Руководитель Добра Mail.Ru Александра Бабкина рассказывает «Милосердию.ru» о технологическом запуске двух инструментов, которые, по версии проекта, перевернут в интернете отношение к платежам в пользу благотворительных организаций.
– Саша, в чем заключаются обновления на Добре Мail.Ru, которые запускаются сегодня?
– Мы запускаем сразу два технологических решения, к которым давно шли. Первое – возможность помогать регулярно любому из фондов – партнеров проекта Добро Mail.Ru. Почему это важно? Есть уже значительное количество пользователей, которые помогают на Добре все чаще. Во-вторых, есть определенная аудитория людей, которым проще подписаться на автоплатежи – это поможет им регулярно перечислять деньги. Те, кто делает пожертвования у нас, точно знают, куда пошли средства, следят за новостями проекта и фонда. Важно также, что помогать регулярно можно фондам, которые проверены Добром, они эффективны, надежны и уже зарекомендовали себя. Фондам же не потребуется проводить никаких технических настроек – только рассказать о новой возможности своим сторонникам. Но большую часть коммуникаций с пользователями проект берет на себя.
– Правильно ли я понимаю, что пользователь может управлять автоплатежами?
– Система платежей максимально индивидуализирована. Человек может выбрать день, когда с его карты будут списываться деньги, так , чтобы ему было удобно, – выбрать свой День Добра. Все можно настроить в личном кабинете пользователя на Добре Mail.Ru. Там же можно приостановить регулярные платежи, если это нужно, или изменить сумму регулярного пожертвования.
– Какие еще технические изменения вступают в силу?
– Мы хотели бы изменить взгляд на благотворительные платежи в интернете. Приведем аналогию – ты покупаешь в интернете платье, и тебе безразлично, какая именно сумма дойдет до магазина, а какие комиссии из заплаченной вами суммы будут вычтены по пути. Тебе важно купить то, что ты хочешь, по цене, которая тебя устраивает.
А когда мы говорим о платежах в интернете в пользу благотворительных организаций, подход может быть совсем другим. Нам важно, чтобы те 300 рублей, которые мы отправили в фонд, дошли во всей полноте именно тому, кому мы их пожертвовали. Что бы до копейки все были перечислены тому, скажем, ребенку, которому ты помогаешь. А сумма часто приходит фонду меньшая – платежные системы или банки берут свою комиссию.
Раньше некоторые пользователи расстраивались: они хотели своим пожертвованием в 300 рублей, скажем, дополнить сумму, которую не хватало на лечение, но до проекта доходила меньшая сумма.
Теперь сайт подсказывает, сколько нужно перевести, чтобы до проекта дошла именно та сумма, которая необходима. Это удобно, например, в тех случаях, когда для завершения сбора денег остается собрать небольшую сумму. Например, для постройки приюта для животных не хватает 100 рублей, и пользователь хочет перечислить эту сумму с карты: тогда он увидит подсказку, что с учетом комиссии банка для этого нужно пожертвовать 102, 56 копеек.
– Добро Мail.Ru подсказывает, какому именно фонду стоит помогать?
– Наша задача – помогать развиваться фондам по всей России и дать возможность нашим пользователям помогать благотворительным организациям там, где они живут. Нашей аудитории, мы знаем, интересно помогать не абстрактно, а участвовать в изменении жизни людей, становиться частью историй, которым они сопереживают. Например, помочь в строительстве питомника для животных, поддержать одинокую бабушку, собрать деньги на операцию ребенку. Люди видят, как течет жизнь, какие изменения происходят – и что именно их пожертвование стало причиной этих изменений.
– Давай вспомним, с чего все начиналось. Как приняли проект Добро Mail.Ru фонды, кто вас поддержал?
– В начале я волновалась, как наш проект будет воспринят экспертным сообществом, теми фондами, кто уже зарекомендовал себя. Нам было важно быть не агрегатором, а экспертной площадкой, помогать фондам и помогать людям участвовать в умной и честной благотворительности. Мне кажется, наша стратегия развития оказалась верной. Мне было важно, чтобы к нам приходили не только московские благотворительные фонды. Хотя Москва нас здорово поддержала. Хочется сказать спасибо благотворительному собранию «Все вместе», Кате Бермант, Татьяне Тульчинской, Владимиру Берхину, Елене Альшанской, Татьяне Константиновой. Они уберегли нас от части ошибок, помогли понять, как работают благотворительные организации, какая именно помощь бывает необходима, почему важно помогать не только адресным, но и инфраструктурным проектам. Основываясь на их экспертизе мы создавали и создаем инфографики, которые меняют представление о том, как надо заниматься благотворительностью: говорим, почему не стоит везти подарки в детские дома, помогать профессиональным попрошайкам, как важна реабилитация для тех, кто пережил рак.
