Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Дело о краудфандинге

Собрав больше $400 000 краудфандинговых пожертвований якобы на жилье для бездомного, три мошенника в США истратили большую часть этих средств на себя. Возможно ли такое на российских крауд-площадках?

Изображение с сайта journalofaccountancy.com

Краудфандинг – не самый простой инструмент фандрайзинга, он требует большой публичности. О сборе недобросовестным автором быстро может стать известно площадке. Алексей Чесноков, заместитель генерального директора крауд-платформы Planeta.ru по правовым вопросам, говорит, что у сервиса было несколько случаев блокировки страниц сборов.

Например, он вспоминает общественника, который хотел отреставрировать в городском парке скамейки. Нужная сумма быстро собралась, но в «Планету», на которой вёлся сбор, стали поступать звонки от бдительных граждан – они утверждали, что будущие работы не согласованы с чиновниками. Проект приостановили и попросили автора предоставить разрешение. Этого сделать не удалось, и несмотря на то, что сумма была собрана в полном объёме, все спонсоры получили свои деньги обратно.

Даже у проверенных НКО иногда возникают сомнительные сборы, не говоря уже о проектах неблаготворительных категорий. В этом случае платформа имеет право заморозить кампанию и вернуть спонсорам деньги, если в ходе разбирательства оказалось, что автор не потратит их по назначению.

Представить, что пройдёт валидацию, соберёт деньги, всячески привлекая внимание к сбору, а потом потратит их на сторонние цели проверенный площадкой автор, сложно. Но ведь и сотрудники GoFoundMe, которую использовали мошенники Кейт МакКлюр, Марк Д’Амико и Джонни Боббитт, наверняка не запустили бы проект, если бы он вызвал сомнения на старте. Правда, к чести платформы она обещала возместить бездомному собранные средства.

Другая крупная международная крауд-площадка – Indiegogo – в похожей  ситуации (речь шла о технологическом стартапе, который ещё никто не видел) наняла коллекторов для разбирательства с автором проекта.

Как поступила бы любая из российских площадок, сложно судить – все такие истории очень индивидуальны. Опрошенные эксперты рассказали, как стремятся обеспечить безопасность пользователей и не допустить запуск таких проектов.

Алексей Чесноков
Деньги на удочку, а не рыбуЭкскурсовод из Санкт-Петербурга Вячеслав Романович Раснер из-за обмана стал бездомным, а теперь каждый день водит экскурсии по Невскому проспекту и сам превратился в городскую достопримечательность и даже недавно выступил на TEDx в Москве.

Его судьба круто изменилась три года назад, когда с Вячеславом Романовичем познакомился биолог-зоолог, член общественной организации «Дом мира и ненасилия» Алексей Никаноров. Вместе с дочерью Аленой он начал помогать Раснеру. Организовали консультацию юриста, восстановление документов, прохождение медкомиссии для получения социального жилья и крауд-кампанию на Planeta.ru – не столько для помощи деньгами, сколько для привлечения внимания к хорошему человеку, попавшему в беду.

Помимо них в судьбе Вячеслава Романовича приняли участие многие. Волонтёр «Ночлежки» Света Котина открыла «ВКонтакте» страничку «Прогулки с Раснером» – сейчас у страницы более 16 тыс подписчиков. Одна женщина пробила Вячеславу Романовичу социальное жилье. Это комната в двухкомнатной квартире в центре города. Другая женщина наводит у него порядок. Краудфандинговый проект оказался важным звеном в этой длинной цепочке с огромным числом участников. На помощь Раснеру тогда удалось собрать чуть больше 36 тыс рублей, что даже превысило заявленную финансовую цель. Сумма, конечно, не сравнимая с результатом крауд-проекта американских мошенников. Впрочем, Никаноровы и не ставили целью кампании покупку жилплощади для бездомного. Они собирали деньги не на «рыбу», а на «удочку».

На жилье краудфандингом не соберешь

Изображение с сайта foodnavigator.com

Собрать деньги на «рыбу», то есть, на жильё на российской крауд-платформе и не получилось бы, наверное, ни у кого вообще. Дело не в разнице сборов на российских и зарубежных площадках. Крупнейшие многопрофильные платформы – Planeta.ru и Boomstarter – характеризуют такие проекты как личные и отказывают в запуске ещё на этапе модерации.

На «Планете», с момента основания активно поддерживающей благотворительное направление, однажды был запущен проект по сбору средств на новое жилище для сирот из Ингушетии, проживающих в аварийных условиях. Собрали почти миллион рублей. Но – важная ремарка – сбор вёл проверенный и честный мусульманский фонд «Солидарность», с которым до запуска плотно пообщалась эксперт платформы по валидации некоммерческих организаций Анна Мурачковская.

