Нарушение слуха – это не просто невозможность слышать и воспринимать окружающие звуки. Для маленького ребенка нарушение слуха – это еще и гарантированное отставание развития речи. А при тотальной глухоте – полное отсутствие речи.
Прежде чем начать говорить, ребенок должен ее услышать, запомнить, как звучат слова, иначе он не сможет их повторить. Чтобы ребенок научился произносить слово сам и говорить его в нужных ситуациях, он должен слышать это слово много раз и понять, что это слово значит, зачем и когда его говорят. Нарушение слуха приводит также к нарушению восприятия, развития памяти, воображения, мышления. И, как следствие, к нарушению развития личности.
При этом 60% детей с имплантами обучаются в обычных общеобразовательных школах! Важно вовремя заметить проблему.
Поэтому специалисты стараются как можно раньше проводить диагностику слуха у маленьких детей и при выявлении нарушений как можно раньше применять различные методы коррекции.
Как помочь при глухоте
Большинству детей с нарушением слуха помогают слуховые аппараты – устройства для усиления речи и других звуков.
Однако при двусторонней сенсоневральной тугоухости 4-й степени, проще говоря при тотальной глухоте, или если в слуховых аппаратах у ребенка не развивается понимание речи
и умение говорить, специалисты рекомендуют операцию по кохлеарной имплантации.
Противопоказанием к операции может служить окостенение или полное отсутствие улитки внутреннего уха, повреждение или отсутствие слухового нерва, а также сопутствующие соматические, неврологические и психические заболевания, препятствующие проведению хирургической операции под общей анестезией и послеоперационной слухо-речевой абилитации.
Важным моментом подготовки к имплантации служит предоперационное обследование. Обычно оно занимает от трех до пяти дней и включает не только комплексное обследование слуха, но и общее клиническое психолого-педагогическое обследование.
Давая заключение, специалисты анализируют перспективность использования импланта для слухового восприятия и развития речи. Ведь сама по себе операция – только первый шаг на пути к слуху.
Услышать значит заговорить?
При кохлеарной имплантации хирург вживляет электродную систему (внутренняя часть кохлеарного импланта) во внутреннее ухо, через 3-4 недели сурдолог-аудиолог подключает к ней речевой процессор (внешняя часть кохлеарного импланта).
Внешние компоненты импланта собирают, анализируют, кодируют и передают звуковую информацию к внутренним компонентам импланта. А внутренние – расшифровывают и передают к слуховому нерву. То есть имплант преобразует звуковые колебания в электрические импульсы, заменяя погибшие рецепторы улитки. Операция обычно длится от 0,5 до 1,5 ч.
Кохлеарная имплантация позволяет глухому человеку слышать все звуки. Но слух – не самоцель развития ребенка. Слух – это фундамент и инструмент для развития собственной речи и для понимания речи окружающих.
Чтобы звуки превратились для ребенка в осмысленные сигналы, а тем более в речь, нужна целенаправленная работа мозга, то есть развитие мышления, слухо-артикулярной координации, памяти и т. д.
Мы слышим не ушами, а мозгом.
Для развития мозговых функций необходима длительная слухо-речевая абилитация. Поскольку мы говорим о детях с тотальной глухотой, которые не слышали ранее, то уместнее упоминать термин «абилитация» («приспособление к условиям жизни, выработка новых функций»), а не «реабилитация» («восстановление утраченных функций»).
Если у ребенка нет других нарушений и он был проимплантирован в раннем возрасте (8–12 месяцев), регулярная абилитация поможет ему развить устную речь и понимание чужой речи практически на обычном уровне, он сможет обучаться и социализироваться в среде слышащих людей.
60% детей с имплантами обучаются в обычных общеобразовательных школах.
Если у ребенка есть комплексные нарушения, то цель его абилитации – максимально эффективно использовать слух для ориентации и адаптации в окружающем мире, для развития коммуникации, учитывая при этом его сопутствующий диагноз.
