Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Депрессия в маске: как отследить признаки болезни

«Я думала, у меня снизился иммунитет, а у меня оказалась депрессия», – рассказала героиня свою историю.
Говорим о том, как понять, что у тебя депрессия, и не затянуть лечение

Коллаж. Психическое нездоровье

В жизни у Людмилы не произошло ничего трагического. Она работала на любимой работе, встречалась с друзьями, ездила в отпуск. Только вот жила через силу. Не радовалась новому дню и боялась ночей – сон не приходил до пяти утра. Сама не заметила, как стала все делать на автомате, практически ничего не чувствуя. Так продолжалось два года.

«В это время я стала часто болеть – вроде как простужалась.

Сначала каждые три месяца, потом каждый месяц. И наконец дошло до того, что я уже не вылезала из болезней. Только наступало улучшение, как через день я снова чувствовала ломоту, слабость, приходилось отлеживаться – практически жить в постели. Хорошо, что работа у меня удаленная.

Друзья водили меня по врачам, но никто из специалистов не находил какую-либо вескую причину – почему я без конца болею.

Было очень тяжело – я не понимала, как жить, все время болея, – надо же работать, ведь жила я одна. Я очень устала. Пугала сама ситуация, ее непонятность, и будущее – дальше-то что? Мне было плохо, каждый день».

Что такое скрытая или маскированная депрессия?

Антон Бурно, врач-психотерапевт в третьем поколении, считает, что Людмиле давно нужно было обратиться к специалисту:

«Есть разные виды депрессий, в том числе и скрытая форма. Такая депрессия проявляется не столько в угнетенности, подавленности, тоске, классических в состоянии депрессии, сколько в болезненных физических симптомах. Психофизика нашего организма такова, что внутренняя боль может пытаться выйти через боль физическую.

Поэтому скрытую депрессию можно заподозрить, если у человека постоянно что-то болит. При этом врачи не находят у такого пациента никакой патологии или находят незначительную патологию, которая не может быть адекватной причиной такого самочувствия.

В этом случае стоит не медлить с обращением к психиатру. Если он диагностирует депрессию, то под воздействием антидепрессантов уйдут и псевдофизические болевые ощущения».

Когда знакомый психолог, слушая, что Людмила говорит о своем состоянии, однажды воскликнула: «А может, у тебя депрессия?», Людмила очень удивилась и … обрадовалась!

«Я на крыльях летела к психиатру, надеясь, что теперь-то наконец найдется причина моей болезни. А значит – и лечение.

Психиатр сразу спросил: «Как вы спите?», задал еще ряд вопросов о моем состоянии, образе жизни и, диагностировав депрессию, выписал препараты».

Когда пора обращаться за помощью

Коллаж. Психическое нездоровье

«Если вы наблюдаете у себя сниженное без отчетливых причин настроение и это состояние не проходит больше двух недель, одного этого достаточно, чтобы заподозрить депрессию, – убежден Антон Бурно.

– Со стороны «пониженное настроение» выглядит так: человек перестает получать удовлетворение от того, что еще недавно приносило ему радость. Ему как будто все становится неинтересным. Снижается его активность и количество жизненных сил, появляется заторможенность. Человек чаще лежит, даже при минимальной физической нагрузке. Только проснулся – уже снова хочет лечь. Короткие вспышки активности, при которых человек беспокоится и суетится, только подтверждают общее депрессивное состояние.

При тяжелых формах депрессии человек перестает есть, мыться, ходить на работу».

По мнению специалистов, если вам дорого свое здоровье, уже на этапе длительного беспричинного снижения настроения стоит обратиться за консультацией. И лучше сразу обращаться к психиатру или врачу-психотерапевту.

Оценить свое состояние можно, ответив на известный тест Бека. Шкала депрессии, или тест Бека, названа так в честь своего разработчика – американского психотерапевта Аарона Бека. Эта шкала была предложена в 1961 году. Она включает в себя 21 вопрос, каждый из которых затрагивает один из значимых симптомов депрессии.

Заполнить тест и получить предварительный ответ можно самостоятельно, например на этом сайте. Важно помнить, что тесты не бывают абсолютно точными и результат, который предлагает тест Бека, – предположительный. Но он может стать поводом, чтобы проконсультироваться с психиатром или врачом-психотерапевтом.

«Специалистом должен быть именно врач, психиатр или психотерапевт, то есть человек с медицинским образованием. Не все психологи могут правильно оценить такое состояние, не перепутать его с усталостью или особенностями личности человека, и будет потеряно время, уточняет Антон Бурно. И хотя многие формы депрессий проходят самостоятельно за несколько месяцев, без специалиста никто не скажет, какая форма настигла человека.

Неспециалисты не смогут отследить ухудшения, не всегда явные, и самое главное не смогут проконтролировать появление суицидальных мыслей. Ведь самая главная опасность депрессии суицидальные мысли, которые могут одолевать человека постепенно и в какой-то момент привести к суициду.

