Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Деревянный чурбачок и электромобиль – это одна и та же игрушка

«Милосердие.ru» анализирует рынок игрушек. Сегодня мы говорим о почти идеальном мяче, об игрушках в детском саду и о том, что происходит с детской игрой

Фрёбелевский «конструктор». Изображение с сайта wikimedia.org

Мы ищем идеальную игрушку для ребенка. Это кукла, это мяч, это конструктор из модного магазина интеллектуальных головоломок для детей? В начале нашего поиска мы говорили о разнице между  миром куклы и миром народной игрушки. Может быть, народная игрушка идеальна? Или авторская? С опытным фрёбелевским педагогом мы говорим о почти идеальной игрушке. И задумываемся о том, а в магазине ли нужно искать наш идеал?

Виктория Витальевна Кожевникова, педагог-психолог, президент Ассоциации Фрёбель-педагогов, один из соавторов программы развивающего дошкольного образования «Тропинки», рассказывает:

— Я занимаюсь игрушками для детского сада, которые имеют двухсотлетнюю историю. Меня интересует, как эти игрушки влияют на современных детей, в какие игры играют наши дети, как эти игры можно интегрировать в программу детского сада. И вообще — что сегодня происходит с детской игрой.

— Игрушка – это очень важно?

— Когда взрослые дают ребенку игрушку, они дают ему образ мира. Поэтому Фридрих Фрёбель, создатель первых детских садов, называл игрушку даром, который родители преподносят ребенку. Первый детский сад появился в 1840 году и потому мы говорим почти про двухсотлетнюю историю игрушек для детского сада. Конечно, игрушки были у детей и в глубокой древности, но до Фрёбеля взрослые просто не задумывались, в какие игры играют дети, какими атрибутами игры они пользуются. Немецкий педагог первым систематизировал детские игрушки: показал их преемственность, объяснил, что игрушка дается взрослыми ребенку как игровой предмет-заместитель реального мира, как предмет для фантазии (при этом комфортный и безопасный).

— Можно ли сказать, что в детской жизни есть одна-единственная главная игрушка?

Фрёбель говорил, что первый дар, который родители преподносят своему ребенку — это мяч.

Мяч известен еще со времен ДревнейГреции, где он имел свою религиозную составляющую. Мячик – предмет-заместитель реального мира. Это значит, что ребенок познает мир через эту игрушку. Мяч дает малышу все сенсорные ощущения для познания окружающего мира: круглый, одновременно мягкий и твердый, он катится, его безболезненно можно погладить, и он не укусит, его можно засунуть в рот, его можно уронить, и родители не ругаются, что он разобьется.

Когда ребенку исполняется 3 года, мяч переносится в символическое пространство и становится предметом для игры. Ребенок катит мяч, бросает мяч другому ребенку или взрослому.

Позднее у детей появляются предметно-ролевые игры с мячом. Они говорят друг другу: давайте мяч будет луной, мы будем лететь к луне. Давайте этот мяч будет моим ребенком, мы его завернем, у него будут глазки… Это — тот же самый мяч, которым малыш играл в играл в два года, но мяч наделяется другими свойствами.

Если ребенок активно проживает период дошкольного детства в игре, то мячик становится той дидактической ниточкой из детства, которая связывает его со школой. Учительница начальных классов говорит: давайте я буду бросать вам мячик, а вы будете отвечать на мои вопросы. Мяч никуда не исчезает и с наступлением взрослой жизни. Даже ролевые тренинги без мяча не обходятся. На них мяч используется как средство знакомства друг с другом.

— Когда-то у ребенка был один-единственный мячик. Но сейчас рынок игрушек – огромен. Родители спрашивают: как выбрать на этом рынке игрушку?

— Попробую ответить одновременно и как специалист и как мама маленьких детей. В 19 веке игрушка всегда была штучным продуктом. Ее либо конструировали сами дети, либо покупали в магазине дорогих игрушек, где все товары были сделаны вручную. Массовое производство игрушек началось в конце 19-начале 20 века. И только в 30- годы XX века, когда наладился промышленный выпуск игрушек, весь мир охватил «игрушечный бум».

Сегодня в России есть два рынка игрушек. Один рынок – стихийный. Вы приходите с ребенком в «Детский мир», у вас разбегаются глаза, настолько там много всего, и вы уходите оттуда с покупкой, хотя не всегда понимаете, почему купили именно это.

На другом рынке, который сегодня набирает популярность, представлены умные игрушки. Взрослые приходят туда одни, чтобы купить своим детям полезную (с их собственной точки зрения) игру. Иногда эти рынки пересекаются, иногда — нет.

Обычно родители, приходя в магазин сами, без детей, выдвигают три идеальных условия: они хотят купить игрушку, в которую ребенок мог бы играть сам, делать это долго, и при этом развиваться. Так вот: такой игрушки не существует в природе!

Поэтому идеальная игрушка – это та, в которую взрослый может сам играть с ребенком. Если игра доставляет удовольствие обоим, игрушка принесет ребенку максимальную пользу и послужит для его развития.

