Православный портал о благотворительности

Как святой Николай основал Нью-Йорк, а Деда Мороза запретили, но реабилитировали

Почему подарки на Новый год и Рождество дарят какие-то странные деды в красных шубах? Что скрывают биографии праздничных персонажей?

Фото с сайта https://www.etoretro.ru/

10 негритят святого Николая

То, что европейский Санта-Клаус на самом деле – святой Николай, знают все. И то, что он дарит подарки, связывают обычно с эпизодом жития святого, когда он подбросил в окно бедняка кошельки с золотом на приданое его дочерям. Вот только подарки на Рождество святой Николай на самом деле начал дарить не так.

Началось все с того, что святого Николая очень почитали голландцы.

Примерно с XV века Синтерклаас (святой Николай) представлялся жителям Голландии и Бельгии как епископ, прибывающий в Голландию «из Испании». В то время Голландия находилась под властью Испании. Сопровождает епископа свита слуг-мавров – черных Питтов – видимо,  голландцы решили, что такие слуги должны быть у «южного» епископа. С собой епископ привозит множество «испанских» фруктов – гранатов и апельсинов.

Примерно в течение трех недель после приезда Синтерклааса его слуги, черные Питты, обходят семьи, где есть дети, и дарят подарки. В дома негритята попадают обычно через дымоходы каминов, поэтому подарки они кладут в носки, повешенные на камин, или башмаки, выставленные возле огня.

Если камина в доме нет, обувь нужно ставить у двери.

Хорошие дети получают фрукты и сладости, а детям, которые вели себя плохо, вместо подарка могут подложить уголек. Поэтому для кого-то из детей праздник святого Николая может стать днем огорчения. Именно такую сцену еще в XVII веке изобразил на своей картине голландский живописец Ян Стен.

Из Голландии праздник распространился также в некоторые другие страны, например в Германию, там День святого Николая называют «Николаустаг».

День святого Николая в Европе – детский праздник, с Рождеством не связанный

Святой Николай (Синтерклаас) на старинных голландских открытках
Изображения: https://nl.pinterest.com/

Торжественную встречу Синтерклааса, прибывающего на пароходе, устраивают в Голландии до сих пор. Но проблема в том, что происходит она… осенью, в первую субботу после 11 ноября. А сам День святого Николая голландцы-католики, бельгийцы и немцы отмечают 6 декабря. Причем в Бельгии и Германии подарки дарят в сам день праздника, а в Голландии – накануне. То есть День святого Николая в Европе – это отдельный детский праздник, с Рождеством не связанный. Как же тогда подарки стали получать взрослые?

Виноват в том, что вручение подарков в большинстве стран перенесли на Рождество, Мартин Лютер. Знаменитый протестантский проповедник яростно боролся с Днем святого Николая, как, впрочем, и со всеми днями святых как с «языческими пережитками». Хотя сегодня Лютеранская церковь изменила к ним свое отношение.

После Голландского восстания, когда в конце XVI века Нидерланды вышли из-под власти испанских Габсбургов и к власти пришло кальвинистское правительство, министры-протестанты тоже стали бороться с Днем святого Николая. Совсем этот праздник в Голландии не исчез, но на несколько веков из городского празднества с уличными шествиями стал тихой семейной традицией раздачи подарков детям. А главные подарки как детям, так и взрослым стали дарить на Рождество.

А еще Синтерклаас… эмигрировал.

Как святой Николай основал Нью-Йорк

Открытки компании Woolson Spice Company, 1890-е гг. Изображение: https://thegraphicsfairy.com/

В XVI–XIX веках голландцев в Америке было так много, что основанный в 1637 году Нью-Йорк изначально назывался Новым Амстердамом. Синтерклааса, как и другие народные традиции, переселенцы взяли с собой в Новый Свет и продолжали почитать так сильно, что

в книге Вашингтона Ирвинга «История Нью-Йорка» в 1809 году появилась легенда, что Новый Амстердам был построен на том месте, которое святой Николай лично указал одному из основателей.

