Православный портал о благотворительности

«Держи ум во аде и не отчаивайся» – что это значит на самом деле?

Иногда мы слишком легко и метафорически говорим об аде. А когда задумываемся о нем всерьез, приходим в ужас. Но Христос учил не этому. Он дал удивительное откровение об этом подвижнику ХХ века – Силуану Афонскому

Преподобный Силуан Афонский. Фото 30-e годы XX века

Монах Силуан поднялся с табурета, чтобы сделать поклон, но вместо иконы увидел перед собой огромного беса. Он огляделся вокруг – бесы заполняли всю келию.

«Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне, – взмолился он. – Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» И в душе прозвучал ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов».

«Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа», – добавил монах. И внутри ясно прозвучало: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

Бесы правды не говорят

Однажды, осенним днем 1892 года, в монастырь Святого Пантелеимона на Афоне пришел высокий темноволосый мужчина лет 30. Звали его Семеном Антоновым. Он стал здесь послушником, потом монахом с именем Силуан.

Силуан Афонский (1866-1938) – самый аутентичный монах ХХ века

Семен Иванович Антонов был простым крестьянином Тамбовской губернии. В школу ходил, по собственным словам, «две зимы» зато с юности мечтал о монашестве. Правда, отец настоял на том, чтобы он сначала поступил на военную службу.

Служил Семен в Петербурге, в лейб-гвардии. Мечты о монашестве он не оставлял. «Я думаю: сидим мы сейчас в трактире, едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться, так вот — кто же из нас на Страшном суде даст лучший ответ, они или мы?», – говорил он товарищам?

Несколько раз он посылал афонским монахам деньги. В 1892 году он поступил в Русский монастырь Святого Пантелеимона на Афоне.

В 1911 году по пострижении в  схиму с именем Силуан, нес послушание монастырского эконома. На недоуменные вопросы о том, как можно совмещать эту нервную должность с монашеским деланием, он отвечал: «Если душа любит народ и жалеет его, то молитва не может прекратиться».

Тогда же он написал записки, опубликованные в 1952 году его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым). По духу они были так близки мыслям древних подвижников, что их назвали «Новым добротолюбием».

Когда книга о старце Силуане распространилась за рубежом, интерес к подвижнику стал зашкаливающим. Паломники, приезжая на Афон, спрашивали: «Где глава Силуана?» Дошло до того, что игумен монастыря приказал утопить главу, считая такое почитание неправильным. Но монахи ослушались, и голову сохранили. Это повторялось несколько раз при разных игуменах, пока глава, наконец, не была выставлена для поклонения.
В 1987 году Силуан Афонский был канонизирован Константинопольским патриархатом, в 1992 году преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Московского патриархата по благословению патриарха Алексия II.

Колокола Свято-Пантелеимонова русского монастыря
Колокола Свято-Пантелеимонова русского монастыря, расположенного на склонах Святой горы Афон. 01.06.1992. Фото: Юрий Кавер/РИА Новости

Молодого послушника хвалили за трудолюбие и хороший характер. Это было приятно. Стали приходить даже такие мысли: «Ты покаялся, твои грехи прощены, постоянно молишься, ты, наверное, святой». Позже стали являться и бесы…

По неопытности послушник с ними разговаривал, «как с людьми». Иногда они говорили ему: «ты теперь святой», а иногда – «ты не спасешься». Не выдержав, брат Симеон спросил: «Почему вы мне говорите по-разному: то, что я свят, то – что не спасусь?» Бес насмешливо ответил: «Мы никогда правды не говорим».

Шли месяцы, мучительность бесовских нападений возрастала, силы стали подходить к концу. Потеряв всякую надежду, инок воскликнул: «Бога умолить невозможно!»

В тот же день, во время вечерни, послушнику явился с утешением Сам Христос. Позже старец Силуан утверждал, что когда Господь является душе, то она не может не узнать в Нем своего Творца и Бога, но описать это состояние не получится.

Творец еще не раз являлся монаху, но с каждым разом действие благодати чувствовалось слабее. Бесы же одолевали все сильнее. Монах скорбел об этом. «Своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам, потому что не научился Христову смирению, а без него теряется благодать Святого Духа и душа скорбит по благодати. Благодатию Христовою душа покойна в боли», – писал он в одном из писем. «Кто познал Господа Духом Святым, тот скучает по Нем день и ночь: „Почто Ты оставил Меня, Господи?« – сокрушался в другом письме. Современники старца говорили, что он постоянно плакал от разлуки с Господом, поэтому на иконах его часто изображают со слезами.

Прошло 15 лет со дня первого явления ему Господа. Однажды, в одно из таких тягостных ночных бдений, когда сосредоточиться не получалось, а вместо иконы монаху явился бес, Господь дал своему подвижнику откровение.

«Держать ум во аде» – это как?

Монастырь Святого Пантелеимона (Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь). На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 года. До этого она находилась в другом месте, дальше от побережья. 04.06.2010. Фото: Владимир Федоренко/РИА Новости

«Держи ум свой во аде и не отчаивайся», – сказал Христос. Что же это значит? Возможно ли не отчаиваться, соприкасаясь с адом, пусть даже мысленно?

Самый важный и главный смысл первой части совета Христа «держи ум твой во аде» таков: «Постоянно помни, что по причине своих грехов заслуживаешь наказание и адские муки». Ад здесь понимается в своем классическом смысле – как место, где мучаются осужденные Господом на Страшном суде.

Старец считает себя заслуживающим ада из-за своих прошлых грехов («по делам моим я достоин мучений и на земле, и во аде»), особенно из-за гордыни. Только осознав свою греховность и осудив себя, можно обрести смирение, считает он. Слова Христа и нацелены на это – помочь подвижнику достичь смирения, ведь это – высочайшая христианская добродетель.

Ад можно понимать и в более широком смысле слова – как мучения и страдания. «Это особенно важно, чтобы быть услышанным в мире, где все больше людей перестают верить в ад в религиозном смысле, а также в реальность диавола и бесов», – считает современный французский богослов Жан-Клод Ларше.

Отчаяние – это страсть. Есть ли от нее лекарство?

Противоядие от отчаяния – надежда на милость Божию.

Вторая часть слов Христа «и не отчаивайся» неотделима от первой. Как же не отчаиваться? Слова Христа показывают, как балансировать между «ты – святой» и «ты не спасешься»; ведь обе мысли внушены диаволом, и обе способны погубить.

«Сидите дома и благодарите Господа от всей души. Который за скорби благодарит Бога, у того они малы бывают, потому что душа предалась воле Божией и Дух Божий веселит душу упованием на Бога. Все люди, которые возложили упование на Бога, они покойны в Боге на всяком месте, потому что внутри души веселит их Благодать. Но если кто потерял Ее, то опять ее ищет покаянием, и Господь опять дает. Он нас много любит. Он говорит в Евангелии: „Иду к Отцу Моему и Отцу вашему, иду к Богу Моему и Богу вашему«. Видите, как Он нас много любит. Милости эти слова исполнены, любви и милосердия. Будем помышлять день и ночь, что любит нас, грешных, Господь и зовет к Себе», – так написал старец Силуан в одном из своих последних писем в июле 1938 года.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version