— Родители часто жалуются, что они совершенно не понимают, во что играют их дети…

— Мы чаще всего не стремимся разобраться, какая история стоит за той или иной игрушкой. «Тебе она нравится? Я тебе ее куплю» — вот и решение вопроса. Чтобы понять смысл приобретаемой игрушки, надо поинтересоваться теми мультиками, которые смотрит ребенок.

Трудно? Посмотрите его вместо программы новостей, которая так действует вам на нервы. Результат будет куда полезнее: вы узнаете историю игрушек, которые просит ваш ребенок. А дальше – не бойтесь вступить в разговор с детьми об этих персонажах!

Какой трансформер тебе нравится? Почему Бамблби такой? Что случилось со злыми трансформерами, почему они стали злыми? История трансформеров на самом деле очень интересна: она — об алчности и разрушенной дружбе. Другая большая субкультура, которой увлекаются девочки, – «My little pony». В центре этого мультфильма — тоже взрослая, серьезная история о дружбе, которую стоит обсудить с ребенком.

Если родители погружены в эти истории и обсуждают их с детьми, в их отношениях появится много интересного!

Более того: если мы правильно понимаем взаимоотношение с ребенком, мы можем объединить вокруг детской игры всю семью. Возьмите нашумевшую игру Angry birds. По сути, что это такое? Если мы играем в нее в телефоне, это одно.

Но если мы переносим игру домой, то это – всем известная игра в городки! Покупаем кубики, берем этих птичек и все отлично. Бабушки с дедушкой больше не говорят: «Что за дурь вы ребенку купили!». Они восклицают: ага, в моей молодости мы еще играли в эту игру вот так! И начинается обмен семейными традициями.

— Но можно ли в принципе изолировать детей от разного рода сомнительных и пугающих игрушек?

— Дети пользуются теми игрушками, которые предлагает им рынок. Ничего плохого, с точки зрения сказочных сюжетов, за этими игрушками не стоит, даже если они выглядят страшновато. Надо знать современные сказочные сюжеты, чтобы можно было направлять игру ребенка и помогать ему выбирать персонажей для игры.

Я говорю о спорной – с точки зрения педагогов и родителей – территории: куклах «Winx», которые потом стали «Monster High Dolls».

Это — взрослая игрушка, игрушка для подростков, которая сегодня, к сожалению, все же вошла в культуру детского сада.

На мой взгляд, история была такова. Примерно семь лет назад появились красивые изящные куклы «Winx»: девочки-феи с прозрачными крылышками. Они были продолжением кукол Барби. Девочки, которые увлекались ими, теперь стали подростками. Для них, взяв за основу серию «Winx», та же компания Mattel (которая выпускает знаменитую Барби), разработала кукол для подросткового возраста «Monster High». Потом уже появился популярный мультсериал «Школа монстров». Девочки-подростки в восторге принялись собирать «монстров». Компания-производитель, возможно, не подумала о том, что у этих девочек были младшие сестры, которые понесли этих «монстров» в детские сады… Это, впрочем, мое личное мнение. Но результат мы видим: продукт, изначально предназначенный для другой возрастной группы, попал к маленьким детям. Как поступить в этой ситуации?

Посмотрите вместе с дочкой мультик «Школа монстров», разберитесь в персонажах, поговорите о них — и вы сможете уговорить свою девочку не играть в них и не просить этих кукол. Проанализируйте вместе с нею всех персонажей мультфильма и решите, что ни один из них для игры не интересен. Тогда в магазине игрушек вы с дочкой спокойно пройдете мимо: «А, я всех их знаю, но ни один мне не нравится. И вообще, у них как-то холодно и противно в этом загробном мире».

История с «монстрами-хай» повторяется и в области игрушек для мальчиков. Для них выпускается много антропоморфных фигурок, похожих на монстров: трансформеры, черепашки-ниндзя, бакуганы… Взрослые говорят: это жутко! Но, как я уже сказала, о современных игрушках надо судить не по принципу «красиво-некрасиво», а по тому, что представляет из себя этот персонаж. Вникнув в его историю, мы обнаружим очень интересные вещи.

Например, в субкультуре трансформеров есть существа добрые и злые. Вы можете с первого взгляда отличить доброго трансформера от злого? А ребенок может! Или бакуганы: тайные персонажи, которые попали на землю и защищают своего хозяина. По сути, это персонажи те же волшебных сказок, только на новый лад. Если ваш ребенок увлекается черепашками-ниндзя, то вам надо знать о каждой черепашке ниндзя все. Почему Донателло умный? Почему Леонардо смелый? Почему их воспитал приемный отец-крыса? Почему они его так любят?.

Если вы будете играть, читать, обсуждать сказочных персонажей вместе с детьми, вы никогда не встретите неожиданностей. Например, когда на тридцать пятой странице красиво иллюстрированной сказки ведьма не просто съедает Гензеля и Гретель, но еще и поедает их внутренности. Если вы просмотрели книжку заранее или читаете ее вместе с ребенком, вы сможете смягчить эту ситуацию. И вам не придется потом ужасаться, когда вы увидите, что ваш ребенок во все это играет!

— В СМИ постоянно ведутся разговоры об опасных игрушках, которые якобы ввозятся в Россию. Если серьезно – такая опасность существует?