Скажем, если имплант у ребенка с аутизмом, на первом месте должна стоять коррекция поведения, потом – слухо-речевая абилитация; если есть проблемы со зрением, то важнее всего обучить ребенка ориентироваться в пространстве; если у ребенка диагноз ДЦП, целесообразно заниматься развитием его моторных функций, а также альтернативными средствами коммуникации.
И очень важно эту работу начать еще до операции. В этом случае после получения возможности слышать с кохлеарным имплантом ребенок будет развиваться значительно быстрее.
Как происходит абилитация
Для успешной абилитации важен прежде всего технический компонент: правильная настройка аппарата. Такие настройки проводятся в центре кохлеарной имплантации или в региональных сурдоцентрах.
Первое включение и настройка через 3–6 недель после операции делается обычно в том центре, в котором проводилась операция. Бесплатные государственные курсы реабилитации, которые обычно предлагаются носителю импланта дважды в год, также включают в себя настройку процессора. Каждые пять лет ребенок имеет право на замену процессора.
Однако не менее важна психолого-педагогическая часть абилитации, которая включает занятия с сурдопедагогом, логопедом, психологом.
В зависимости от сложности случая ребенку необходимы от одного до пяти занятий в неделю по 20–60 минут.
Причем важно понимать, что слухо-речевая абилитация и коррекционная поддержка ребенку с имплантом нужна постоянно на протяжении трех-семи лет. Поэтому в идеале он должен получать ее по месту жительства.
Даже если операция была сделана вовремя (в возрасте 6–8 месяцев), то абилитация ребенку все равно необходима, потому что уже в первые месяцы жизни младенца закладываются основы формирования речи.
Вызвать интерес к звукам
На первом этапе занятий, независимо от возраста ребенка, специалист старается вызвать у него интерес к звукам, которые он стал слышать, к собственному голосу, мотивирует его пользоваться собственным голосом, то есть проходит с ним тот же самый путь развития, который дети с нормальным слухом, проживают до 4–6 месяцев. А кроме того, специалист постарается сразу обучить родителей использовать голос и речь во время их ежедневных дел и игр с ребенком.
На втором этапе абилитации формируются слуховое внимание, фонематический слух, слуховая память, то есть те самые процессы, которые при обычном развитии закладываются у ребенка до двух лет.
На третьем этапе ребенок уже может овладеть грамматикой, воспроизводить связную речь, строить диалоги, у него появляется потребность общаться с окружающими, как у обычного ребенка 5–7 лет.
На четвертом же этапе он может понять прочитанный сложный текст, пересказать его, связно рассказать о том или ином событии. Это уже высокий уровень овладения родным языком.
Не только на занятиях, но и дома каждый день
Важно понимать, что слухо-речевая абилитация должна происходить не только при целенаправленном обучении, то есть не только на занятиях со специалистом, но и дома, в семье, спонтанно.
Но это возможно, если у ребенка есть возможность слушать разные речевые и неречевые звуки, у него есть речевая среда разных форматов (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей. В процесс абилитации должны быть вовлечены все окружающие его люди (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, сверстники и учителя).
Если раньше педагоги концентрировали все свое внимание на ребенке, то теперь не меньше внимания они уделяют остальным членам семьи. От подхода, центрированного на ребенке, они перешли к семейно-центрированному подходу.
Но чтобы родители стали активными участниками абилитации ребенка, они, во-первых, должны быть хорошо информированы об особенностях развития слуха и речи у ребенка с кохлеарным имплантом, о методах обучения, о способах организации речевой среды и способах коммуникации таких детей, а во-вторых, спокойны и уверены в собственной компетенции. А для этого зачастую нужна психологическая поддержка.
Родители – важнейшие наставники для ребенка с нарушенным слухом, главное – чтобы они поверили в себя!
Преимущество родителей как наставников в том, что они взаимодействуют с ребенком весь день и именно они могут стимулировать ребенка выражать голосом или словами свои чувства, пожелания во время обычных бытовых дел или ежедневных игр.
Таким образом абилитация становится частью повседневной жизни, а не курсом занятий, оторванных от привычной ребенку среды.
Коллаж Татьяны Соколовой