Госказна + пожертвования
Домом трудолюбия в Кронштадте управлял распорядительный совет приходского попечительства собора Св. Андрея Первозванного. Председателем попечительства с момента его основания в 1874 году и до декабря 1908 года был о. Иоанн Ильич Сергиев (св. праведный Иоанн Кронштадтский).
Финансами организации ведал казначей, его обязанности на общественных началах выполнял один из членов распорядительного совета. С 1893 года эту должность, как минимум, 18 лет занимал купец М. А. Коровников. Кроме того, в Доме трудолюбия был бухгалтер, который работал за жалованье и подчинялся казначею.
В помещениях Дома трудолюбия располагалось около десятка благотворительных учреждений: мастерские, лечебница, народная столовая, начальное народное училище, приют для сирот (его называли «детским убежищем»), богадельня, народная библиотека и т.д.
Дом трудолюбия Иоанна Кронштадтского: милосердия больше, чем труда
Для финансирования своей деятельности Андреевское попечительство получало ежегодные субсидии от Государственного казначейства (1000 рублей), от Петергофской земской управы (250 рублей) и от Кронштадтской городской управы (от 200 до 400 рублей).
Кроме того, один-два члена императорской семьи обязательно жертвовали ему по 100 рублей в год.
Определенный доход приносила недвижимость, несмотря на то что попечительство сдавало комнаты беднякам по крайне низким расценкам.
По общей стоимости недвижимого имущества кронштадтский Дом трудолюбия превосходил все аналогичные учреждения в России, уступая лишь Московскому работному дому, который возник значительно раньше.
В 1912 году здания, принадлежавшие кронштадтской организации, оценивалась в 259355 рублей.
Помимо квартир для бедняков попечительство сдавало комнаты паломникам, приезжавшим к отцу Иоанну. В 1895 году, например, странноприимный дом принес почти 4520 рублей дохода.
Капитал в полмиллиона и 35 рублей членских взносов
Стабильность работы Дома трудолюбия должен был обеспечивать неприкосновенный капитал (аналог современного эндаумента). Его средства вкладывались в ценные бумаги, прежде всего в облигации государственных займов (под 6% годовых), а на текущие расходы можно было тратить только проценты. Предполагалось, что в будущем все учреждения Андреевского попечительства смогут существовать за счет доходов с капитала.
В 1885 году неприкосновенный капитал составлял 30100 рублей, а к 1908 году достиг 493585 рублей. Однако проценты никогда не покрывали расходов Дома трудолюбия. Например, в 1905 году расход составил 67906 рублей, а в качестве процентов с капитала было получено 20698 рублей.
В 1891 году был создан отдельный капитал для непредвиденных расходов (10000 рублей), который хранился в одном из кронштадтских кредитных учреждений.
Согласно уставу, деятельность попечительства должна была финансироваться за счет членских взносов, регулярных и единовременных пожертвований, а также кружечных сборов в церквях, на промышленных предприятиях и в торговых заведениях.
(Кружками называли ящики с прорезью, на которых указывали цели сбора. Изъятие средств из кружек происходило в присутствии комиссии из членов распорядительного совета).
Однако надеяться на регулярные взносы членов попечительства и другие, заранее просчитываемые денежные поступления, не приходилось из-за их незначительных размеров. Так, общая сумма членских взносов неуклонно снижалась: от 587 рублей в 1885 году до 35 рублей в 1908 году.
Лекции с «туманными картинами» и фотографии отца Иоанна
Мастерские Дома трудолюбия из года в год приносили убыток. В отчетах попечительства иногда с оптимизмом сообщалось об уменьшении дефицита, например, по итогам 1883-1884 гг. (Расходы на мастерские включали закупку материалов, инструментов, жалованье мастерам, оплату труда рабочих, выдачу им белья и одежды).
Зато довольно прибыльными оказались народные чтения по истории, литературе, медицине, астрономии, экономике и т.д., которые устраивал распорядительный совет в здании Дома трудолюбия.
Послушать платные лекции с «туманными картинами» (проекции, которые делались с помощью специального аппарата и предшествовали кинематографу) приходили сотни людей.
В 1887 году в Доме трудолюбия открылись рисовальные классы, где воспитанники детского убежища обучались бесплатно, а остальные желающие – за деньги.
Преподавателем был художник Василий Голынский, который работал безвозмездно.
В лечебнице, где врачи бесплатно консультировали бедняков, за деньги можно было принимать солевые и щелочные ванны.
Обеды в народной столовой и койки в ночлежном доме стоили крайне дешево, но, тем не менее, эти учреждения окупались.
