С Таганрогским радиоуниверситетом музей проводил акцию «Народный экспонат». Екатерина Беляк говорит: «Я очень не люблю, когда выбрасывают книги. И мы предложили привозить их нам. К нам свозили книги со всей области.
Из них мы сделали инсталляцию. Построили башню из книг, а внутри зеркала. Заглядываешь в этот бесконечный коридор из книг, словно Алиса в кроличью нору в Зазеркалье.
Программисты из Радиоуниверситета закрепили на книгах маркеры – волшебные «ключи». Через телефон или планшет можно «оживить» книгу. Например, если книга о космосе, то на экране смартфона появляется крутящаяся Земля, если это историческая книга – вы видите, например, собор Ивана Блаженного, книга о медицине – на экране гены.
Мы хотели показать, что книги – это целый мир. А среди тех, кто принес нам в «Лабораториум» свои «старые» книги, мы разыграли «новую» книгу – электронную».
Свой музей Екатерина Беляк, у которой два сына и две дочери, считает своим пятым ребенком. «Знаете, у многодетных мам специфический взгляд на вещи. Ты видишь весь срез общества: младший ребенок еще ходит в садик, а старший, возможно, уже учится в вузе, ты работаешь, родители уже пожилые.
Ты видишь через свою семью все социальное устройство страны. После всех наблюдений, я поняла: больше всего я волнуюсь о качестве нашего образования – дополнительного в том числе. Я стараюсь, чтобы мои дети смотрели на мир открытыми глазами, могли его менять, преобразовывать. Но для этого надо «хотеть знать»», – говорит Екатерина Беляк.
Екатерина задумалась: а что если самой что-то сделать? Обсудила свои мысли с мужем: что они вместе смогут придумать?
Уже можно было понять, что идея точно воплотится в жизнь: Екатерина не бросает начатого дела. Она – деятельная. Когда-то она училась на мехмате, а параллельно – бегала в театр моды, была там манекенщицей. Потом закончила Богословский институт в Москве. Потом супруги «ушли в детей». Но опыт предпринимательства тоже был: в 1990-е годы Екатерина и Михаил создали Культурный центр и организовали 80 детских кружков в Ростовской области.
И Екатерина придумала необычный музей.
«Первый игровой музей науки придумал еще Яков Перельман до войны!»
Похожие музеи как раз в это время стали открывать по всей России. И за рубежом появился такой опыт. Хотя, напоминает Екатерина Беляк, «изобрели» музеи экспериментальных наук у нас в стране.
«Помните прекрасные книжки Якова Перельмана «Занимательная математика», «Занимательная физика»? Он и придумал и создал еще до войны Дом занимательных наук в Ленинграде. Но Перельман умер от истощения и голода во время блокады. Дом наук был разрушен в войну. Так все и заглохло», – рассказывает Екатерина Беляк.
Но невозможно было совсем забыть наследие Якова Перельмана, который, между прочим, и придумал термин «научно-фантастическое». А в подобных музеях и можно увидеть науку в самых ее фантастических проявлениях.
Тема занимательных музеев была подхвачена после войны в США, братьями Эйзенхауэрами, и это даже вошло в федеральную программу просвещения в Соединенных Штатах.
Потом тенденция перешла и в Европу. Например, в Вене появился Интерактивный музей музыки, научные музеи появились в Финляндии и других странах. Наконец, волна популярного интереса к науке докатилась и до своей родины – до России.
Екатерина Беляк тщательно изучала и зарубежный, и отечественный опыт. «Не боги горшки обжигают, – решили мы с мужем, и стали ездить и набираться опыта, – рассказывает Екатерина. – Очень вдохновил, например, открывшийся в Уфе Музей физики и математики. И «Лабиринтум» в Санкт-Петербурге. Очень хороший музей в Польше. Много правильных подходов у Политехнического музея в Москве».
Екатерина, объединив эти практики, поняла, что ее «Лабораториум» должен стать просветительским коммуникационным центром.
«Глаза боятся – руки делают», – еще одна поговорка стала руководством к действию на следующем этапе. Нужно было применить теорию на практике.
«Банкам непонятен термин «социальный предприниматель»»
В Москве есть прекрасный музей «Экспериментаниум», который был создан благодаря помощи четырех бизнесменов, говорит Екатерина. У нее таких возможностей не было. Супруги вложили свои собственные средства, но их не хватало – нужно было брать кредит.
Это оказалось сделать не так просто. «Банки не реагировали тогда, три года назад, на термин «социальный предприниматель». Ты просто предприниматель – и все. Да и сейчас это понятие только формулируется», – говорит Екатерина. Но кредит все же удалось получить, причем пришлось брать больше, чем планировалось: Екатерина нашла под музей прекрасное трехэтажное здание, но оно было «голое», нужно было делать ремонт и полностью его оборудовать.