– Сколько было фондов в начале работы проекта?
– Сначала было 32. Сегодня их 83 из 17 регионов России, и в ближайшее время станет больше. Но эти количественные показатели не так важны. Не в этом критерий оценки нашего развития. Заявок от фондов очень много. Мы подключаем к своему проекту только тех, кто прошел трехступенчатую проверку репутации и документов.
– В этом году был запущен проект «Добро для бизнеса». Он поддерживает корпоративное волонтерство?
– Пока у нас один официальный партнер – компания Net By Net, но для них проект стал по-настоящему значимым и позволил объединить сотрудников, став частью корпоративной культуры. Кроме, того, наш совместный проект получил и высокую экспертную оценку – проект «Добро объединяет Netbynet» получил награду Пресс-служба года -2015 в номинации Лучший проект внутрикорпоративного PR.
Осенью официальными партнерами проекта Добро для бизнеса станут еще несколько компаний. Проект помогает тому бизнесу, где корпоративная социальная ответственность и благотворительность только начинают развиваться. Мы создаем пространство для сотрудников компании внутри проекта Добро Mail.Ru, сотрудники выбирают проекты, которым помогают все вместе – деньгами или в качестве волонтеров. А мы помогаем компании выбрать благотворительный проект хорошего фонда и мотивировать сотрудников.
Также мы помогаем компаниям организовать волонтерские акции – например, собрать вещи, необходимые подопечным фонда «Старость в радость».
– А для чего это нужно компаниям? Ведь социальная ответственность – внутреннее дело?
– КСО действительно стало трендом в крупных компаниях. Но есть средний и малый бизнес, который не может себе позволить нанять специального сотрудника, который будет заниматься развитием КСО, оценкой благотворительных проектов, проверкой фондов, которые предлагают партнерство. Наш продукт – это реальные истории, возможность вместе делать доброе дело, и надежность – компании знают, что у нас они не столкнутся с недобросовестными фондами. Кроме того, это технологическое решение. Это ответ на запрос бизнеса, который хочет помогать, но при этом не готов выделять на благотворительность значительные суммы, и хочет привлекать к участию своих сотрудников. Каждый третий сотрудник компании, по данным исследования Добро Mail.Ru, проведенном совместно со ВЦИОМ, готов заниматься благотворительностью при поддержке работодателя. При этом участие в проекте бесплатно для компаний.
– А проект Добро для Mail.Ru Group – это ведь то же внутреннее КСО?
–Идея проекта принадлежала сотрудникам компании. Они сами участвовали в благотворительных проектах и решили, что компания может предложить пользователям не только удобные инструменты для общения, развлечений, получения информации, но и возможность заниматься благотворительностью. Идею поддержало руководство компании.
Это можно назвать умным КСО-проектом – когда компания инвестирует в проект собственную экспертизу. Мы вкладываем свой опыт создания массовых интернет-продуктов для развития благотворительности в России. Но прежде всего – это массовый сервис для благотворительности.
– Проект рассчитан на интернет-аудиторию. А как же дать возможность помогать другой части населения, которая, особенно в регионах, не имеет еще доступа к интернету?
– Во-первых, проникновение интернета в регионах постоянно растет. И, на мой взгляд, мы должны быть эффективными в том, что умеем делать. Конечно, я бы хотела, чтобы даже там, где нет интернета, люди знали о том, что можно помочь и что нужно помогать. Но мне кажется, что часто в маленьких населенных пунктах есть своя «сеть» – личное общение, добрососедство, и люди могут лично поддержать друг друга. Между тем опыт выхода на офлайн-аудиторию у нас тоже есть. Например, недавно инфографика о профилактике инсульта, созданная сервисом в партнерстве с фондом ОРБИ, появилась на всех станциях Московского метрополитена, а также в аэропортах. В результате, с одной стороны, люди могут узнать, как защитить близких от инсульта, с другой – на Добре Mail.Ru помочь тем, кто пережил инсульт.