Православный портал о благотворительности

Деградация собственного населения страшнее «китайской угрозы»

Для того, чтобы проживающие у нас китайцы заинтересовались Православием, они должны чувствовать себя свободными людьми. Для этого необходимо решить проблему двойного гражданства, вида на жительство и создать систему школ по обучению их русскому языку. Так же как и для своих сограждан, создать им нормальные условия для жизни и заработка. Китайцы должны быть максимально интегрированы в общество, нельзя допустить, чтобы они создавали свои чайтауны и замкнутые анклавы

На секции собрались преимущественно представители Дальне-Восточного региона и те, кто имеет непосредственное отношение к правительственной «Программе содействия добровольному переселению соотечественников» (Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом). Поэтому речь в основном и шла о Дальнем Востоке. По мнению собравшихся, проблема вхождения иммигрантов в духовное и культурное пространство России имеет как минимум три аспекта: социально-экономический, культурно-религиозный и воспитательно-образовательный.
Говоря о первом аспекте, председатель наблюдательного совета Института мирового развития Юрий Крупнов, имеющий непосредственное отношение к Программе добровольного переселения, отметил, что для ее успешного продвижения в жизнь сначала нужно остановить деградацию населения страны на всем ее протяжении. Это явление – следствие, в том числе и деградации рынка труда, выражающейся в растущей безработице среди молодежи (четверть безработных — в возрасте от 16 до 29 лет), сокращении квалифицированных хорошо оплачиваемых рабочих мест на предприятиях в связи со свертыванием промышленности, эмиграция квалифицированной рабочей силы (половина эмигрантов – это люди до 30 лет). По данным докладчика за последние 15 лет население Дальнего Востока сократилось на одну пятую. А Сахалина — на треть.
Как сообщил директор института региональных проектов Тихоокеанского института стратегических разработок (Владивосток) Юрий Авдеев, согласно соцопросам 67% студентов вузов Владивостока не связывают свое будущее с этим регионом. Причем не Москва или Питер притягивает их, а Корея, Китай, Япония, где они побывали уже не раз.
Между тем Дальний Восток обладает запасами полезных ископаемых сравнимыми с Уралом. И при нормальном развитии промышленности, здесь были бы востребованы квалифицированные кадры.

Но пока государство в этом не заинтересовано. А «освободившееся пространство, в частности, Амурская область, заселяется иммигрантами из Китая, а так же из стран Центральной Азии, являющимися носителями политизированного ислама,– сказал Юрий Крупнов. — И на вопрос, нужны ли нам иммигранты, можно ответить вопросом: нужны ли мы сами себе?».
Изменить ситуацию, по мнению Ю. Крупнова, можно только в случае, если российский народ самоопределится, вспомнит: кто он и откуда, какова его задача как нации. Как можно включить иммигрантов в свое духовное пространство, если такового вообще не существует? Таким образом корень проблемы лежит в духовном плане.

Сколько китайцев на Дальнем Востоке?
По информации Юрия Авдеева, на Дальнем Востоке, который он призвал называть «Тихоокеанской Россией», официально проживает 27 тысяч китайцев, неофициально — на 35 тыс. больше. Напомним, что при 6 млн населения Дальнего Востока, в трех приграничных северо-восточных провинциях КНР проживает 107 млн китайцев. Возможна ли среди тех китайцев, которые приезжают сюда и остаются в России, проповедь Православия?
В начале работы секции был продемонстрирован документальный фильм, где в одном из сюжетов рассказывалось о Покровском храме в приграничном селе Покровка (Октябрьский район Приморского края). Его настоятель иерей Григорий Цуркан за два года крестил шестерых китайцев и венчал две пары, в которых женихи- китайцы. По мнению секретаря Владивостокской епархии архимандрита Сергия (Чашина) — это большой успех, т.к. китайцы очень тяжело поддаются воцерковлению.

В ответ на это бывший протестантский проповедник, а ныне семинарист православной семинарии свт. Тихона в Пенсильвании (США) Максимус Урбанович поделился опытом обращения к православной вере. Он проповедовал в нескольких десятках стран, в том числе в 100 городах стран СНГ. По его мнению, есть два принципа, которых должен придерживаться каждый миссионер: первый — это уважение к другим людям и их вере. Например, в Пакистане он не дискутировал с другими религиями, а только рассказывает людям о Христе. Но очень эмоционально (как это умеют талантливые протестанты), с наглядными примерами. И второе- исходящая из уважения любовь. «Иногда меня спрашивают, не боюсь ли я приезжать в страны, где возможно негативное отношение к Православию,- сказал Максимус.- Да, я боюсь. В Пакистане например ко мне даже приставили телохранителей, когда я выступал перед 60-тысячной аудиторией. Но любовь к этим людям сильнее страха».

