«Благотворительность в России начинается с чистого листа», — утверждают современные специалисты по фандрайзингу. Между тем благотворению в России уже исполнилось 1000 лет. Как собирали пожертвования в России начала ХХ века и можно ли применить этот опыт в современной жизни, выясняла Ольга БЕЛЯЕВА.
Букет против голода
Царские дети в День белого цветка
В марте 1910 года на Всероссийском съезде деятелей по призрению сообщалось, что по самым приблизительным подсчетам в России раздается более 27 миллионов рублей «Христа ради». При этом в средней полосе фунт пшеничного хлеба (0,454кг) стоил 3,5-4 копейки, тонна угля — 10 рублей, а фунт мяса лучшего сорта — 16-17 копеек, женская домашняя прислуга получала 6-8 рублей в месяц, а арендовать большую квартиру (6 и более комнат) стоило около 700 рублей в год. Несмотря на то что львиная доля благотворительности в России была частной, это не означало, что государство за ней не присматривало. Солидным купцам и благонадежным гражданам доверялось построение приютов и содержание богаделен. А, например, простые шарманщики, чтобы получить разрешение ходить по улицам, должны были перевести небольшую сумму на устройство воспитательных домов. Государство держало под контролем и частные производства сомнительного характера. Например, в стране была всего одна фабрика, выпускающая игральные карты, и она была собственностью Императорского воспитательного дома Санкт-Петербургского Опекунского совета — таким образом, карточное производство было монополизировано в благотворительных целях.
В вопросах благотворительности связь государства и частного капитала была совершенно естественной: богатые и влиятельные люди часто занимали крупные административные или общественные должности. Ярким примером таких отношений были необычайно популярные в начале ХХ века «Дни цветков», в которых для сбора пожертвований объединились чиновники и благотворительные общества.
Идея проведения «Дней цветков» принадлежит правительству Португалии и Лиге борьбы с чахоткой при Красном Кресте. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты цветов. Акция продажи ромашек как эмблемы борьбы с туберкулезом была весьма успешной. Вскоре идея «Белой ромашки» дошла до России, где туберкулез был одним из самых распространенных заболеваний. По указу императора Николая II, тратившего большие личные суммы на благотворительность, в 1910 году в Санкт-Петербурге была создана Российская лига по борьбе с чахоткой. И уже весной 1911 года в Санкт-Петербурге был проведен первый «День белого цветка». За ходом акции следили Комитеты, которые возглавляли члены правления Лиги или кто-либо из видных лиц города. Участвовали в Комитетах и представители местной аристократии или купечества.
Перед началом акции в районные комитеты развозили заготовленные букеты из искусственных ромашек, листовки и памятные жетоны. Курсистки — слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института — забирали букеты и расходились по городу. Цветы они укладывали в небольшие бело-желтые корзины. Ленты и заколки продавщиц тоже должны были быть ярких тонов. Лучше всего сборы шли на трамвайных остановках — такие результаты принесла расклейка рекламных плакатов в трамвайных вагонах. Организаторы особенно подчеркивали то, что ценен каждый пятачок. Прейскуранта на букеты не было — каждый давал, сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Жертвователям, дававшим 5 и более рублей, вручали памятный значок. Деньги опускали в жестяную запломбированную коробку, пломбу снимали только при подсчете денег в районном комитете. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах.
В том же 1911 году «Дни белого цветка» прошли по всей России. В Москве для нуждающихся собрали 132 тысячи рублей. В Казани, например, было заготовлено 125 тысяч заводских и 75 тысяч самодельных цветов, отпечатано 80 тысяч листовок, призывавших к борьбе с чахоткой, и все это было распродано еще до полудня. Сборы составили более 18 тысяч рублей. На эти деньги в деревне Тогашево под Казанью построили туберкулезный диспансер для детей. Более 40 детей ремесленников и чернорабочих были отправлены туда на отдых с полноценным питанием и лечением. Чтобы привлечь внимание к сбору, в провинциальных городах устраивались автопробеги (увидеть автомобиль в провинции в те годы было большим событием).
«День цветка» вызвал такой отклик среди населения, что стал проводиться не менее четырех раз в год. Цветы были разные, каждый символизировал какую-то одну проблему. Букеты из белой ромашки раздавали в день борьбы с чахоткой, букетики из колосьев ржи — при сборе в пользу голодающих крестьян, люди, которые покупали розовые цветы, помогали сиротам.
Продажей букетов собирали деньги и для солдат русской армии. Весной 1913 года (конец Балканской войны 1912-1913 гг.) тысяча двести сборщиков-добровольцев, студентов и курсисток должны были раздать петербуржцам несколько тысяч букетов и 160 тысяч памятных жетонов для тех, чьи пожертвования составили более 10 рублей. «Благая цель праздника, интеллигентный состав сборщиц и сборщиков общества, преимущественно из учащейся молодежи, сделали свое дело, и уже с 11 часов утра начал чувствоваться недостаток в жетонах, — сообщал репортер «Петербургского листка». — Оргкомитет мероприятия вынужден был спешно затребовать с завода все остатки от заказа на жетоны, но и это помогло не более чем на час. Тогда в районных комитетах дамы сами приступили к изготовлению букетов, но после обеда и их не хватило, и публике, опускавшей в кружки свои пожертвования, пришлось довольствоваться скромными листками, посвященными деятельности общества»…
Сбор средств на борьбу с туберкулезом. Н.Новгород, 1912 г.
