Портал «Милосердие.ru» продолжает публикацию видеозаписей по итогам работы Летней школы православной и социальной журналистики, которая проходила с 14 по 17 июля 2022 года в Переславле-Залесском.
Лекция теле- и радиожурналистов Аллы Митрофановой и Александра Ананьева посвящена мастерству видеть детали и использовать их в тексте так, чтобы они были уместными, яркими и создавали для читателя тот самый эффект присутствия. В формате мастер-класса с примерами и юмором Алла и Александр рассказывают о своих правилах и приемах работы с деталями, а напоследок советуют слушателям и коллегам-журналистам иногда нарушать эти правила и быть свободными в своем творчестве.
Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в виде тайм-кода.
00:20 Знакомство со спикерами. «Мы опровергли базовый принцип «мужу не следует работать с женой» – мы работаем вместе, 90% наших проектов мы вместе придумываем, снимаем и монтируем».
02.11 Проекты, которыми занимаются Алла и Александр. «Мы рассказываем истории».
11:20 10 правил написания истории. «Может быть, они смешные и очевидные, скорее всего вы им следуете. Но если ты знаешь эти правила, но специально им не следуешь, возникает сила, которая сама складывает эти пазлы в историю».
12:51 История: какой она должна быть? Без чего не может быть истории? Важно всегда думать: а что с этого получает читатель?
14:25 Без чего точно не может быть истории, так это без начала. Правило № 1: У вас есть 7 секунд, чтобы завладеть вниманием читателя.
17:02 Почему мы в основном начинаем рассказывать истории издалека? Тренинг: придумайте начало сказки «Колобок» так, чтобы сразу зацепить читателя.
20:09 Люди боятся слов, мыслей, переживаний. Мы должны быстро понять: а мне это сейчас надо читать?
21:03 У тех, кто занимается сегодня православной журналистикой, есть преимущество – мы формируем альтернативную повестку.
22:21 По первой строчке должно быть понятно, что будет дальше. Люди не хотят тратить время впустую.
23:21 С чего начать? Атмосфера, действие или деталь?
24:45 Говорить только о деталях особого смысла нет. История – это не деталь, это всегда конфликт и метанойя, изменение. Но деталь может иметь решающее значение.
28:40 Пример метанойи – история протоиерея Александра Гаврилова о человеке, который жаловался на судьбу, но за 10 лет ничего не изменилось.
30:45 Примеры хорошего начала из книг.
31:13 Правило № 2: Первая фраза текста – всегда наживка. Важный нюанс – это правило имеет отношение не только к началу истории, но и к началу каждого абзаца. Люди очень занятые, они не будут читать дальше.
34:29 Правило № 3: Три поросенка. Ничто так не цепляет людей, как три не важно чего. Два мало, четыре много. Это работает на всех уровнях текста.
39:30 «Три поросенка» работают и на уровне композиции. Если в истории больше трех новых для читателя действующих лиц – это уже перегруз. Три локации, не более. Пример финала с использованием приема «три поросенка».
42:00 Аккуратно: не больше трех событий, не больше трех имен, не больше трех цифр в одной истории.
43:19 Правило № 4: Ружье на стене и почему оно должно выстрелить. Чем деталь отличается от подробности. Без детали история будет неприкольная. Иногда она переворачивает всю историю. Примеры.
50:11 Подробность – любимая женская штука. Без подробностей можно обойтись. Пример из рассказа о Рождестве, который может обойтись без подробностей не в ущерб тексту.
56:09 Правило № 5: Властелин кольца. Закольцовывайте, это замечательный прием! Кстати, сюжет мы обычно закольцовываем с помощью деталей.
59:58 Правило № 6: Живые детали. Иногда детали становятся тем, что превращает неживое в живое. Не скупитесь на детали, но и не перегружайте ими текст.
01.01.42. Правило № 7: Не продешевите. Как «продать» читателю или слушателю то, что он вроде бы уже знает. Хороший ресторан отличается от плохого подачей. Так и с деталью – пусть у вас будет не гренка, а крутон! Применяйте шоковую терапию. Или постройте декорацию вокруг значимой детали. Примеры.
01:10:33 Правило № 8: Не утоните в деталях. Если нужно объяснять, то не нужно объяснять. Такая деталь, вероятно, не подойдет для текста. Держите в голове тему и цель текста, потому что важно помнить о том, в какую точку мы должны прийти в финале. Удивляйте в каждом абзаце.
01:18:59 Правило № 9: Метанойя. Это не имеет прямого отношения к деталям, но отвечает на вопрос – зачем этот текст, для чего эта история. Мы ждем перемены в герое, потому что хотим сами измениться вместе с ним. Но как показать эти перемены? Нужна контрастная деталь.
01:26:00 Правило № 10: Нарушайте правила! Чем больше правил мы знаем, тем легче нам их потом нарушать, удивлять себя и читателей.