Дети с тяжелой инвалидностью часто вызывают сочувствие или страх, жалость или отторжение. Но мало кто видит в них личность, творческого и ни на кого не похожего человека. Марии Кругленко удается именно это. Ставить спектакли с особыми актерами, создавать с ними декорации, шить свитшоты и шопперы, делать кожаные кошельки и домашние тапочки. Но главное показывать нам, обычным людям, как сложные диагнозы не мешают творчеству, дружбе, совместному ремеслу и любви.
Миша с помощью Маши надевает очки. Берет в руки дрель и начинает обрабатывать тонкий деревянный сучок. Миша и Маша – ученик и учитель. Маша учит Мишу работать руками, а Миша учит Машу безусловной любви.
Все началось в Одессе
Мария пришла в Домик в 2020 году. Она до сих пор помнит, как к ней тут же подбежал Сережа, сел рядом, потрогал, укусил пару раз за пальто. Оля посмотрела настороженно из-под бровей.
«Три месяца я была как в раю. Столько сил мне дал Господь», – так вспоминает она первое время в Домике. А затем эйфория прошла. И Мария вдруг поняла про себя нечто важное:
«Оказывается, ты нетерпеливый и, похоже, не очень-то добрый».
Мария родилась в старинном городке Белгород-Днестровский, здесь ее любимая древняя крепость, теплые воды лимана, соленый запах моря. Каждое лето дети проводили у бабушки в деревне. Та фантастически шила. Научила шить и Машу.
Девушка поступила в швейное училище. Выпускники училища не пишут, а шьют дипломные работы. Мария сшила черное пальто с кожаными карманами. А потом была Одесская киностудия, она училась на сценарно-режиссерском факультете.
«Во время учебы я писала сценарий, где героиня была незрячей. Мне дали контакты специализированного интерната, чтобы я могла набрать материал. Я пришла туда и задержалась на восемь лет. Сначала просто наблюдала, потом мы что-то шили, мастерили, а затем начали делать постановки», – вспоминает Мария.
Я хотела передать им то, что умею
«Бывает, что люди приходят в инклюзию или волонтерство из сострадания. Это не моя история, меня словно Господь привел, я особо не выбирала. И я очаровалась этими детьми, хотела передать им то, что умею», – делится Мария.
Она сняла цокольное помещение рядом с домом, где жил Гоголь. Только зашла в комнату, увидела удивительный потолок в форме арки и поняла – да это же готовый зрительный зал. Маша открыла камерный альтернативный театр с залом на 25 зрителей. Здесь проходили литературные чтения, ставили Метерлинка, Достоевского, Хармса. Рядом была ее ремесленная мастерская. Слепые дети были включены в процесс – на одну из инклюзивных постановок с их участием даже пришла режиссер Кира Муратова.
Так восемь лет Мария Кругленко шила в мастерской, занималась театром и тесно общалась с людьми с инвалидностью.
Тоша нарисовал корабль, а Ната – море
Три года назад Мария переехала в Москву, поступила заочно учиться на психолога-педагога. Кто-то рассказал ей, что в Домике нужны сотрудники. Маша прошла собеседование, побывала на службе вместе с детьми и поняла – здесь ее место. В течение первых двух лет она была помощником воспитателя. Заодно затеяла в Домике театр, вместе с коллегами и подопечными поставила два спектакля.
Дети участвовали и в создании декораций спектакля, и выходили на сцену. Архип, например, склеил детали козы. А Тоша сыграл роль гнома-ворчуна. Каждый внес свой посильный вклад.
«Домик» – это:
19 ребят в возрасте от 12 до 25 лет. Все, кто живет здесь, имеют тяжелые диагнозы – ДЦП, spina bifida, СМА. Если бы в свое время они не попали сюда, то оказались бы после детского дома для детей-инвалидов в ПНИ, где не было бы ни театра, ни мастерской, ни нормальной жизни.