— Все благотворительные проекты, размещённые на «Планете», мы запускаем только от надёжных НКО, прошедших нашу проверку. При этом, если во всех остальных проектах – музыкальных, литературных, бизнесовых – мы приветствуем «стартапы», то благотворительные кампании у нас могут запускать только зарекомендовавшие себя организации, которые предоставляют содержательные отчёты о работе и кейсы, – рассказывает Анна Мурачковская.

Именно ей НКО высылает на почту стандартный пакет документов. Первое, на что Анна смотрит при валидации нового фонда – дата регистрации. В 99% случаях молодым организациям отказывает, предпочитая работать с фондами от 2 лет. Исключения бывают, когда фонд предоставляет хорошие рекомендации: от более старших НКО, партнёров, органов государственной власти. Фондам, у которых пока нет рекомендаций, платформа предлагает оставаться на связи и возвращаться позднее. Например, сначала челябинскому фонду «Хатико» на крауд-платформе отказали «по молодости», но через год они вернулись и успешно собрали более 120 тысяч рублей на оборудование вольеров в приюте для бездомных животных.

Но даже важнее даты основания – отчёты и прозрачность работы. В соответствии с принципами работы некоммерческого сектора, важно, чтобы отчёты были размещены на сайте НКО. Но не у всех НКО совершенны сайты. Анна Мурачковская рассказывает, что многие зоозащитные организации вместо сайтов используют активные группы в соцсетях (где тоже часто выкладывают документы о приходах и расходах денежных средств). Тогда она проверяет отчёты на сайте Минюста по ЕГРЮЛ.

Токсичные сборы

Анна Мурачковская

Очень важен контент, которым фонд делится у себя на сайте и в соцсетях. Категоричное «нет» для «Планеты» — токсичные сборы (шокирующие фотографии страдающих людей и животных) и сборы на личные карты. С сомнением эксперт относится к только что созданным группам, страничкам, состоящим из одних перепостов, и группам с большим количеством участников, но с отсутствием реакций на публикации.

В случае адресных сборов иногда валидатор связывается напрямую с благополучателем. Если к организации возникают вопросы, Анна советуется с коллегами в профильных сообществах. Одному фонду после такой проверки в секторной группе отказала: несмотря на то, что организация работала давно и предоставила хорошие кейсы, оказалось, что волонтёры фонда собирают деньги в транспорте. «Это неподотчётная история, что очень не приветствуется в благотворительном сообществе, – комментирует Анна Мурачковская. – При этом я никогда не заявляю, что, если мы отказываем организации, она обязательно мошенническая. Но, кстати, по реакции фондов на отказ тоже многое становится ясно, во всяком случае о нашем дальнейшем взаимодействии: некоторые обвиняют меня в чёрствости; шантажируют тем, что пока я «собираю бумажки», умирают дети; угрожают чем-нибудь…».

На «Бумстартере», позиционирующем себя как аналог зарубежного Kickstarter, отметили, что не работают с адресными сборами в принципе. Благотворительные и меценатские проекты, рассказала СЕО площадки Мария Докшина, после проверки документов, свидетельствующих об обстоятельствах, целях сбора и соответствии законодательству, реализовывают как приватные. Такие проекты доступны только по прямой ссылке и не отображаются в общем каталоге Boomstarter. При этом запускать их могут и частные лица. Все авторы проходят общую проверку, специальной валидации для фондов нет.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.ru. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Выбрать благонадежные НКО

Павел Конев

А что до профильных благотворительных крауд-платформ? Октябрь – месяц подключения новых фондов к проекту «Добро. Mail.Ru». Фонды, которые хотят работать с этим сервисом, проходят многоступенчатую проверку: проверку репутации фондом United Way, проверку службой безопасности Mail.Ru Group, собеседование с командой проекта и финальную проверку юристами. Сооснователь фандрайзинговой платформы «Сделай!» Павел Конев отметил, что у всех фондов и НКО перед подключением к площадке запрашивают подробный пакет документов. Затем производится внутренний скоринг на базе всей доступной информации о фонде, его учредителях и руководителях в специализированных базах данных и на информационных площадках, а также изучаются отзывы других партнёров. «Часть фондов отсекается, потому что не имеет до конца выстроенной и прозрачной учетной системы. По нашим данным, по скорингу не проходят не более 10% фондов, подающих заявки», – поделился Павел Конев.

Особенность платформы «Сделай!» в том, что там благотворительные кампании в пользу прошедших проверку фондов могут создавать спортсмены (в основном, бегуны). Платформа, таким образом даёт возможность совместить участие в спортивном мероприятии с помощью благотворительному фонду. Некоторые авторы кампаний не спешили разобраться в нюансах работы платформы и пытались указывать в описании проекта личные платёжные карты. Такие страницы сразу блокировались как противоречащие правилам платформы.