Книжная лавка, принадлежавшая попечительству, продавала духовно-нравственную литературу, иконы и картины на библейские сюжеты. Товары для лавки закупали на складах у тех поставщиков, которые предоставляли наибольшие скидки. В комнатах для паломников продавали свечи, иконы, фотографии отца Иоанна и т.д.
Определенную прибыль приносило издание проповедей отца Иоанна. Кроме того, члены попечительства устраивали благотворительные базары и концерты.
Но доход от всех этих видов деятельности в среднем не превышал нескольких тысяч рублей в год.
Откуда у священника такие деньги?
Не только пополнять неприкосновенный капитал и покупать недвижимость, но и сводить концы с концами удавалось только благодаря пожертвованиям председателя Андреевского попечительства, о. Иоанна.
За 25 лет работы Дома трудолюбия (до 1 января 1908 года) о. Иоанн пожертвовал в неприкосновенный капитал, на текущие расходы, на покупку и строительство недвижимости в общей сложности 791001 рубль.
Например, в 1888 году он передал попечительству 61220 рублей на разные нужды.
Откуда у священника были такие деньги? В 1883 году в столичной газете «Новое время» было опубликовано открытое письмо благодарных прихожан, исцеленных молитвами о. Иоанна, после чего Кронштадт стал одним из главных в России объектов паломничества.
Письма и телеграммы с просьбами о молитвах и помощи приходили в таком количестве, что в городе открыли особое почтовое отделение для корреспонденции протоиерея И. И. Сергиева.
Все, кто мог, сопровождали просьбы пожертвованиями. «Поражает разнообразие даров: это могло быть все что угодно, от двухсот тысяч рублей до шести серебряных ложек и браслета», – пишет Надежда Киценко в книге «Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ».
Пример участия о. Иоанна в работе попечительства – строительство ночлежного приюта. Сначала сбором средств на эти цели занимался член распорядительного совета А. А. Костин. За год ему удалось привлечь лишь 529 рублей (а требовалось 29000). Кронштадтская городская дума и Мещанское общество отказались от участия в проекте. В итоге строительство оплатил о. Иоанн.
Во второй половине 90-х годов пожертвования о. Иоанна стали сокращаться «вследствие расширившейся благотворительной деятельности» (в частности, он профинансировал в 1899 году строительство Иоанно-Богословского монастыря в своем родном селе Сура, в Архангельской области).
С тех пор сокращение расходов стало главной задачей распорядительного совета. Народную библиотеку отдали другой благотворительной организации, лечебницу закрыли, загородную недвижимость сдали в аренду и т.п.
Пожертвования принимались деньгами, одеждой, мылом
Помимо о. Иоанна у Дома трудолюбия были и другие крупные жертвователи, хотя, конечно, никто из них не мог сравниться с главой попечительства. Так, вдова екатеринбургского купца А. М. Лебедева в 1900 году сделала пожертвование мануфактурными товарами, распродажа которых принесла 12975 рублей.
Ф. Н. Левашов создал два отдельных неприкосновенных капитала: 2000 рублей на приют для сирот и 1000 рублей – для выдачи пособий «слепым, убогим и вдовам». Некая А. И. Зайцевская годами снабжала детское убежище одеждой, бельем и обувью. Граф С. В. Орлов-Давыдов в 1894 году пожертвовал «в память в Бозе почившего императора Александра III» 2500 рублей на содержание одной из воспитанниц.
Вдова коллежского секретаря С. Н. Эссен оставила Дому трудолюбия по духовному завещанию 5000 рублей, а крестьянин Колобов – 1526 рублей.
Были и необычные пожертвования, например, фабрикант Ричард Вильдт из Варшавы прислал 4 пуда парфюмерного мыла и портрет отца Иоанна.
Каждому жертвователю выдавалась квитанция.
Другие российские дома трудолюбия формировали свой бюджет из тех же источников, что и Дом трудолюбия Иоанна Кронштадтского: дотации государства, членские взносы попечителей, проценты с неприкосновенного капитала, добровольные единовременные пожертвования, благотворительные концерты, кружечный сбор.
Выручка от произведенной «трудолюбцами» продукции обычно не играла серьезной роли в структуре доходов. Прежде всего потому, что в трудовой помощи нуждались люди, не имеющие никакой квалификации, и даже самым нехитрым ремеслам их приходилось обучать.
Бухгалтер сообщал, сколько щей съел воспитанник за месяц
Согласно Положению о приходских попечительствах (а Дом трудолюбия в Кронштадте принадлежал Андреевскому приходскому попечительству), эти организации обязаны были регулярно отчитываться перед общим собранием прихожан. Кроме того, с 1895 года все дома трудолюбия должны были отчитываться перед Попечительством о домах трудолюбия и работных домах при канцелярии императрицы Александры Федоровны.