— Не верьте утверждениям, что через границу России можно провезти любую сомнительную игрушку. У нас этот рынок жестко сертифицирован, и получить сертификат достаточно сложно. Я сама с этим сталкивалась. Если кто-то просто привезет из Китая вагон игрушек — этот товар так и останется на границе. Все игрушки должны иметь сертификат безопасности (Сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза). Если вы не знаете, как выглядит сертификат ТРТС, его можно найти в открытом доступе в интернете. При сомнении в качествах игрушки выможете посмотреть, какая фирма ее привезла, и предъявлять ей претензии.

Понятно, что игрушка за тридцать рублей, привезенная из Китая, дома стоила рубль. Если опасаетесь за безопасность ребенка, смотрите на цену: цена имеет значение.

— Может быть, стоит возродить фабрики игрушек по образцам советских времен? Многие родители говорят, что хотели бы купить для ребенка игрушку именно из своего детства….

— Не знаю, смогут ли современные дети в них играть. Они никогда их не видели и не привыкли к ним. Даже если группе детей в дошкольном учреждении предложить поиграть в такую куклу, мало кто ее возьмет.

Кукла. С веснушками. СССР. Фото с сайта newauction.ru

Однажды на занятии в детском саду я сделала дидактическую ошибку: принесла детям красивую куклу, двадцатисантиметровую, из моего детства… И — занятие сорвалось. Дети тут же принялись раздевать куклу. Я намеревалась показать им определенного персонажа, а дети хотели посмотреть, как она устроена.

Они никогда не видели ничего подобного и даже не знали, что кукла может быть такой. Кукла была очень хороша. Но она не раскрученная: родителям проще купить девочке «Winx». Кстати, на занятии в этой группе у меня было больше мальчиков чем девочек…

— И они так заинтересовались куклой?

— Если у мальчика дома культ мужественности, для него такая ситуация оказывается настоящей «бомбой»: можно поиграть в куклы, и тебя не накажут, тебе не скажут, что ты не мальчик, что ты не мужчина, что это — запрещенная территория.

На самом деле я бы не сказала, что сегодня между игрушками для мальчиков и девочек проходит четкая граница. Мультфильм «My little pony» мальчики смотрят наравне с девочками (хотя мальчики, как я заметила, почему-то не просят родителей купить им пони).

Я пытаюсь отслеживать статистику скачиваний компьютерных игр и не могу сказать, что игры с куклами на переодевание скачивают больше девочки, а танки и трансформеры – мальчики. Процент скачиваний примерно одинаков! Девочки и мальчики заходят и на ту, и на другую территорию. И они осваивают то, что им больше интересно в данный момент.

Кстати, за заметку родителям: сейчас в продаже появились куклы-мальчики. Не такие, как раньше, кривоногие пупсы, которых надо укачивать, а игрушки, с которыми ребенок может себя идентифицировать: мальчики четырех лет или мальчики-школьники. Для мальчика такая кукла важна в пяти-шести летнем возрасте, когда ему не с кем себя идентифицировать: дворовой культуры больше нет, других мальчиков он не видит…

Вообще же мальчики начинают интересоваться куклами, когда у них появляется интерес к тому, как устроена семья. В двухлетнем возрасте их интересуют коляски. «Мама катит коляску, я тоже хочу катить коляску». Поэтому я призываю родителей: не стесняйтесь покупать мальчикам в этом возрасте коляски. Тем более, что в продаже сегодня есть коляски синего цвета, без цветочков, в которых мальчик может покатать грузовик или мишку-тедди.

— А как объяснить, что интерес к военным игрушкам и вообще стремление к разрушению проявляется именно у девочек?

— Если девочке нравится разрушать, не надо ей мешать. Дети отрабатывают свои роли в дошкольном возрасте. Мы все проходим в своем становлении этап разрушения и переходим от него к созиданию. И если мы не прошли этот этап в возрасте двух лет, когда для ребенка это нормально, то в три года родители все равно должны этого ждать… Если девочка в два года была супер-хорошей, в три года у нее испортился характер, а в четыре она стала все крушить, то — пусть крушит. Иначе она начнет все крушить в подростковом возрасте. А это будет куда опаснее!

С точки зрения культурно-исторической психологии Льва Выготского, каждый возрастной период должен быть прожит ребенком вовремя. Если он не был прожит, он рано или поздно все равно проживется. Не могут коренные зубы вырасти сразу, должен быть этап молочных зубов. Мы должны сначала крушить, убеждаясь, что мир состоит из мелких деталей, чтобы потом перейти к созиданию. Невозможно созидать то, устройства чего ты не понимаешь.

Поэтому ответ на вопрос: есть ли идеальная игрушка для ребенка, прост. Идеальная игрушка – это та, в которую взрослый  играет вместе с ребенком, и которая дает возможность ребенку понять, как  устроен мир. Эта игрушка — деревянный чурбачок, кубик, мяч, Барби, танк, железная дорога, робот, электромобиль. Все, что в один прекрасный день  позволит ребенку что-то важное понять и сделать шаг вперед.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?