Дело активиста – создать поступок и рассказать о нём. Вне зависимости от достижения финансовой цели, средства со всех поступков в пользу конкретного фонда отправляются в него в конце календарного месяца. Об использовании средств фонды информируют жертвователей самостоятельно. По мнению Павла, функция площадки в плане отчётности организаций – выбрать благонадёжных партнёров.

Проследить, как НКО потратили собранные деньги

Светлана Горбачёва

У директора по маркетингу и коммуникациям фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» (признан в РФ иноагентом) Светланы Горбачёвой противоположная позиция. Площадка фонда «КАФ» «Благо.ру» (первый в России сервис для онлайн-благотворительности) отслеживает расходование средств, собранных на ней фондами-партнёрами. С НКО, желающей разместиться на «Благо.ру», заключается договор – по нему организация должна предоставлять финансовую и содержательную отчётность раз в квартал. В личном кабинете на сайте фонды заполняют отчёт по специальной формуле. Его проверяют эксперты «КАФ» и публикуют в открытом доступе на сайте.

«К сожалению, у нас было несколько случаев расторжения отношений с НКО. Это случалось, если организация в течение долгого времени не предоставляла отчетность и не отвечала на наши запросы: в таких случаях мы скрываем страницу организации на сайте, закрывая пользователям возможность жертвовать в её пользу. В основном, мы прекращаем сотрудничество из-за проблем с документацией», – резюмирует Светлана Горбачёва.

«Благо.ру» тоже работает только с заявками от фондов, зарегистрированных не менее 2 лет назад. Специалисты фонда «КАФ» проводят юридическую и финансовую валидацию НКО-заявителя. Также они проводят своего рода контент-анализ: проверяют организацию по упоминаниям в СМИ, изучают сайт, социальные сети. Иногда встречаются с представителем НКО, чтобы познакомиться лично, понять, насколько организация профессиональна, устойчива, адекватна. Заявки от частных лиц, рассказывает Светлана, поступают очень часто. Им платформа рекомендует обращаться в профильные организации, которые чаще всего уже сотрудничают с «Благо.ру».

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.ru. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Теория трех рукопожатий

Изображение с сайта pymnts.com

В прошлом году «КАФ» провёл большое исследование «Платформы онлайн-пожертвований: 10 лет в России». В нём приняли участие не только платформы, но и их жертвователи. Оказалось, что люди пользуются платформами, потому что всем НКО, прошедшим валидацию платформ, можно доверять, потому что платформы гарантируют прозрачность и своевременную отчетность, потому что, используя функционал платформ, можно помочь сразу нескольким разнопрофильным организациям и даже подписаться на регулярные ежемесячные платежи: это существенно экономит время жертвователей.

«Рекомендации для площадок вытекают из этих инсайтов: нужно быть максимально открытыми, максимально прозрачными, максимально, что называется, user-friendly. И никогда не забывать благодарить своих жертвователей», – подчёркивает Светлана Горбачёва.

Координатор проекта «Все вместе против мошенников» Мила Геранина отмечает, что случаев мошенничества на российских площадках не видела, но наблюдала «странные сборы», которые можно было бы проводить через благотворительные фонды:

– Любая помощь должна быть профессиональной. Фонд оказывает помощь профессионально. Я против того, чтобы на лечение и реабилитацию люди собирали бы деньги самостоятельно. Иногда такие проекты можно закрыть куда меньшими суммами, особенно если речь идёт о лечении и реабилитации за границей. Но важно консультироваться! Все честные благотворительные организации друг друга знают: у нас работает даже не «теория шести рукопожатий», а теория трёх. Любые сообщества должны работать вместе с теми, кто уже работает системно. Поэтому я всячески приветствую, если ко мне или к коллегам обращаются за советом и консультацией работающие крауд-платформы.

Страхование взносов и блокчейн

Мария Докшина. Фото: facebook.com/mariya.dokshina

Мария Докшина из Boomstarter заметила, что в 2019 году на её платформе планируют запустить страхование взносов: «Схему страхования вкладов предполагаем реализовать с применением смарт-контрактов и технологии блокчейн: автоматизированных алгоритмов, которые выполняют действия по заранее заложенным параметрам, которые впоследствии нельзя отменить или изменить. План автора проекта по созданию продукта разбивается на этапы и по достижению каждого из этапов формируется отчетность, которую видят спонсоры (бэкеры). Если ключевые этапы не выполняются в заранее установленные сроки, то средства возвращаются бэкерам».

Поможет ли блокчейн российскому краудфандингу, узнаем через год.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?