«В итоге «Лабораториум» обошелся нам вместе с ремонтом в 9,5 миллиона. Планировали, что окупимся через 3-4 года, но пока кредит еще не выплачен, хотя в апреле 2015 года мы рассчитались уже с половиной долгов», – отмечает основательница музея.
«На открытие пришли наши местные власти, – вспоминает Екатерина. – Заместитель губернатора, кстати, химик по образованию, и ему было у нас так интересно, что он провел у нас вместо протокольных 10 минут целых полтора часа».
В итоге, как и мечтала Екатерина, «Лабораториум» вышел за рамки детского музея – он стал коммуникативным центром: на его базе идет отработка экзаменационных программ, в музее встречаются студенты и школьники: рассказываю о том, чем они занимаются. «А еще мы проводим так называемые научные туры: зрители из города и области приезжают в музей, и мы вместе с ними отправляемся на кафедры вузов, совместно с которыми у нас разработана программа взаимодействия».
Наука как игра
В музее живет робот Тори, «гид по науке». И дети, и взрослые воспринимают его вполне всерьез. «У нашего робота есть даже день рождения, и дети приносят ему подарки. А недавно один 13-летний мальчик серьезно спрашивал у робота: «Ну и как там у вас на Луне?»», – рассказывает Екатерина.
Вузы приносят в музей самые разные свои разработки, которые становятся экспонатами. Екатерина особенно отмечает интересные идеи Таганрогского радиоуниверситета.
«Между прочим, это к вопросу о кадрах в науке и об импортозамещении. У нас в российской науке разрабатывается так много нового, интересного, столько изобретений! И очень хочется, чтобы об этом знали».
Например, одна из таких разработок этого радиотехнического вуза уже внедрена в спортивной медицине – диск, который показывает готовность человека к той или иной спортивной нагрузке.
Или, например, манжеты на руку, которые помогают создавать напряжение в мышцах и разрабатывать их – очень важное изобретение в сфере реабилитации.
Другие датчики могут вычислять уровень вашего здоровья и покажут, какой срок жизни вы себе «запрограммировали» своим образом жизни.
Для военных кораблей институт разработал новейшую систему эхолотов, которую тоже можно увидеть в музее.
Для юных посетителей в музее работает программа All Inclusive – ребята могут отправиться на экскурсию по любой научной тематике.
И есть научные шоу: «Оглушительная наука», «Научный бум», «Человек в мире наук», «Охота на знания», «Витамин шоу», «Крионик шоу», «Пойми меня», «Обыкновенное чудо», «Обмани меня», «Научная кухня».
А дальше – гулять по музею в свободном режиме, играя-работая с экспонатами. На разных приборах можно изучить оптику, механику, электричество.
«Мы кладем руки на стол –и звучит музыка. Почему? Потому что замыкается электрическая цепь. Или, например, из моих любимых вещей – зал «Мультикультура»: можно выбрать страну, прочитать о ней, выбрать национальный костюм, сфотографироваться в нем.
А вот еще идея из московского Планетария, но нами усовершенствованная: вы становитесь на весы, а перед вами экран с солнечной системой, вводим возраст и вес, и можно посмотреть, сколько же вы будете весить на других планетах и какой у вас там будет возраст. Или вот интересный экспонат: силой мысли можно двигать шарик», – рассказывает Екатерина.
Один из важных социальных аспектов работы «Лабораториума» – бесплатные экскурсии для ребят из детских домов и детей с инвалидностью.
«Своих сотрудников мы обучаем работе с людьми с ДЦП, с аутизмом. Еще мы ездим по больницам Ростова. Мы отправляемся к детям, которые лежат в больницах, с подарками, с шоу, но главное – с нашим роботом», – говорит Екатерина Беляк.
Зачем музей науки старикам?
Родителям Екатерины больше 70 лет, и они любят ходить в «Лабораториум». В музее регулярно проходят Дни мудрости – специально для пожилых людей.
«Мы закрываем музей для других посетителей, открывая двери только пожилым. К нашей программе подключились и дома престарелых, и управление социальной защиты Ростова-на-Дону, – рассказывает Екатерина. – Чего у нас тут только ни бывает! Мужчины и женщины в возрасте занимаются со специалистами оздоровительной гимнастикой, медики проводят лекции, собеседования, консерватория организовывает музыкальные вечера….
А самое приятное – когда наши посетители проявляют активность. Скажем, мы сидим на музыкальном вечере, и вдруг из зрителей выходит мужчина: «Можно я свои стихи почитаю?» Или на гимнастике – тренер прерывается, потому что к зрителям выходит дама и говорит: «А мне 73 года, и я до сих пор занимаюсь физкультурой». И делает на каблуках 15 приседаний. И рассказывает о своей методике. Вот это самое интересное! Все инициативы мы обсуждаем».
