В декабре в рамках предновогодних и рождественских акций некоммерческий сектор, по разным источникам, привлекает до трети годовых сборов. Фонды с сожалением отмечают, что почти не осталось компаний-доноров, готовых пожертвовать остаток годового бюджета партнерскому НКО. В то же время количество предложений о совместных с подопечными мероприятиях возросло. И в них почти полностью исчезли поездки с подарками в детские дома.
В обсуждении между фондами и сотрудниками и собственниками все чаще рождаются нестандартные win-win решения. «Компании получают отличные маркетинговые возможности привлечь новую целевую аудиторию, заметные инфоповоды и даже рост продаж, а также вносят ощутимый вклад в реализацию своей социальной миссии, – говорит Елена Мартьянова, директор по развитию и коммуникациям фонда помощи хосписам «Вера». Фонд же – вместе с яркими акциями – приобретает от бизнеса ресурс для развития своих проектов, а нередко и долгосрочное партнерство».
«Елка желаний»
Эта новогодняя акция может называться по-разному, но суть одна: НКО соединяет компании-участники со своими подопечными, а компании устанавливают у себя в офисах елку с пожеланиями маленьких и взрослых благополучателей и исполняют их. Помимо развивающих игрушек и наставничества, это может быть пожертвование на оплату подопечным необходимых образовательных занятий со специалистами, консультацию семье с больным ребенком, специальное оборудование или дорогостоящее лекарство. Удобство в том, что принять участие в акции могут сотрудники компании по всей стране в формате онлайн.
Например, «Елки желаний» в пользу БФ Даунсайд Ап провели онлайн на сайте фонда компании «Лаборатория Касперского» и QIWI. Похожие акции, ориентированные на частных доноров, устраивают БФ фонд «Детские деревни SOS» и БФ «Дети наши» – «Дарите навыки вместо игрушек».
В этом году фармкомпания БИОКАД впервые направила средства, выделенные на новогодний корпоративный праздник, на подобный спецпроект с фондом «Вера». Триста семей с тяжелобольными детьми, которых фонд обеспечивает необходимой медицинской аппаратурой, специальным питанием, уходовыми средствами и многим другим, смогут бесперебойно получать эту помощь. Еще одна часть помощи – качество жизни семей. «Нам важно, чтобы у детей и подростков была насыщенная жизнь, общение, путешествия, впечатления – несмотря на болезнь, – говорит Елена Мартьянова. – Мы не всегда успеваем исполнить все мечты, и компания взяла это на себя, параллельно вовлекая сотрудников. Они все больше узнают о сути нашей помощи – и мы видим, что это становится мостиком к осознанной благотворительности».
Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора АМР, считает, что традиционные корпоративы уходят в прошлое – компании все чаще от них отказываются в пользу «Елки желаний» и других благотворительных форматов. «На это, безусловно, влияет и государственная политика, – говорит эксперт. – Например, «Марафон детских желаний» поддерживает лично президент России. В конце 2018 года, объявленный Годом волонтера, даже на заседании Госсовета в Кремле всем чиновникам и губернаторам была предоставлена возможность взять с елки шарик с желанием ребенка. Губернаторы, конечно, ответственно исполнили мечты маленьких россиян из социальных учреждений и попутно внимание государства пошло на пользу этим социальным учреждениям».
Благотворительная ярмарка
Волонтеры из компаний вместе с подопечными детских домов заранее готовятся к ним – делают сувениры, а потом продают свои поделки на ярмарке в пользу тех самых подопечных.
Формат ярмарки как вариант замены новогоднего корпоративного события в пользу фонда успел прижиться в самом далеком ранее от благотворительности секторе – IT. Так, в 2018 году ярмарка, включая концерт сотрудников, успешно прошла в «Лаборатории Касперского» в партнерстве с фондом «Живи». Компания не только инвестировала в организацию и проведение события, но и удвоила сбор фонда от ярмарки – таким образом собранная для подопечных НКО сумма перемахнула рубеж в 1 млн рублей.
Сотрудники компании, а это в основном мужчины, неожиданно оказались очень активными участниками – покупали пряники, варенья, мед, качественный хэндмейд – варежки, носочки, новогодние сувениры и украшения для дома, которые предоставили волонтеры, а также новогодние эксклюзивные книжки от издательств, пожертвованные фонду, по более низкой, чем в магазине, цене. Уже через 2 часа все было раскуплено.
