Озвучиватель лошадиного шага и фырканья
Томас родился в крошечной деревне Дирфилд в Мичигане, 6 января 1912 года. Он был одним из десяти детей в семье выходцев из Ливана – достопочтенных арабских христиан по фамилии Кайруз. Амос Мазьяд Якоб Кайруз – такое имя мальчик получил при рождении – посещал католическую школу и по вечерам слушал рассказы своей матери, дяди Тони и Миссис Фельдман, держательницы пекарни, над которой располагалась квартира Кайрузов. Смех и веселье, царившие в доме, помогли Томасу понять, чего он хочет больше всего на свете – смешить людей. Религиозное воспитание тоже отразилось на нем: мать Томаса была глубоко верующей женщиной. Когда ее младшего сына укусила крыса, и доктора развели руками – инфекция не проходила – женщина стала молиться и дала обет, что если Бог спасет ее сына, она будет целый год ходить от порога к порогу и просить милостыню в помощь бедным. Так она и сделала, потому что маленький Дэнни выздоровел! А его брат, придумывая себе псевдоним, впоследствии назвался Дэнни. Дэнни Томас.
Так что привычку давать обеты Дэнни Томас унаследовал от матери, а сценическое имя – от чудом спасенного брата. Свои первые шутки Дэнни Томас строил на знании этнических особенностей своего окружения – дело в том, что Дэнни вырос не только среди ливанцев. В его районе жили итальянцы, евреи, ирландцы (он не раз говорил, что его воспитали ирландские монахини), афроамериканцы и многие другие. Умение ладить с самыми разными людьми и оставаться самим собой пригодилось ему позже, когда он искал средства для своего госпиталя. Но пока Дэнни Томас не знал, как прокормиться самому. Изредка ему удавалось получить работу на телевидении: однажды кто-то заметил, что Дэнни здорово умеет изображать лошадей, и он получил работу озвучивателя лошадиного шага и фырканья.
74 доллара, чтобы оплатить роды жены
Как хороший католик, Дэнни каждое воскресенье ходил в церковь на службу. Однажды, за неделю до того, как его жена Розмари должна была родить, Дэнни пришел на службу и поразился тому, как зажигательно священник произносил проповедь. Дэнни уже знал, что выступать с речью перед публикой не так-то просто и оценил талант оратора. В сердцах он оставил все свои деньги – 6 долларов – в качестве пожертвования после проповеди. Лишь потом он вспомнил, что у него совсем нет денег, а за роды нужно будет заплатить 74 доллара – столько стоила процедура в то время. Дэнни загрустил.
По церкви расхаживал возбужденный прихожанин и раздавал всем изображение святого апостола Иуды Иаковлева, объясняя, что благодаря этому святому его жена выздоровела от рака, лечения от которого нет. Этот святой помогает всем лишенным надежды! Что ж, надежды у молодого Томаса было немного: кажется, ему предстояло бросить свою мечту, чтобы прокормить семью. Дэнни Томас помолился святому апостолу Иуде Иаковлеву и поклялся, что если тот даст ему знак, то когда-нибудь он воздвигнет ему памятник – неясно в какой форме, но воздвигнет. Каково было удивление Дэнни, когда наутро после данного обета, начинающему комику предложили работу в рекламе и пообещали заплатить ровно столько, сколько нужно, чтобы оплатить роды жены – 74 доллара! В среду Томас снялся в рекламе, в пятницу получил деньги, а в воскресенье его жена Розмари родила первенца – дочку Марло, которая в будущем тоже станет телезвездой и активисткой.
Госпиталь для детей с любым цветом кожи
Карьера Дэнни Томаса пошла в гору. Спустя десять лет он уже вовсю давал выступления в Чикаго и снимался: его сериал «Освободите место для папочки» стал одним из самых любимых ситкомов американцев. Днем он играл отца семейства, а вечером был идеальным отцом для своих троих детей. Марло вспоминала, что отец никогда не отпускал ее, не сунув банан или бутерброд в сумку. Иногда, правда, дети обижались, когда видели, что папа переносит в сериал их семейные шутки и традиции – бывало, неделю с ним не разговаривали, когда слышали, что он поет их колыбельную своей «киношной» дочери. Это было золотое время, когда комедийные шоу можно было смотреть вместе с детьми, а работу комика совмещать с религиозностью.