Дело табак
Вещевые сборы не пользовались такой популярностью — люди предпочитали отдавать благотворительным обществам деньги, на которые закупят все необходимое. Возможно, поэтому «День табака», организованный артистами петербургских театров, не принес ожидаемых результатов. В 1914 году артисты провели акцию по сбору табака и махорки для солдат действующей армии: билет в театр на благотворительный спектакль можно было купить за кисет с махоркой. Ходили артисты и по улице, продавая жетоны и букеты за табак и махорку. Но артисты собрали вещи на меньшую сумму, чем курсистки с букетами. Дело с табаком оказалось слишком хлопотным: ведь тот, кто хотел получить билет в обмен на табак, должен был вернуться домой или сходить в лавку за табаком.
Были широко распространены и другие формы сбора пожертвований: благотворительные аукционы и базары, балы, спектакли, концерты, а также сборы по подписным листам. Сборщики денег по подписным листам привлекали благотворителей именами известных людей, артистов, писателей. В подписной лист вписывалось имя благотворителя и сумма пожертвования. Нередко денежные суммы были небольшими, зато жертвователей было много. Успех достигался либо за счет того, что первые жертвователи — известные, уважаемые люди, вносили крупные суммы денег, а другие следовала их примеру, либо за счет массовости. Например, таким образом «в складчину» по инициативе Крестовоздвиженского братства в Тамбове построили училище для слепых детей.
Великая княгиня Мария Павловна (1854-1920), вдова великого князя Владимира Александровича (старшего дяди императора Николая II), часто устраивала благотворительные аукционы, которые неизменно собирали большие суммы. В помощь голодающим крестьянам Мария Павловна организовала благотворительный базар в Дворянском собрании. На базаре продавали крестьянскую пищу и предметы быта. В жизнь обывателей даже стало входить понятие «модный благотворительный базар». Это осуждалось многими жертвователями, полагавшими, что невозможно совместить понятия «мода» и «благотворительность», равно как и помещать на одной афише слово «милосердие» и «голые ноги балерин» на афише какого-нибудь благотворительного выступления с балетной программой.
Очень популярны были «кружечные» сборы: железные кружки висели снаружи на стенах приютов, богаделен, сиротских домов. Любой прохожий мог стать благотворителем. Собранные деньги шли на нужды насельников. Например, богадельня в Москве на кружечные сборы могла себе позволить ежегодный ремонт.
А как сейчас?
По словам многих современных российских фандрайзеров (фандрайзинг — привлечение благотворительных средств), сегодня большинство наших сограждан полагает, что принимать участие в благотворительных сборах должны только очень богатые люди. А человек, собирающий деньги по подписному листу в этажном доме вызовет недоумение и недоверие, вплоть до вызова милиции.
Ирина Меньшенина, директор по привлечению средств российско-британского благотворительного фонда «Даунсайд Ап» (помощь детям с синдромом Дауна): «О благотворительности и ее возможностях за границей знают с детства. В школах часто устраиваются благотворительные аукционы, и это воспринимается естественно. Совершенно обычное дело, если школьник пойдет по соседям с подписным листом собирать деньги, допустим, жертвам землетрясения. И соседи к этому спокойно отнесутся. К сожалению, многие думают, что наши 50 или 100 рублей не смогут кому-то помочь. В Англии во время телепередачи объявили о сборе денег. Каждый, кто позвонил, жертвует 10 фунтов. Телефоны в студии буквально раскалились. Мне тогда друг сказал: «А у нас в России где-то 150 миллионов живет, если с каждого по десятке…»
Для привлечения благотворителей современные сборщики средств предпочитают устраивать концерты, фестивали, аукционы или спортивные мероприятия. «Велопробег «Красная площадь», который мы проводим с 1996 года — одно из наиболее успешных благотворительных мероприятий в России, — говорит Ирина Меньшенина. — На его организацию уходит до 26 тысяч долларов, сумма же благотворительных пожертвований — около 140 тысяч. За 10 лет существования велопробега было собрано более 1 миллиона долларов. В основном участники пробега — это представители среднего и высшего менеджерского звена из России, Англии, Франции и Голландии. Каждый участник вносит благотворительный взнос, который идет на программы реабилитации детей с синдромом Дауна. Участники проезжают 150 километров по лесам Подмосковья. Финиш на Васильевском спуске, где велосипедистов встречают семьи «Даунсайд Ап», друзья и журналисты. В этом году наша цель — собрать 120 тысяч долларов на работу нового Центра ранней помощи нашим детям».