Параллельно Мария стала проводить мастер-классы для детей. Она экспериментировала с различными материалами, тканями, кожей, работала в разных техниках, прислушивалась, приглядывалась к подопечным, смотрела, что для них может быть полезно и интересно.
Идея мастерской созревала постепенно. А потом на нее дали грант. Инклюзивная творческая мастерская «Па-па-па» открылась в феврале 2023 года. Она была создана для ребят из Домика.
По пятницам в мастерской проходят групповые занятия. Ребята собираются в просторной комнате за большим столом. Каждому помогает воспитатель или волонтер. В будни есть индивидуальные уроки.
У каждого своя программа обучения. Тоша иллюстрирует книгу в технике коллажа. У Тоши миодистрофия, мышцы у него намного слабее, чем у здоровых людей. Но он очень старается – создал корабль, на нем собрал друзей. Фоны к его работе – море и небо – нарисовала Ната. А Архип прекрасно шьет.
«Архип недавно делал брошь в виде совы, – рассказывает Мария, – и наклеил голову с сильным наклоном направо, как будто бы неправильно. Я отправила фото коллеге, а она в ответ прислала снимок, на котором сова склонила голову на 90 градусов. Архип именно так решил сделать сову, и в этой свободе есть своя уникальность и ценность».
Надо найти то, чем человек увлечется
Главная идея мастерской – сделать так, чтобы свои навыки, умения, приобретенные в Домике за восемь лет, ребята смогли использовать в работе. Ведь раньше большинство из них были беспомощны – не могли взять в руки ложку, например.
В мастерской есть направления – текстильное и кожевенное. Из кожи делают броши, колье, бусы, браслеты, кошельки, визитницы. А текстильное направление делится на валяние и рисунок по ткани (используют трафареты, ручную печать). Это разные швейные технологии. Так делаются футболки, толстовки, шопперы. Но технологии могут и совмещаться. Например, для комнатных тапочек с кожаными вставками используют сразу обе.
Все ребята с разными возможностями. Кто-то для броши только выберет цвета, кто-то выдавит клей и соединит детали, а кто-то прикрепит застежку. А Наточка смогла сшить целую визитницу. Но на это ушел практически месяц, четыре индивидуальных занятия.
Важно найти подход к каждому ребенку, заставлять его что-то делать нельзя, иначе он ляжет и будет кричать все занятие. С ним можно только договориться:
«У ребенка должно возникнуть желание, и оно зависит исключительно от тебя. Я должна уметь срежиссировать это все. И даже предугадать.
Пришла ко мне Оля, я хочу с ней лепить папье-маше. Оля переворачивает стол с папье-маше, я прошу ее: «Поднимай, давай прибираться». Предлагаю ей шить, предлагаю рисовать. Оля любит рисовать, это ее стихия. И так приходится находить подход к каждому – через внимание, искренний интерес, надо найти то, чем человек увлечется.
Поставил печать – получил деньги
С первых занятий в мастерской постарались ввести в рабочий процесс понятие денег. Потому что это мотивация, это отношение к рукоделию как к работе. Тот, кто хорошо поработал, ставит печать на специальный лист (что-то вроде личного дела). Лист убирается в конверт, затем в ящик. Количество печатей определяет материальную награду.
У ребят есть специальная памятка, как выглядят деньги и на что их можно обменять: покататься на кораблике, пойти в магазин или кафе, купить цветы, журнал, воду, конфеты.
«Идею шить не в стол, а выходить в мир мы закладывали изначально, – говорит Мария Кругленко. – Ведь все хотят признания. Нам важно, чтобы о наших ребятах знали другие люди, о том, что в каждом из них есть своя уникальность и каждый – немного художник».
Мария Кругленко создала в Одессе уникальное пространство, уютный мир, в котором она жила 8 лет. А потом все закончилось. Она перебралась в Москву, получила новую специальность. Но творческие идеи, любовь к ремеслу и особые люди рядом сподвигли ее создать новый проект. В нем удивительном образом сочетается все, чему она училась, с опытом инклюзии.
Изделия мастерской «Па-па-па» можно купить здесь.