Что касается проповеди на Дальнем Востоке, то нужно учитывать, что каждый китаец очень серьезно идентифицирует себя со своей нацией и страной. И если он станет православным, это не значит, что он ассимилируется или обрусеет. Это будет исповедующий православие китаец, который чтит и помнит свои традиции и свою культуру, считает зав. каф. китаеведения восточного института Дальневосточного государственного университета Андрей Александров. В связи с этим вопрос создания автокефальной Китайской Православной Церкви был бы очень органичен.

Законодательство, культура, православие
«Но для того, чтобы проживающие у нас китайцы заинтересовались Православием, они должны чувствовать себя свободными людьми,– говорит депутат законодательного собрания Приморского края Александр Ермолаев. Для этого необходимо решить проблему двойного гражданства, вида на жительство и создать систему школ по обучению их русскому языку. Так же как и для своих сограждан, создать им нормальные условия для жизни и заработка. Китайцы должны быть максимально интегрированы в общество, нельзя допустить, чтобы они создавали свои чайтауны и замкнутые анклавы».
Эксперт Благовещенского государственного университета Сергей Кухаренко обосновал эту мысль, приведя в пример американский и европейский опыт. В частности появлению китайский кварталов в США способствовало дискриминационное законодательство, по которому китайцам в обществе отводилась роль людей второго сорта. «Не будет дискриминации и компактного расселения, будут стимулы к изучению культуры и языка принимающей стороны, не будет и чайтаунов. В Европе не было дискриминации китайцев, нет и анклавов,- считает Сергей Кухаренко.- Чувствуя себя полноправными гражданами страны, где они живут, китайцы активно принимают и религию этих стран, в частности – христианство».
Александр Ермолаев так же высказал любопытную идею: открывать бесплатные школы русского языка на церковных приходах. Это автоматически будет способствовать приобщению китайцев к традиционным российским ценностям и их знакомству с нашей культурой. Ведь обустроившись, китайцы начнут рожать детей, которые придут в местные детские сады и школы.
Между тем, председатель отдела образования Владивостокской епархии протоиерей Владислав Мороз считает, что приобщить иммигрантов к православной культуре можно при помощи школьных уроков ОПК. Однако тут главный принцип – добровольное посещение этих занятий. Первым этапом в этом направлении во Владивостокской епархии стала подготовка преподавателей для учителей общеобразовательных школ. За три года уроками ОПК охвачены уже 35 школ (в первый год- только 5), обучено 600 педагогов (в первый год- 100, во второй – 200. в третий – 300).
Директор Академии Станиславского в г.Токио Леонид Анисимов предложил действовать опережающими темпами, продвигая систему культурной экспансии в сопредельных дальневосточных государствах. Его японский опыт показывает, что русское классическое искусство обладает уникальными… лечебным свойством. Дело в том, что в Японии в последние десятилетия произошел резкий цивилизационный взрыв и возник такой ритм жизни, который люди просто не выдерживают психически (в среднем японец трудоспособного возраста спит 4-5 часов в сутки). И когда японец смотрит спектакли по русской классической литературе, он испытывает большое психологическое облегчение, отдыхает.
Как выразился один из американских коллег Леонида Анисимова: «Русское классическое искусство как станция переливания крови». Это не удивительно, размышляет Леонид Анисимов, т.к. оно глубоко православно и благотворно влияет на душу. Поэтому первый шаг к приобщению к вере, к воцерковлению – это приобщение к русской культуре и искусству. Распространяя русскую классическую литературу, искусство, философию в приграничных странах, в частности в Китае, мы решаем и политическую задачу: укрепляем безопасность страны, т.к. зная нашу культуру, иностранцы начинают лучше нас понимать.
Рефреном всех выступлений прозвучала мысль о создании в России в приграничных регионах Центров образования и культуры, аналогичных зарубежным мультикультурным центрам, призванных содействовать включению иммигрантов в жизнь страны. На Дальнем Востоке таким центром по сути уже является Дальневосточный государственный университет (около 40 тыс. учащихся). В нем читается 53 курса для иностранцев, за прошедшие 8 лет ДВГУ выпустил более 200 специалистов из Китая, Японии и Кореи. За 17 лет в русской школе ДВГУ обучались 5 тыс. иностранных студентов из стран Китая, Японии и Кореи. С помощью ДВГУ в 20 вузах Китая, Японии, Австралии, США созданы факультеты русского языка и культуры. Подобные культурно-образовательные Центры по мнению участников секции и станут «точками роста» системы включения иммигрантов в духовное и социо-культурное пространство России.

Алексей РЕУТСКИЙ

Cм. также: С миссионерской приветливостью

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version