Что же делать, чтобы наши вечера были, как в прекрасных семейных фильмах? Тихие, спокойные, с настольными играми и чаем с пирогом на ужин?
- Приучать ребенка к приготовлению домашних заданий не надо. Надо приучать его к самостоятельности и ответственности. Причем делать это следует еще до школы. Идете на занятия по плаванию – пусть соберет сам свой «бассейн», сам приготовит форму для хореографии, положит в рюкзак карандаши и альбом.
- Обязанности по дому – это тоже подготовка к школе. У любого ребенка, начиная с 3-4 лет, могут быть свои маленькие обязанности по дому – покорми кота, убери постель, поставь на стол посуду. И тут важно, чтобы обязанности эти были не только «по вдохновению» мамы или ребенка, а именно ежедневные, если, конечно, мы преследуем цель приучить ребенка к самостоятельности.
- Не надо его постоянно проверять. Вернее, это надо делать незаметно. Сам собрал портфель, а мама проверила вечером тогда, когда ребенок уже спит. Если он что-то забыл, то утром можно просто спросить: «А ты, кстати, положил свой пенал?»
- Нельзя становиться училкой. Особенно по всем предметам: «Давай сюда русский, тааак, правило, повторяй за мной, теперь английский, слова пиши, быстро тетрадь по математике открой, таблицу учим!» Если очень хочется отбить всякое желание учиться, и делать что-то самому, то, конечно, можно и так, и, возможно, за домашние задания у ребенка будут «четверки» и «пятерки», но это – тупик.
- Когда дети приходят из школы, не надо встречать их вопросами про оценки и сопровождать все это напряженно-скорбным выражением лица. Пусть лучше расскажут, что было в школе интересного.
- Одна из обязательных вещей – отдохнуть от школы, а уже потом садиться за уроки. В идеале – это прогулка на свежем воздухе, беседы о прекрасном, но в реальности – пришел домой, поел, поговорили о школьных делах, причем не об учебе, а о каких-то других делах – как с друзьями, одноклассниками, учителями? Потом ребенок еще хотя бы немного поиграет, почитает, послушает музыку, сходит на кружок, и только после этого пусть он садится за уроки.
- Конечно, в идеале у него должно быть свое рабочее место. И хотя нам часто бывает удобнее, чтобы он делал уроки на кухне – тут мы ему поможем, если что, между переворачиванием котлет на сковородке, но надо понимать, что такое место для работы не подразумевает самостоятельную деятельность. Хотя бы какую-то часть уроков он должен делать сам, один, за своим столом.
- С другой стороны, задача родителей состоит в том, чтобы не пускать его «самостоятельную» деятельность на самотек. Пошел он в комнату, сидит за столом 15 минут, стоит пойти и проверить, что он за это время сделал.
- Приятные поощрения способствуют более активной деятельности. Конечно, не надо дарить за каждый пример чупа-чупс, но сделать что-то приятное вечером стоит – тот же пирог с чаем, или совместная игра в мафию, или просмотр фильма – это тоже положительные эмоции. Пускай, это не получится делать каждый день, но время от времени это будет хорошим стимулом, потому что модель «сделай побыстрей, и мы вместе поищем шоколадку», работает.
- Важно понять для себя то, какой ты родитель. По сути, все мы делимся на два типа – тех, кто забивает на оценки, уроки и говорит: «Пусть все делает сам, сколько можно, большой парень, я не собираюсь делать дома работу учителя», и тех, кто слишком серьезно относится к приготовлению домашнего задания, посвящая всю вторую половину дня, выходные и каникулы бесконечным учебе и зубрежке. Думаю, правильное отношение к урокам находится ровно посередине.
- В зависимости от того, к какому типу родителя вы относитесь, надо учиться либо немного «забивать» на уроки, либо, наоборот, проявлять больше активности и бдительности.
- И всегда помнить, что домашними заданиями не исчерпывается общение с ребенком, школьная жизнь – лишь часть жизни, довольно большая, но не главная.