«Мудрецу Олоффу приснился сон – добрый святой Николай проехал верхом по верхушкам деревьев в той самой повозке, в которой он везет свои ежегодные подарки детям, – говорилось в книге. – Он спустился к путешественникам, которые устроили поздний ужин, зажег свою трубку от костра, сел и закурил; и когда он курил, дым из его трубки поднимался в воздух и распространялся, как облако. И Олофф взобрался на вершину одного из самых высоких деревьев и увидел, что дым распространяется на большую часть страны. И, когда он вгляделся внимательнее, в смутной темноте он видел затененные дворцы, купола и высокие шпили, которые просуществовали всего мгновение, а затем исчезли, и не осталось ничего, кроме зеленых лесов».

На месте, где явилось необычное видение, голландцы и основали город, который, как они посчитали, должен стать великой столицей.

Санта получает оленей

Ночь перед Рождеством, 1896. Иллюстрация стихотворения Клемента Кларка Мура из сборника Спенсеров. Изображение: https://blogs.lib.ku.edu/

Со временем верования и легенды голландских переселенцев распространились среди англоязычного населения Америки. Так Синтерклаас стал Санта-Клаусом и принялся разносить подарки на Рождество, хотя верили в святого Николая изначально немногие. Еще меньше людей задумывалось, как же Санта выглядит. До тех пор, пока в 1822 году не появилось одно стихотворение.

Баллада «Накануне Рождества» была семейной рождественской шуткой, которую протестантский пастор Клемент Кларк Мур сочинил для своих девятерых детей. У супруги пастора были голландские родственники, поэтому вывешивание носков на камине перед Рождеством в семье практиковали. Вероятно, папа-поэт просто задумался, как же выглядит тот волшебник, который наполняет их подарками и случайно… написал самое популярное рождественское стихотворение Америки.

Застыли вереницей длинной

Олени у трубы каминной.

А Санта-Клаус в дом нырнул.

Он сажу с шубы отряхнул,

И вот стоит передо мной

С мешком игрушек за спиной!

***

Румянец рдеет на щеках,

И скачут искорки в глазах.

Нос алой ягодкой круглится,

А борода, как снег, клубится.

Дымок из трубки, как из печки,

Летит, свивается в колечки.

В шубейке с меховой опушкой,

Он сам казался мне игрушкой.

(Перевод Л. Яхнина)

В стихотворении Мура Санта маленький, он похож на эльфа, зато у него впервые появляются шуба (в английском оригинале «он весь одет в мех») и восьмерка оленей, а у оленей – клички; это станет частью американских рассказов о Санта-Клаусе.

Публиковать свое шуточное стихотворение пастор Мур не собирался. Но его друзья записали стих по памяти, в следующее – 1823 года – Рождество текст появился в нью-йоркской газете Troy Sintinel и с тех пор стал невероятно популярным.

Чтение детьми баллады Мура наизусть до сих пор часть американских семейных празднований в Сочельник. Причем последнюю строчку стихотворения – «Всех со счастливым Рождеством и доброй ночи» – семья обычно произносит хором.

Санта на карикатурах и открытках

Санта на рисунках Томаса Наста. Изображения: https://www.smithsonianmag.com/,  
http://www.billcasselman.com

Следующим, кто подхватил традицию изображать Санта-Клауса в США, был карикатурист Томас Наст. С 1863 года в течение 24 лет он ежегодно рисовал Санту для обложки популярного журнала Harper’s Weekly.

Когда и почему ель стала символом Рождества?

В рисунках Наста Санта приобрел много новых черт. Сказочный волшебник поселился на Северном полюсе (версия про Лапландию возникла в Европе позже), у него появился телескоп, в который видно каждого ребенка, и огромная волшебная книга, в которой записаны все-все детские поступки.

В 1889 году рождественские рисунки Наста были изданы отдельным альбомом.

Правда, одежда у Санты в рисунках Наста постоянно менялась. В годы войны Севера и Юга, Санта одевался в цвета американского флага (Наст был на стороне северян). Но самым серьезным недостатком иллюстраций Harper’s Weekly было то, что они черно-белые.

Красную (наконец-то!) шубу Санта-Клаусу подарил в 1885 году издатель Луис Пранг. Пранг первым в Америке начал издавать рождественские открытки методом цветной литографии, поэтому Санта стал ярким.

