту песню не задушишь не убьешь и Елена продолжит подпольное родовспоможение, но пока что темна вода в облацех, да и родовспомогательные моды поменялись — именно благодаря «делу Ермаковых».

Уже в ходе скандального судебного процесса индустрия оперативно перестроилась, начав усиленно пропагандировать «роды соло», при которых домашней акушерке гарантирован юридический иммунитет: она физически отсутствует рядом с роженицей, управляя мистерией по скайпу или телефону, – тем самым исключается вероятность какой-либо правовой ответственности. Роженице помогают только домашние. Роды соло популяризуют с тем же упоением, с которым в свое время — домашние роды. Вот, к примеру, Интернет-журнал detka-konfetka.ru объясняет с похвальной откровенностью: «Хотя, в большинстве случаев, сольные роды заканчиваются благополучно, не стоит забывать, что есть и трагические случаи, когда откачивали мать, а вот новорожденного уже было не спасти именно из-за неожиданных осложнений. Это действительно несчастье для семьи, но родители сами приняли всю ответственность за любой исход родов (ведь соло роды – это всегда большой риск) и здесь уже некого винить». Некого винить, ну некого винить, ну решительно некого винить! Предупреждение заканчивается глумливым пожеланием: «Удачных Вам сольных родов!»

Одиночное плавание

Переориентация на «сольные роды» позволила сохранить базовую часть отрасли «духовного родительства» (которой во время процесса над Ермаковыми предрекали скорую гибель), прежде всего – систему подготовительных «родительских школ» и курсов, которые за последнее десятилетие стали вполне себе жирной коммерческой институцией, продавая не только знания-умения-навыки, но и БАДы, и шмотки, и слинги, и «дезодоранты для беременных и кормящих», все как положено. Духовные акушерки, конечно же, частично потеряли в заработке — дирижирование по скайпу все-таки не то что непосредственное ведение родов, но это компенсировалось активизацией в пренатальном и постнатальном департаментах, появились новые услуги и новые специализации, например, «слингоконсультант» (а что, чем не профессия). В этом смысле показательна материнская биография самой Юлии Миковой: на первые роды она отправилась к известной домашней акушерке, православной американке Молли Каллигер (слава Богу, та адекватно оценила состояние Юлии и немедленно отправила ее в роддом), а вот вторые роды прошли, в соответствии с новой модой, в стиле «соло», в деревенском доме, новорожденную растирали снегом.

Разумеется, переход к «соло» не замедлил дать новый урожай перинатальной смертности: только в коммьюнити матери рассказали про шесть смертей, – а сколько не рассказали? И сколько их еще случится?

Кто ответит за идеи

Будет жаль, если «дело Юлии Миковой» станет кампанией против собственно «естественного родительства». А к этому, похоже, идет – на сайте Генпрокуратуры Юлию Микову уже обозвали «злоумышленницей» (как будто и прокуроровские включились в волну интернет-бичевания). Это, конечно, вздор: Юлия прежде всего – жертва полуразрешенной индустрии альтернативного родительства.

Но будет правильным, если ее дело станет поводом для ревизии стихийного рынка родовспомогательных, медицинских и «духовных» услуг.

И прежде всего — для ревизии рынка соответствующих идей.

Иначе в подзамочных форумах все чаще будут появляться исповеди, начинающиеся со слов «Мы его потеряли…», – и есть ли что-то более неестественное, чем такое родительство?

Евгения ДОЛГИНОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?