Став успешным, Дэнни не забывал о своем обете. Однажды он встретил знакомого с детства священника Сэмюэла Стритча. Стритч был духовным учителем Дэнни, проводил его конфирмацию. Теперь же он стал важной персоной – архиепископом Чикаго. Дэнни рассказал епископу о своем обещании и брякнул: а может, это будет госпиталь? Сэмюэл одобрил идею и послал Томаса в Мемфис, штат Теннеси – именно там и не хватало госпиталя, а еще там работал врач, исследовавший болезни крови, – Лемюэл Диггс.
Актер Дэнни Томас серьезно подошел к делу. Он начал искать деньги, чтобы исследования ученых и новые методы лечения могли воплотиться в жизнь. С его подачи богатые ливанцы и сирийцы создали фонд ALSAC (American Lebanese Syrian Associated Charities) – для сбора средств на госпиталь. На помощь пришли адвокаты, которых посоветовал епископ, – специалисты по фандрайзингу, а также друг Дэнни – автомагнат Энтони Абрахам из Майами. Несколько лет шла подготовка и переговоры с местными властями. Наконец, 4 февраля 1962 году в Мемфисе был открыт Детский исследовательский госпиталь Святого Иуды. Здание по проекту афро-американского архитектора Поля Ревере Уильямса в форме звезды. Это был первый в регионе детский госпиталь, открытый для всех детей, независимо от цвета кожи. На церемонию открытия собрались девять тысяч человек.
Приносят цветы и спустя полвека
В клинике тут же начали применять новейшие методы лечения острого лимфобластного лейкоза – рака, которым чаще всего болеют дети. «Ни один ребенок не должен умереть на заре своей жизни», – говорил Дэнни Томас и продолжал просить у своих влиятельных знакомых деньги на то, чтобы поддерживать госпиталь и привлекать в него лучших специалистов. Как его собственная мать, которая когда-то собирала деньги у соседей, дав обет помогать бедным в честь выздоровления своего сына от заражения крови.
В первый же год работы госпиталя стартовало 30 исследований и 4 были завершены. Открыт иммунологический метод диагностики детских опухолей. В 1966 году из больницы выписалась группа маленьких пациентов, излечившихся от лейкемии (многие из них до сих приносят в госпиталь цветы). В 1968 исследователи доказали, что химиотерапия может быть эффективна для лечения саркомы Юинга. В 1969 году исследователи из Сент-Джуда заявили, что катастрофической проблемой является плохое питание детей: 25% детей из бедных семей Мемфиса регулярно недоедают, в результате чего страдают разными болезнями. В итоге тысячи детей стали участниками программы питания, ставшей затем прообразом федеральной программы питания для женщин, младенцев и детей. Короче говоря, госпиталь Святого Иуды еще и попросту накормил голодных.
Детский исследовательский госпиталь Святого Иуды известен сегодня на весь мир благодаря тысячам спасенных детей и исследованиям, которые помогли найти методы лечения нескольких видов рака. В 1980-е Дэнни Томас настоял, чтобы в госпитале исследовали также способы помочь детям, зараженным ВИЧ. Госпиталь действует по сей день, его попечительницей сегодня является дочь Дэнни Томаса – Марло Томас. К слову, добившись огромных успехов на телевидении и получив несколько Эмми, Марло вышла замуж за Фила Донахью, величайшего телеведущего, изобретателя жанра ток-шоу. В одной из программ Донахью гостем был и Дэнни Томас – правда про госпиталь он рассказывал очень мало и быстро, отвечая на вопросы зрителей (передачу можно посмотреть на YouTube, речь о Сент-Джуд заходит на 36-ой минуте). Дэнни Томас всегда предпочитал больше говорить о своей профессии, чем о филантропии. В результате мало кто знает, что благодаря известному телевизионному актеру выжили миллионы детей.