Точно так же сборы с новогодней ярмарки, проведенной в пользу и при участии фонда Даундсайд ап в офисе ВТБ-24, были удвоены компанией. Изделия были предоставлены как волонтерами фонда, так и сотрудниками компании.
В новогоднем благотворительном базаре холдинга «Медси» в 2017 году принимали участие три фонда – «Галчонок», «Орби», «Живой». Получился семейный праздник, где сочетались продажа сувениров, развлекательная программа, лекции врачей. Но сборы оказались небольшими – на собранные 136 620 рублей была куплена специальная коляска одному из подопечных БФ «Галчонок» – десятилетнему Илье Смарагдову.
По словам Екатерины Миловой, директора фонда «Орби», подготовка благотворительной ярмарки требует от НКО слишком больших человеческих и временных ресурсов, а у фондов, как правило, нет лишних рук. Сбор сувениров, заказ их изготовления волонтёрам, поиск волонтеров на участие самой ярмарки, 4-6 часов работы на ярмарке в офисе партнёра и в среднем – от 30 тыс рублей до 150 тыс рублей сборов с одного такого события. Именно поэтому компании-партнеры удваивают от себя сборы фондов и включают ярмарку в программу постоянного сотрудничества, как один из элементов комплексного проекта в интересах и фонда, и компании.
Сбор подарков через торговые сети
Из тех, кому привычнее вариант адресной помощи, в предновогодний период есть возможность закупать подарки в продуктовых магазинах или супермаркетах и передавать их подопечным через специальные пункты сбора или корзины с обозначением акции. Например, «Новогодние корзины доброты» в пользу многодетных и малообеспеченных семей в Х5 Retail Group.
В БФ «Старость в радость» очень ценят участие корпораций в секторной работе, причем не только вложение средств — чаще всего денег как таковых не жертвуют, но дарят компетенции и ресурсы, направляют на благо пожилых людей свои каналы коммуникации, решают проблемы по логистике. «Конечно, невероятно удобно для жертвователя совместить покупку новогоднего подарка для бабушки или дедушки с семейным шоппингом и оставить подарок тут же в ТЦ с уверенностью, что он попадет к адресатам, а не ехать в промзону на склад фонда, – говорит Лиза Олескина, директор благотворительного фонда «Старость в радость». – Поэтому так важны для нас ежегодные акции по сбору подарков в магазинах МЕГА, причём по всей России, а не только в Москве. Вдобавок своими силами нам никогда не оповестить о сборе подарков столько людей, сколько проходит за декабрь через торговые комплексы».
Для тех, кто не может потратить время, но может оплатить подарок, удобны онлайн-акции: в прошлом году можно было оплатить подарки для жителей нескольких отдалённых домов престарелых Алтайского края через Wildberries. В этом году «Старость в радость» снова готовит такую акцию с партнером. С нашей стороны – это сбор личных пожеланий бабушек и дедушек, что они хотят получить: полотенце, душистое мыло, футболка и так далее, – говорит Лиза Олескина. – Наш партнёр берет на себя удобный сервис для жертвователя и доставку подарков напрямую к адресатам».
Инклюзивный культпоход
С 2014 года компания Unilever проводит совместно с партнерами из числа НКО новогоднюю корпоративную акцию, цель которой – вовлечь в доброе дело и объединить между собой как можно больше людей. «В один из годов на празднование такого корпоративного Нового года в театре «Россия», с просмотром мюзикла «Русалочка» мы пригласили подопечных БФ «Детские деревни – SOS», – говорит Ирина Бахтина, вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever. – Тогда в одном зале объединились и наши гости, воспитанники детских домов, и семьи сотрудников c детьми. Все вместе посмотрели яркое представление. Мы смогли познакомить детей с нашими сотрудниками, дали им возможность пообщаться друг с другом. И обратили внимание коллег на проблематику детей, оставшихся без попечения собственных родителей».
Такой формат благотворительных праздников популярен и у других компаний – сотрудники могут пригласить родных, друзей, в особенности детей, а также своих клиентов и партнеров компании. Инклюзивные встречи под Новый год и Рождество – способ и для бизнеса, и для благополучателей, скажем, жителей домов престарелых, преодолеть рутину, выйти каждому из своего привычного «хрустального домика» и встретиться на нейтральной территории в атмосфере праздника.