Между тем в Нижнем Новгороде попытались воскресить традицию «Дня цветков». На областной конференции врачей-фтизиатров в марте 1998 года было объявлено, что из 27 противотуберкулезных учреждений 14 нуждаются в ремонте, 7 находятся в аварийном состоянии, отсутствует необходимый набор противотуберкулезных препаратов, из-за чего не применяются современные методы лечения. В детском тубдиспансере, в котором маленькие пациенты проводят до 12 месяцев, не было медикаментов, игрушек и даже сливочного масла, которое больные дети должны получать ежедневно. Тут-то и попались на глаза будущим организаторам акции фотографии известного новгородского фотохудожника начала ХХ века Максима Дмитриева, на которых барышни и юноши с плакатами «Ваши копеечки помогут больным» собирали деньги на борьбу с туберкулезом. Организацией «Дня белого цветка» занялись: Центр поддержки некоммерческих организаций «Служение», Нижегородская служба добровольцев и региональное отделение Агентства социальной информации. Добровольцы нашли в архивах ценнейшие указания по проведению мероприятия. Помог в изучении устроения «Дня» «Нижегородский листок» — газета тех лет, в которой публиковались отчеты Лиги по борьбе с чахоткой. В итоге «День белого цветка» был взят «под кальку» с благотворительного сбора 1911 года. Правда, с некоторыми нововведениями. Такие как почетное звание «Мисс (или мистер) белый цветок», вручаемое добровольцу, набравшему наибольшее количество денег. «Раздавая белые цветы — ромашки, гвоздики, розы, пионы — мы собирали за один день до 10 тысяч рублей. Кроме того, многие приносили нам вещи: медикаменты, продукты, игрушки. За время проведения акции вещей собрали на сумму более 300 тысяч рублей. Журналисты сами звонили и предлагали рекламную площадь. За все время проведения «Дня цветов» организаторы акции не истратили на саму акцию ни копейки из собранных денег, все оборудование передавали в тубдиспансер по чекам, переводили деньги на расчетный счет. Участники «Дней» не получали зарплаты, зато приобрели уважение жителей всего города» — рассказала Алла Балашова, координатор «Дней цветов» в Нижнем Новгороде.
Елена Калмыкова, директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Москвы, считает, что опыт дореволюционных сборов применим и сейчас: «Я не согласна с тем, что в России благотворительность умерла, и ее нужно восстанавливать заново. Возможно, не отработаны какие-то методы, утеряны какие-то разработки, но сама по себе благотворительность никуда не делась. Ко мне приходят, смотрят подшивки, знакомятся с отчетами, архивами, узнают, как устраивали благотворительные сборы в дореволюционной России. Все, что было раньше, применимо и сейчас, это наглядно показывает опыт организаторов «Дня белого цветка» в Нижнем Новгороде. Благотворительность, по моему мнению, не деятельность лишь олигархов или крупных фирм. Я вообще не люблю словосочетание «социальная ответственность бизнеса». Каждый из нас должен нести что-то доброе, благотворительность должна быть общественной. И каждый человек должен быть социально ответственным».
Начни фандрайзинг с волонтера
Чтобы заняться сбором денег самому, первое, что необходимо сделать — описать проект и составить смету. Желательно, чтобы ваши мысли уложились на одном листочке. А затем нужно искать единомышленников. Ищите среди друзей и родственников, любого человека, который может помочь или пожертвовать хоть чуть-чуть. Если есть градообразующее предприятие, крупный завод рядом с городом, обратитесь туда. Если нет, попробуйте найти завод, организацию, тесно соприкасающуюся с вашей проблемой. Например, если вы ищите средства для помощи больным детям, обратитесь в фармацевтические предприятия, к руководству крупных аптечных сетей. В благотворительных организациях говорят, что руководители предприятий в большинстве своем очень активно идут на сотрудничество, жертвуют с охотой. Хорошо еще найти уважаемого известного человека, который бы публично выразил вам свою поддержку. Или привлечь средства массовой информации. Лучше всего провести благотворительную акцию. Фандрайзеры предупреждают: не замахивайтесь сразу на большие деньги, не организовывайте долгосрочных проектов. Пусть это будет маленький, совсем крошечный кусочек проблемы, но сроки его реализации должны быть минимальны, а возможность продемонстрировать результат — максимальны. Здесь важно, чтобы вам поверили, чтобы убедились, что вы заняты реальным делом.
Не отказывайтесь от волонтерской помощи. Она снижает расходы на мероприятие до минимума, опровергая общераспространенное мнение, что в подобных акциях на благотворительность тратят только то, что «не проели на фуршете». Однако не поручайте заданий, с которыми не справились бы сами, добровольцам: сложные вещи лучше все-таки доверять профессионалам.
Очень важно учитывать, что ваша акция — это повод вашим возможным единомышленникам проявить себя. Встретьте людей так, чтобы им захотелось вернуться. Быть может, стоит провести анкетирование, записать контактные телефоны пришедших. Не стоит огорчаться, если на вашу первую акцию придет только 10 человек. Помните, что это только начало.
Ольга БЕЛЯЕВА