Деловой христианин

Как деловому человеку быть христианином? Как поступать по заповедям в мире, который по заповедям не живет? Правильно ли не бояться увольнять плохих работников, не стыдиться зарабатывать большие деньги? Мы спросили об этом практикующих бизнесменов, менеджеров, руководителей предприятий, комментировали тему священники. Оказалось, что на эти вопросы однозначных ответов нет

Как деловому человеку быть христианином? Как поступать по заповедям в мире, который по заповедям не живет? Правильно ли не бояться увольнять плохих работников, не стыдиться зарабатывать большие деньги? Мы спросили об этом практикующих бизнесменов, менеджеров, руководителей предприятий, комментировали тему священники. Оказалось, что на эти вопросы однозначных ответов нет.

Ты — слабое звено?
Увольнение — вещь неприятная как для подчиненного, так и для начальника. И именно начальник должен сделать правильный выбор между целесообразностью и милосердием. Опытом в этом непростом деле мы попросили поделиться двух начальников — генерального директора ABBYY Software House Сергея АНДРЕЕВА и протоиерея Александра СТЕПАНОВА, основателя и главного редактора радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров».

Сергей АНДРЕЕВ: «Если человек грозит небесными карами — у меня ответ простой»

Российская компания ABBYY создана в 1989 году. Выпускает электронные словари, переводчики, распознаватели и преобразователи текста и другие программы, упрощающие работу с текстовыми документами разных форматов, включая бумажный. Сегодня в компании 650 сотрудников, отделения за границей. Сергей АНДРЕЕВ начал работу в компании в 1991 году в должности коммерческого директора. В 1996 году стал исполнительным директором, а в 1999-м — генеральным. Прихожанин храма вмч. Пантелеимона в Мытищах.

— С человеком, которого решено уволить, надо расстаться так, чтобы он понимал, почему это произошло. И желательно — был согласен.
К нам в компанию попасть очень тяжело. И люди, которые прошли отбор, работают подолгу. При этом они отнюдь не всегда на той позиции, на которую пришли изначально. Бывает, что склонности, таланты, возможности человека лежат где-то рядом с той предметной областью, в которую он пришел. И если мы видим, что существует способ применения человека в другом качестве, мы его переставляем на другое место. Ситуация доходит до увольнения, если складывается отчетливое понимание, что человек у нас нигде неприменим.
Если в чьей-то работе проявляются ошибки, сначала ему скажут, что так не делают. Понял, сделал — молодец! Не понял, не сделал — еще раз объяснят. Если после многократных объяснений видишь, что дело не идет, — понятно, что человек не соответствует занимаемой должности. И тогда начинаются раздумья, кем его заменить. А замену найти непросто. Потому что всегда существует риск, что новый работник будет в чем-то другом хуже прежнего. Замена происходит, когда находится более сильный кандидат. И как раз от этого зависит «долготерпение» начальника. Появился кандидат — терпение кончилось.
Конечно, мы смотрим на обстоятельства наших сотрудников. Но только до некоторой степени. Потому что коммерческая организация вынуждена быть прибыльной. А для этого она должна следить за тем, сколько денег тратит и сколько зарабатывает. За тем, чтобы на каждом кусочке своей работы она была максимально эффективной. Иначе она станет убыточной, и тогда придется опять же увольнять людей. Со всеми их проблемами и болячками. Сотруднику в тяжелых обстоятельствах можно дать материальную помощь, как-то помочь. Но если он не выполняет работу, значит, за него ее должен делать кто-то другой. Придется нанять еще одного человека. А дальше все это превращается в благотворительность. Благотворительность можно обеспечить на какое-то разумное время. Но если я приму такое решение один раз, другой, третий, вся моя живая, большая организация, со всеми сотрудниками, их семьями, детьми и домочадцами, просто грохнется. И я, уйдя от маленькой беды, приду к большой. Так что из двух зол выбираешь меньшее.
Если же человек грозится небесными карами или просто судом, ответ у меня будет простой: «Покарают меня или нет — не тебе решать». Но тебя-то терпеть здесь уже не могут. Когда я слышу, что кто-то, если его пытаются уволить, требует через суд восстановления на работе, я недоумеваю. Семьдесят, может быть, даже восемьдесят процентов своей сознательной жизни человек проводит на работе. Было бы неплохо, чтобы ему там нравилось. Но если окружающие его терпеть не могут — какое уж тут удовольствие?

Протоиерей Александр СТЕПАНОВ: «В религиозной организации порог терпения выше. Но он все равно существует»
— Казалось бы, ко мне Господь приводит человека, чтобы он у меня работал. Заметьте, работал, а не чтобы его здесь только воспитывали. Все в мире происходит не без попущения Божия, но это не означает, что все происходящее угодно Ему. Попустил Бог войну — и что же, нам теперь не сопротивляться? А может быть, промысел Божий здесь состоит именно в сопротивлении?
Конечно, в организации, где работают церковные люди, мера терпения к работникам (к их жизненным обстоятельствам и так далее) должна быть выше, люди должны друг к другу относиться с большим терпением и пониманием, потому что работа не самое главное, что есть у нас в жизни. И евангельский должник говорит Царю, пожелавшему сосчитаться со своими рабами и потребовавшему от них вернуть долги: «…потерпи на мне…» (Мф. 18, 26). В религиозной организации или там, где работают воцерковленные люди, порог терпения выше. Но он все равно существует. Если человек совсем не справляется, совсем не делает того, что должен делать, можно попытаться найти ему другое применение. Если он в силу семейных обстоятельств или болезни не может работать в том графике, который от него требуется, его можно перевести на полставки. Поговорить с ним, объяснить. Но если человек невменяемый, он опять будет все рассматривать с точки зрения, что его незаслуженно обижают. Ему уже ничего не объяснишь. Тут работодателю надо иметь определенную трезвость. Именно эти компоненты создают христианскую атмосферу в организации: трезвость, с одной стороны, и любовь — с другой.
Если при попытке его уволить работник начинает грозить Божией карой — мало ли, какие хулы говорят люди безумные! Конечно, с человеком могут поступить действительно очень несправедливо. И возможно, работодателя накажет Бог. Но это не дает права человеку выносить суд от лица Божия.