Санта в цветах «Кока-колы»

Санта Хэддона Сандблома. Изображение: flickr.com

И, наконец, таким, как мы его знаем сейчас – бойким крупным стариком в короткой красной куртке и красном колпаке с упряжкой оленей, – Санта-Клаус стал в 1931 году.

Компания «Кока-кола» решала очень практическую проблему: летом продажи газировки шли хорошо, но каждую зиму с наступлением холодной погоды они падали. Для создания гениальной рекламной кампании фирма обратилась к художнику Хэддону Сандблому, и Сандблом такую кампанию создал.

Художник обратил внимание: цвета этикетки «Кока-колы» – белый и красный – повторяют цвета одежды Санта-Клауса (тогда в Америке уже все знали, что рождественский волшебник одевается именно так). А значит, если соединить два образа, газировку станут покупать и зимой.

30 лет к каждому Рождеству Хэддон Сандблом создавал для «Кока-колы» все новые и новые плакаты с  Санта-Клаусом, он же включил в упряжку Санты девятого оленя. Кстати, лицо и фигуру для зимнего волшебника художник позаимствовал у своего друга и соседа по имени Лу Прентис.

Дед Мороз – злой или добрый?

Изображение: https://www.vremyan.ru/

А вот у отечественного Деда Мороза история совсем другая, с житиями не связанная.

Мороз, Морозко, а иногда даже Трескун или Карачун, издавна был героем славянского фольклора, неким волшебником или духом-покровителем зимы. Вот только волшебником Карачун был злым – мог заморозить путешественника напрочь.

С Рождеством или Новым годом Мороз-Карачун не был связан никак. Новый год в России до 1492 года отмечался 1 марта, а до 1699 года – наступал в сентябре. И только после того как Петр I своим указом ввел в России новое летоисчисление, Новый год наконец-то пришелся на зиму, а зимний волшебник постепенно стал добреть.

Правда, не быстро. В 1841 году в сказке «Мороз Иванович», записанной и изданной Владимиром Одоевским, Мороз, скорее, не добрый, а справедливый. Он одаривает подарками трудолюбивую Рукодельницу, а вот Ленивице под видом огромного бриллианта дарит кусок льда.

У Николая Некрасова, в 1864 году опубликовавшего поэму «Мороз Красный нос», зимний волшебник более традиционный – это злой воевода и чародей, который замораживает леса и реки. От его прикосновений засыпает, замерзает в финале главная героиня крестьянка Дарья.

Версия романтическая

Снегурочка Михаила Врубеля, 1890. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина. Фото: https://muzei-mira.com/. Справа – советская новогодняя открытка. Фото: ivlevadv.wixsite.com

Существовала у темы зимнего волшебника и еще одна версия – романтическая. В 1867 году Александр Афанасьев во втором томе своих изысканий «Поэтические воззрения славян на природу» публикует сказку «Снегурочка». В 1873 году, используя сюжет этой сказки, Александр Николаевич Островский пишет пьесу, к которой Петр Ильич Чайковский быстро пишет музыку.

Пьеса про дочь Мороза и Весны Снегурочку, волшебный народ берендеев и любовь Снегурочки к Лелю возникла больше по техническо-административным, чем по творческим мотивам. Малый театр в начале 1873 года закрылся на капитальный ремонт, дирекция императорских театров решила устроить на сцене Большого театра совместное представление силами драматической, оперной и балетной трупп, а Островский согласился быстро написать пьесу на заказ.

Кстати, публика приняла пьесу не сразу. Островский был известен как бытописатель и реалист, в Малом театре шли его остросоциальные пьесы, и вдруг – сказка?! К сюжету привыкли, только когда восемью годами позже, в 1881 году, свою версию оперы на тот же сюжет написал великий Римский-Корсаков.

Пьеса и опера «Снегурочка» с Рождеством и Новым годом, казалось, совсем не связаны, они вообще «весенние» – про любовь, и мама у Снегурочки – Весна. Тем не менее сюжет Островского соответствовал и развивал ту моду на русское, которая постепенно возникала в Российской империи с 1880-х годов до начала XX века.

Снегурочку рисовали на своих картинах Виктор Васнецов, Михаил Врубель и Николай Рерих. В это же время в архитектуре набрал популярность русский стиль, и даже при дворе в 1903 году устроили великолепный бал в русских костюмах.