Годовые отчеты Андреевского попечительства представляли собой брошюры, отпечатанные в типографии.
Каждый отчет начинался с анализа деятельности Дома трудолюбия и подведения итогов года. Затем следовал рассказ об отдельных учреждениях: что изменилось за год, сколько денег и на что было израсходовано, сколько людей получили помощь и какую.
Далее помещался список членов распорядительного совета и список людей, сделавших значительные пожертвования: сумма указывалась рядом с фамилией. Жертвователи, внесшие менее 25 рублей, перечислялись в общем списке.
В финансовом отчете, который занимал вторую часть брошюры, бухгалтер детально описывал все расходы: тут и строительство новых зданий, и потери на курсе процентных бумаг, и страхование, и жалованье служащим, и покупка сладостей детям на Рождество, и оплата телефона отца Иоанна.
Точно так же подробно сообщалось о доходах: сколько выручено от продажи пеньки, сколько – от продажи билетов на народные чтения, сколько – от продажи тюремному ведомству обедов для арестантов, приготовленных в народной столовой, и т.п.
Приблизительно с 1890 года отчеты стали еще более подробными. Там указывалось даже количество и размеры порций еды, полученных сиротами в каждом месяце года.
Некоторые затраты попечительства можно рассматривать как расходы на рекламу. Так, в газетах регулярно публиковались объявления о работе столовой и лечебницы, о народных чтениях, рисовальном классе и т.п. Оборудование собственного стенда в отделе трудовой помощи на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в 1902 году обошлось попечительству в 1268 рублей.
Казначей и бухгалтер вели 16 учетных книг. Проверять финансовую отчетность должна была ежегодно избираемая комиссия из числа членов распорядительного совета.
Служащим вручали медали и платили пенсию
В качестве служащих в Доме трудолюбия получали зарплату 57 человек (по данным на 1893 год), в том числе пять учителей начального народного училища, надзирательница (воспитательница) и ее помощница в детском убежище, фельдшер, кухарки, горничные, продавщица в книжной лавке и судомойка в столовой, смотритель в ночлежном приюте и вахтер в пенькощипной мастерской, мастерица в швейной мастерской и мастер-сапожник, бухгалтер и письмоводительница в канцелярии, пять дворников, швейцар, истопник, прачка и т.д.
В других домах трудолюбия (к 1904 году их в России было не менее 174) служащие редко задерживались надолго. Согласно исследованию, проведенному в 1903 году, только 4,1% администраторов, преподавателей и медиков работали в этих учреждениях более 10 лет, а среди мастеров и мастериц таких людей было лишь 1,2%.
Почти 50% этих категорий служащих занимали свои должности от 1 до 3 лет. Уровень образования сотрудников тоже оставлял желать лучшего.
В Дом трудолюбия Иоанна Кронштадтского обращали серьезное внимание на профессионализм своих служащих. Например, большинство преподавателей начального народного училища окончили Земскую учительскую семинарию в Санкт-Петербурге.
А мастерица, преподававшая девочкам кройку и шитье, работала до этого в школе Ксаверия Глодзинского, автора популярного метода кройки дамских нарядов.
Приходя в Дом трудолюбия, служащие оставались там на многие годы. Например, мать и дочь Римские-Корсаковы вместе проработали в детском «убежище» почти 25 лет.
Не менее 20 лет преподавала в начальном народном училище С. П. Голубева (в замужестве Пальникова). Как минимум 13 лет обучала девочек кройке и шитью А. С. Барышникова. В 1895 году попечительство вручило награды письмоводительнице А. П. Савич, проработавшей к тому моменту 10 лет, и бухгалтеру А. М. Щеколдину, занимавшему свою должность 8 лет.
Жалованье в кронштадтской организации не было существенно выше, чем в других домах трудолюбия. Но оно систематически подрастало, а среди расходов попечительства встречались и такие, как пенсия бывшим сотрудникам и оплата их похорон.
Что делать с пьяницами и «ленивцами», никто не знал
Никаких особых требований к людям, которых принимали в дома трудолюбия в качестве «призреваемых», не предъявлялось. Попечительство о домах трудолюбия при канцелярии императрицы рекомендовало только забирать у них на хранение деньги и документы.
Не было ясности и по поводу того, сколько времени имеет смысл оказывать человеку трудовую помощь.
Например, в Пскове не знали, что делать с алкоголиками и профессиональными нищими, которые готовы были бесконечно довольствоваться мелкими заработками, кровом и питанием в доме трудолюбия, не пытаясь устроиться самостоятельно.
В Санкт-Петербургском 1-м доме трудолюбия призреваемые являлись на работу нетрезвыми, устраивали скандалы, воровали.