Поэтому человека с депрессией должен наблюдать психиатр».

Симптомы депрессии

Длительные, более двух недель:
снижение интереса к тому, что раньше интересовало,
потеря удовлетворения от ранее приятной деятельности,
снижение настроения, подавленность,
утомляемость, снижение энергии,
трудности концентрации внимания («трудно соображать»),
потеря уверенности в себе,
чувство неполноценности,
чувство вины,
пессимистичное видение будущего,
ранние пробуждения, трудности засыпания,
снижение (реже – повышение) аппетита.

«А вдруг я просто очень устал?»

Такие вопросы сразу приходят в голову. Как же отличить состояние сильной усталости от состояния депрессии?

«Когда человек устал, у него сохраняется уверенность, что он отдохнет и все пройдет. Он даже может определить, сколько времени ему нужно для отдыха: час, два или несколько дней, уточняет врач-психотерапевт Антон Бурно.

При депрессии человек переживает, скорее, обратное: «Это никогда не пройдет, никакой отдых мне не поможет, я все время буду в таком состоянии».

Как уговорить близкого человека обратиться к психиатру?

Коллаж. Психическое нездоровье

Человеку в состоянии депрессии бывает сложно обратиться за помощью. Но если вы сами заметили у близкого симптомы депрессии, нужно попытаться уговорить его обратиться к специалисту.

Антон Бурно: «Обращайте его внимание на очевидные вещи: «Ты все время лежишь», «у тебя нет аппетита», «у тебя падает (или реже – растет) вес», «у тебя совсем нет энергии» «может, сходить к врачу, провериться?» Если человек вам доверяет, можно предложить свою помощь в поиске специалиста, вместе сходить на прием.

В любом случае важно мягко сочувствовать и поддерживать человека. Ни в коем случае нельзя критиковать его. Не стоит спорить, агитировать, навязывать свое мнение. 

Например, при тяжелой форме депрессии человеку может казаться, что он «ужасный», «никчемный». И его вера в это предубеждение так сильна, что разубедить человека невозможно. Более того, если сильно настаивать на том, что он ни в чем не виноват, ему может показаться, что его не понимают, его мнение презираю, и он еще сильнее утвердится в своем заблуждении.

Нужно стараться быть бережным и теплым с таким человеком.

В известной среде, среди «продвинутого поколения» 25+ молодые люди сегодня легко обращаются к психиатрам, без страха принимают антидепрессанты, отмечают многие специалисты. У них нет поколенческого табу, которое встречается у людей старшего и среднего возраста. Они могут легко обсуждать тему своей депрессии друг с другом. «И это хорошо, считает Антон Бурно, раз антидепрессанты действуют, значит, для них есть мишень, значит, обращение к специалисту было оправданно. Случаи гипердиагностики у психиатров, конечно, бывают, но не чаще, чем у других специалистов».

Почему появляется депрессия

Специалисты делят депрессии на те, которые спровоцировало какое-то травмирующее событие (реактивная депрессия), и те, которые запускаются физиологическими процессами в организме (эндогенная депрессия).

Если для реактивной есть какая-то внешняя причина, то эндогенная возникает вне прямой связи с обстоятельствами: «Вроде все в норме, а сил для жизни нет».

Одна из причин эндогенной депрессии – сбой в работе нейромедиаторов. Нейромедиаторы – вещества, которые переносят нервный импульс с одной нервной клетки на другую. И если в пространстве между нервными клетками появляется дефицит нейромедиаторов – чаще всего серотонина и норадреналина – человек ощущает депрессивное настроение.

Антидепрессанты повышают концентрацию нейромедиаторов в пространстве между нервными клетками и тем самым возвращают человеку возможность испытывать радость и удовлетворение.

При реактивной депрессии потребность в лекарствах может быть меньше, но помощь психиатра и психотерапевта все равно нужна.

Нужна ли при депрессии психотерапия?

Психотерапия показана при любых формах депрессии. Даже если антидепрессанты хорошо действуют, психотерапия улучшает их эффективность и снижает риск рецидивов. Психотерапия дает человеку способы совладать с депрессивными состояниями, методы самопомощи.

Вот пример психотерапевтической практики.

Попробуйте заниматься вещами, которые раньше приносили удовольствие, даже без удовольствия. Как говорится, «аппетит приходит во время еды».

Например, читать совершенно не хочется. Но если, при поддержке психотерапевта, заставить себя читать, то через 15–20 минут может вернуться прежнее ощущение удовольствия.

Один из главных психотерапевтических инструментов – творческая деятельность.

Многим помогает физическая активность. Но есть люди, на которых она никак не действует.

Антидепрессанты изменяют сознание?

Современные антидепрессанты никакого измененного состояния сознания не дают. Просто человеку становится легче, он чувствует, что возвращается к себе такому, каким был до депрессии.