То пост, то праздник
Коммерческий директор одной фирмы, сотрудничающей с православными организациями, жаловался, что его партнеры работают, по сути, только три месяца в году — осенью. В остальное время как ни позвонишь — у них то пост, то праздник. Как строить работу, если вы светский партнер такой православной организации? Или православный партнер светской фирмы? Об этом мы спросили Андрея АСТАХОВА, основателя издательства «Белый город», и протоиерея Игоря ПЧЕЛИНЦЕВА, главного редактора СМИ Нижегородской епархии, пресс-секретаря архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Андрей АСТАХОВ: «Люди — везде люди»

«Белый Город» — одно из 20 крупнейших издательств России. Основано в 1996 году. Выпускает познавательные иллюстрированные издания для детей и взрослых, издания по мировой культуре, истории, литературе и искусству, тематические энциклопедии, книги на иностранных языках с параллельным текстом, художественные альбомы. Совместно с издательством «Даръ» участвует в создании и поддержке портала по обзору православной литературы «Православная книга России». В издательстве около 300 сотрудников. Андрей АСТАХОВ, руководитель издательских программ, был одним из основателей. Прихожанин храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском.

— В своей деятельности мы сталкиваемся с православными организациями, реализующими христианскую литературу, и православными издательствами. Но в их отношении, наверное, точнее было бы говорить о недостаточной деловой хватке, да и то далеко не всегда. Во взаимоотношениях с неправославными организациями тоже хватает проблем. И они часто сложнее. Однако нестыковки с православными организациями бросаются в глаза сильнее. Ведь имея дело с православной организацией, настраиваешься на беспроблемность, участие. А люди — они везде люди.
Православие — это не занятие и не хобби. Плохой работник будет плохим вне зависимости от исполнения того или иного религиозного обряда. И даже осознанное принятие Православия как Истины не развивает сразу все возможные таланты. Среди православных хватает работящих людей, замечательных священников, хороших воспитателей, матерей и отцов. Другое дело — наша досада, когда мы ждем от человека больше, чем он может, надеясь на его православие. И конечно, у многих существует соблазн прикрыться своей верой от вызовов и проблем мира. Поставить обряд чуть выше усилия.
Между тем данные социологических исследований несколько расходятся со стереотипом «православной вялости» — вспомните исследование, опубликованное в журнале «Фома» (№ 1-4 за 2007 год). Оказалось, что среди православных почти в два раза больше людей, занятых частным предпринимательством, они больше читают, более мотивированы в карьере.

Протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ: почему православные бывают похожи на дохлых рыбок
— Пресс-служба епархии, конечно, старается придерживаться христианского образа жизни: воскресенья и великие праздники — это неприсутственные дни. Но у прессы есть своя специфика. Например, юбилейный выпуск нашей газеты «Глагол» выходил на Светлой седмице, ведь мы связаны и с типографией, и с другими светскими службами. В Пасху мы не работали, но первые три дня Светлой седмицы мы сдавали номер. На литсовете мы решили, что непосредственно занятым в процессе выпуска придется выйти на работу, а все остальные будут отдыхать.
По праздникам бывают важные мероприятия, на которые нам нужно выслать корреспондента. Но как рассудить, чем становится такое мероприятие для корреспондента — работой или молитвой? Конечно, мы были бы рады, если бы можно было четко разделить время трудиться и время отдыхать. Но это, увы, не всегда удается.
Неразумный подход к посту и молитве, к ритму жизни отнимает все силы. Бывает, новоначальные не умеют правильно расставлять акценты, пытаются надевать на себя вериги великих подвижников древности, и это не приводит к положительным результатам, а только подрывает духовные и телесные силы. Например, одна женщина задала мне вопрос: «Вот у меня дома все плохо, муж и сын пьют, все разваливается, я читаю каждый день семь акафистов. Что мне еще почитать?» Понятно, что в такой ситуации надо бы отставить акафисты и заняться домом и семьей.
Святоотеческий подход сочетает труд и молитву — труд при этом становился благодатным, а молитва благородной (если так можно выразиться). Даже отцы-пустынники находили время для рукоделия, труда. То же самое пост — мера каждому своя, смотря по здоровью и силам, по трудовой нагрузке и так далее. Пост — подспорье молитве и труду, а не препятствие. Непонимание всего этого, однозначный прямолинейный подход приводит к тому, что православные бывают похожи на работе на полудохлых рыбок. А Православие ведь — творческая вера, пробуждающая весь потенциал человека. «Только творчество, заквашенное на святости, мы сможем перенести через черту смерти», — говорит преподобный Исаак Сирин.

Читать дальше


Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version