Как Дед Мороз с елкой встретился

Российская и французская открытки начала XX века. Фото: https://www.etoretro.ru/

Мода на праздники с елкой прижилась в России благодаря супруге императора Николая I Александре Федоровне, урожденной принцессе Шарлотте Вильгельмине Прусской; в 1819 году для нее впервые установили елку в Аничковом дворце.

В 1820-е годы праздники с елкой устраивали для детей императорской семьи, и только к середине XIX столетия столичная мода проникает в провинцию. Основной сценарий праздника мало напоминал современный: дети валили дерево, вперегонки обирая с него развешанные по веткам сладости и игрушки. Позже подарки на празднике раздавал некий «святочный дед» с мешком и в шубе, но ни «святым Николаем», ни «Дедом Морозом» его не звали.

В мемуарах, повествующих про 80-е годы XIX столетия, «добрый Дедушка Мороз», раздающий подарки на рождественском празднике, встречается уже часто, и он же встречается на русских рождественских открытках начала XX столетия. Стараясь не смущать публику, иконы на открытках, жизнь которых могла быть недолгой, издатели не изображали, а вот дед с мешком подарков пришелся очень кстати.

Дед Мороз под запретом

Фото: https://dailybaby.ru/

Иногда считается, что, придя к власти, большевики тут же начали бороться с «пережитками», в том числе с Рождеством и елками. На самом деле «отмена елки» произошла далеко не сразу.

В своем исследовании «Русская елка» Елена Душечкина пишет: «В 1918 году Максим Горький и Александр Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» роскошную подарочную книгу для детей «Елка», оформленную иллюстрациями замечательных художников и включающую в себя произведения Горького, Чуковского, Ходасевича, А. Н. Толстого, Брюсова, Саши Черного и др. На ее обложке помещен рисунок наряженной елки, вокруг которой в веселом хороводе кружатся Дед Мороз и лесное зверье».

Елки устраивали и в голодные 1920-е, позже, во времена НЭПа отменить елку было даже технически непросто – как только елочные игрушки перестали изготавливать на государственных предприятиях, этим тут же занялись частные мастерские, рассылавшие свою продукцию по почте.

Таким образом, «отмена Деда Мороза» состоялась только к 1929 году после активной кампании «Союза безбожников».

Вдобавок в том же году была введена система пятидневок (из четырех рабочих дней и одного выходного), на которые месяц делился вместо недель, – Рождество и часть Святок оказались рабочими днями.

Неожиданная реабилитация Деда и внучки

Фото: https://multiurok.ru/, https://cafebijoux.ru/

Но даже большевики не могли жить без праздничной встречи Нового года. Уже через шесть лет, в 1935 году елка, Дед Мороз и Снегурочка были реабилитированы.

28 декабря 1935 года в «Правде» появляется небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым.

В заметке автор решительно осуждал «левых загибщиков», которые ранее объявили елку «буржуазной затеей». Он предложил «положить конец» «этому неправильному осуждению елки» и призвал в срочном порядке устроить под Новый год коллективные елки для детей:

«В школах, детских домах, в дворцах пионеров… – везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек».

Далее события разворачивались с космической скоростью – за четыре дня в Москве не только была организована широкая продажа елок населению (по крайней мере так об этом писали газеты), но были устроены елки в школах, в детских домах и на катках. Из рождественского праздника елка стала новогодней, поэтому сказочные персонажи стали на ней особенно важны.

Дальше советские люди много лет встречали Новый год по одному и тому же сценарию – с елкой, Дедом Морозом, который приносил подарки, и Снегурочкой, которая из дочки сказочного деда превратилась в его внучку. А вот другие персонажи, например мальчик Новый год, в сценарии новогоднего праздника были менее постоянными.

Использованные источники:

Синтерклаас и Чёрный Пит: парочка с тёмным прошлым‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

How Washington Irving Introduced Americans to Santa Claus

Клемент Кларк Мур – протестантский священник и «отец» Санты-Клауса

Оригинал публикации стихотворения Клемента Кларка Мура

Санта-Клаус на Гражданской войне

Санта-Клаус: становление образа

Владимир Одоевский «Мороз Иванович»

Николай Некрасов: Мороз-Красный нос»

Душечкина Е. Русская елка. М., 2002.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version