«Может наблюдаться такое побочное явление, как «серотониновое безразличие», в результате которого человек становится апатичным. Но это редкое явление и полностью обратимое. В любом случае подбором антидепрессантов обязательно должен заниматься врач, а также вести контроль за их приемом», – объясняет Антон Бурно.

В целом препараты, которые применяются сегодня, хорошо себя зарекомендовали еще с 90-х годов. У них практически нет побочных эффектов, они лучше действуют на депрессию легкой и средней степени в отличие от препаратов прошлого поколения, которые не могли лечить эти формы депрессии.

Людмиле психиатр выписал два препарата, которые она тут же купила. Достала дома первую таблетку, проглотила и… села ждать. «Чего?» – спросил ее потом врач с интересом. – «Изменения сознания», – со смехом ответила Людмила, наслушавшись про разные «опасности» и ни разу до того не принимая психотропные препараты. Однако сознание Людмилы каким было, таким и осталось.

Изменения начались через несколько месяцев.

Постепенно стал возвращаться нормальный сон. Месяцев через 6–7 ощутимо стало легче жить.

А однажды Людмила поймала себя на мысли, что смотрит в окно и любуется красотой леса! «Я поняла, что этого чувства не испытывала очень давно. Мне было просто хорошо и спокойно!»

Стало получше, можно ли бросить пить таблетки?

Коллаж. Психическое нездоровье

Психиатры хором отвечают: отменять антидепрессанты самостоятельно нельзя – это нужно делать постепенно и не раньше, чем скажет врач. Каждый препарат имеет свои правила отмены. Современные препараты не вызывают зависимости, но синдром отмены может быть. При резкой отмене или даже снижении дозы антидепрессантов может нарастать тревога, беспокойство, возникать неприятные ощущения в теле, расстройство стула, тошнота, головные боли.

Антон Бурно: «Бывает так, что депрессивное настроение сменяется резким подъемом настроения. На радостях пациент перестает пить препараты. Но за подъемом может последовать более тяжелый депрессивный эпизод, который при наблюдении и изменении лечебной тактики можно было бы смягчить, уменьшить.

Или же может оказаться, что и депрессивный эпизод, и так называемый маниакальный (резкий, бурный подъем настроения), были симптомами биполярного расстройства. И значит, нужно менять тактику лечения. А пациент, который самостоятельно отменил антидепрессанты, всего этого не знает».

Для выявления расстройств биполярного спектра разной степени тяжести разработан тест. Однако и здесь важно помнить, что тесты не являются диагностикой, поставить диагноз может только врач.

А если это не депрессия, а уныние – духовная болезнь?

Унынием можно назвать депрессию, взятую в своем духовном аспекте.

Верующему человеку, как и в любой затруднительной ситуации, конечно, поможет молитва, самоанализ, покаяние и участие в таинствах: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Однако это совершенно не исключает того факта, что при сбое химических процессов в мозге человеку нужна помощь специалиста. Если у человека хроническая гипертония – он ежедневно должен принимать препараты, чтобы снизить риск инсульта. Так и в случае с депрессией. Логика одна.

Когда появились силы и Людмила смогла проанализировать, что же с ней случилось, то увидела, что у ее состояния есть и духовные корни.

У Людмилы был многолетний конфликт с одной близкой родственницей. «Мы подолгу, регулярно и основательно спорили с ней. И я все силы применяла, чтобы, как мне казалось, добиться справедливости и защитить правду своих слов, свои честь и достоинство.

Я так завела себя, что, даже начиная молиться после очередного спора, продолжала в своей голове мысленные диалоги с ней: приводила те аргументы, которые не успела привести, и возмущалась, как это она не может меня понять.

Желание защитить себя, а если глубже – желание, чтобы все шло по-моему, как мне кажется правильным и справедливым, – стало моим навязчивым состоянием. Вся жизнь сузилась до размеров этого конфликта, он был главным содержанием жизни.

И, думаю, депрессия оказалась закономерным продолжением: я боролась, боролась… и все силы мои ушли на эту борьбу. Я себя измотала, надорвалась и заболела.

Но если бы не эта моя болезнь, я бы, возможно, так и оставалась в своем заблуждении и желании настаивать на своем, пребывать в вечно изматывающем противостоянии.

В итоге и депрессия, и выход из нее стали для меня открытием и ценнейшим опытом.

Но чтобы это осознать и сделать выводы, мне нужно было прийти в определенную норму, физическую и психологическую. Пока у меня благодаря препаратам не наладился сон, не прибавилось сил, я не могла здраво даже просто посмотреть на ситуацию.

А прошло время – примерно год, – и я смогла все продумать, оценить и понять: жизнь в хроническом конфликте, обиженности, злобе, вечном настаивании на своем – глубоко нездоровая и до добра не доведет».

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?