А еще люди почтенного возраста ценятся здесь как носители научного опыта. Екатерина специально ездит по областным вузам и выискивает сотрудников «в возрасте».
«У нас в музее есть Совет старейшин, в который входят люди из мира науки и искусства. Они проводят семинары, встречи, выступают в жюри, оценивая ребят и их проекты на конкурсах. Я очень ценю такой поколенческий обмен опытом, как это было у нас на базе советского обучения».
Например, один из таких активных «серебряных» лекторов музея – физик Виктор Блажеев. Он преподаватель технического университета Ростова с многолетним стажем, сейчас уже на пенсии, но продолжает преподавать. Виктор Васильевич придумал для музея серию интереснейших опытов для физических практикумов.
Папа – может!
Самый любимый конкурс «Лабораториума» и его посетителей «Папа может». «Мы считаем важным формирование образа отца, главы семейства. Условие конкурса – папа может изобрести что угодно, например, салфетницу, выезжающую самостоятельно и подающую салфетки, или кран с автоматической подачей воды. Но защищать проект надо со своим ребенком», – рассказывает Екатерина.
Один из таких проектов-победителей – удивительная шкатулка-копилка, один из пап выточил ее своими руками на токарном станке. Нужно покрутить шестеренки, работа механизмов видна через прозрачные стенки, и вот из копилки выползает улитка. Нужно положить монетку на раковину улитки, она берет ее носиком и забирает себе в копилку.
Есть и конкурсы, где дети представляют уже свои проекты. Например, научно-практическая конференция «Вектор» – ребята исследуют самые новые открытия в разных сферах науки, а потом рассказывают о них. Есть и конкурс для юных литературных талантов.
«Я сама в детстве мечтала стать космонавтом, и, между прочим, треть сотрудников нашего музея, как выяснилось, в детстве тоже хотели быть космонавтами, – смеется Екатерина. – У нас есть сборник «Открытый Космос», мы издаем его уже третий год. Это сборники детских научно –фантастических рассказов. Школьники с 1-го по 11-ый класс пишут их. Мой первый полет, инопланетные цивилизации, освоение вселенной – темы разные».
Рассказы читают физики, литераторы и выбирают победителей. К рассказам-победителям дети нашей художественной школы рисуют иллюстрации. Победителям вручают сборник, а призеры разыгрывают настоящий телескоп!
«Это возрождение научно-фантастической романтики», – замечает местный писатель-фантаст Денис Гуцко, член жюри конкурса.
«Твоя задача – двигать социальную сферу»
Екатерина отмечает, что, открывая «Лабораториум», она не думала о социальном предпринимательстве. Но в итоге стала создателем в Ростовской области социально ориентированного бизнеса. «Это отдельное направление и от бизнеса, и от благотворительности. В бизнесе главная цель – создание добавочной стоимости. То есть – прибыль. А твоя главная цель – решение неких социальных задач. Но и прибыль тоже важна – иначе как задачи будут решены? Нас пока не совсем правильно воспринимают в обществе».
Музей уже получил губернаторский грант, но опять же – не как проект социального предпринимательства, а как молодой бизнес. А на музейный грант «Лабораториум» не может подать заявку, потому что он не НКО. «Частный музей – это проваленная ниша», – замечает Екатерина.
Она убеждена, что как раз частные музеи и культурные центры надо поддерживать и поднимать. И даже придумала, как.
«Бизнес уже вкладывается в систему дополнительного образования. Я считаю, что деньги должны идти за детьми. Если ребенок выбирает для своих занятий не государственный досуговый центр, а коммерческий кружок, секцию, то он уже занимается не за счет бюджета, а за деньги мамы и папы, которым приходится платить за его занятия.
А надо создать систему сертификатов, чтобы деньги переходили за ребенком и в частные центры допобразования. Тогда оно будет осуществляться за счет государства, а не за счет родителей».
У Екатерины Беляк есть новые планы. Хозяйка музея придумала создать систему научных семейных кафе: здоровое питание, «осмысленное» принятие пищи, полезная информация о своем организме, веселые научные «питательные» шоу, семейные мастер-классы. А еще – открыть виртуальный Народный университет.
«Это, – объясняет Екатерина, – будет единое пространство для взаимообмена нужной и полезной познавательной информацией, сформированное в виде доступной игры.
Можно будет не только найти интересные для себя материалы, ссылки и программы, но и выступить в качестве специалиста – преподавателя по одному из направлений и вести свой курс: от правильного ремонта домашней мебели и семейного маркетинга до серьезных курсов по различным направлениям, важным для простого человека любого возраста.
Я, например, у нас в Ростове не нашла курсы садоводов для тех, кому за 25. Дизайнерских курсов для молодых специалистов – сколько угодно. А мне бы так хотелось научиться работать на земле – с возрастом проснулась страсть и к этому делу!»
Фотографии предоставлены музеем «Лабораториум».