Предложение выгонять нарушителей, как делали в то время в немецких учреждениях трудовой помощи, не встречало сочувствия среди российских специалистов.
Поскольку в России не было работных домов (кроме Московского), неизвестно было, куда направлять пьяниц, хулиганов и профессиональных нищих после выдворения из дома трудолюбия.
По данным Г. Г. Швиттау, автора книги о трудовой помощи в России, отец Иоанн высказывался в пользу создания в стране работных домов. Законопроект об их устройстве был внесен в Госдуму в 1907 году, но принят не был.
Эпилог
Отец Иоанн скончался 20 декабря 1908 года, но Дом трудолюбия продолжал работать. Согласно отчетам попечительства, в 1911 году масштабы его деятельности еще не успели измениться.
В 1917 году была разрушена домовая церковь Св. Александра Невского, а в 1918 году начальное народное училище перешло в ведение государства.
Последние учреждения Андреевского попечительства закрылись в 1920-х годах.
В здании Дома трудолюбия разместилось ПТУ. Собор Св. Андрея Первозванного был взорван в 1932 году. Основной комплекс зданий Дома трудолюбия в настоящее время законсервирован для капитального ремонта, он расположен по адресу: г. Кронштадт, ул. Фейгина, 7/9.
О жизни св. Иоанна Кронштадтского читайте здесь:
Источники и литература
Отчет о деятельности Кронштадтского Андреевского приходского попечительства по «Дому трудолюбия» и другим его учреждениям за время от 12 октября 1882 года по 1 января 1885 года. – Кронштадт, 1885.
Отчет… с 1 января 1885 года по 1 января 1886 года. – Кронштадт, 1886.
Отчет… с 1 января 1886 года по 1 января 1887 года. – Кронштадт, 1887.
Отчет… с 1 января 1887 года по 1 января 1888 года. – Кронштадт, 1888.
Отчет… с 1 января 1888 года по 1 января 1889 года. – Кронштадт, 1889.
Отчет… с 1 января 1889 года по 1 января 1890 года. – Кронштадт, 1890.
Отчет… с 1 января 1890 года по 1 января 1891 года. – Кронштадт, 1891.
Отчет… с 1 января 1891 года по 1 января 1892 года. – Кронштадт, 1892.
Отчет… с 1 января 1892 года по 1 января 1893 года. – Кронштадт, 1893.
Отчет… с 1 января 1893 года по 1 января 1894 года. – Кронштадт, 1894.
Отчет… с 1 января 1894 года по 1 января 1895 года. – Кронштадт, 1895.
Отчет… с 1 января 1895 года по 1 января 1896 года. – Кронштадт, 1896.
Отчет… с 1 января 1896 года по 1 января 1897 года. – Кронштадт, 1897.
Отчет… с 1 января 1897 года по 1 января 1898 года. – Кронштадт, 1898.
Отчет… с 1 января 1902 года по 1 января 1903 года. – Кронштадт, 1903.
Отчет… с 1 января 1903 года по 1 января 1904 года. – Кронштадт, 1904.
Отчет… с 1 января 1904 года по 1 января 1905 года. – Кронштадт, 1905.
Отчет… с 1 января 1907 года по 1 января 1908 года. – Кронштадт, 1908.
Отчет… с 1 января 1908 года по 1 января 1909 года. – Кронштадт, 1909.
Отчет… с 1 января 1911 года по 1 января 1912 года. – Кронштадт, 1912.
Положение о приходских попечительствах при православных церквах. Томск, 1910.
Устав Кронштадтского Андреевского приходского попечительства по управлению «Домом трудолюбия» и другими его благотворительными учреждениями. – Кронштадт, 1889.
Герье В. И. Что такое дом трудолюбия? // Трудовая помощь. 1897. Ноябрь. С. 1.
Дома трудолюбия в России // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1896. С. 549.
Московский городской работный дом и дом трудолюбия // Трудовая помощь. 1907. Декабрь. С. 574.
Об обеспечении служащих в учреждениях трудовой помощи // Трудовая помощь. 1905. Февраль. С. 149.
Рабочие дома в России и заграницею // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1896. С. 162.
Соболев М. По вопросу о занятиях в домах трудолюбия // Трудовая помощь. 1899. Июнь. С. 43.
Швиттау Г. Г. Трудовая помощь в России. Т. 2. Пг., 1915.
Киценко Н. Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 1994.Тимофеевский Ф. А. Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта. — Кронштадт, 1913.
Храпоничева Е. В. Дома трудолюбия // Московский журнал. 1999. № 9.
Отдельная благодарность за консультацию научному сотруднику Музея истории Кронштадта Светлане Кисляковой и краеведу Ольге Евсюковой.