Около 7440 домов пострадало от наводнения в Амурской области. Часть из них признаны пригодными для жизни, несмотря на то, что в подвалах плавает рыба.
Размытая набережная Благовещенска, мешки с песком. На той стороне амура Китай
Дмитрий Ушаков открывает люк в свой подпол и светит вниз фонариком. Из воды на нас смотрят две рыбьих морды. До наводнения это был обычный подвал деревенского дома в Гродекове, заставленный банками солений. Теперь это грязная яма с водой, в которой плавают сомы. Во время наводнения вода затопила подпол, а потом и первый этаж по колено.
Дмитрий Ушаков показывает рыб в своем подвале
Подпол в доме Ушаковых
Это случилось 15 августа, в половину второго ночи. Люди знали о наводнении за 2-3 недели и готовились к нему заранее. Хотя верили в то, что наводнение действительно будет, далеко не все. Кто-то заранее начал вывозить имущество. Ушаков, отставной капитан автомобильных войск и инвалид, вывезти ничего не успел, потому что с утра и до ночи вместе с другими мужчинами возводил дамбу вокруг поселка. Ночью дамбу прорвало, дорогу размыло и сообщение с поселком было прервано.
Отставной капитан на машине сделал крюк в 100 километров, рискуя перевернуться проехал по разрушенной дамбе, и через воду прорвался в отрезанный поселок с первым гуманитарным грузом: водой, хлебом, одеждой и газовыми баллонами. За это Ушакова в Городеково называют героем первой волны.
Несмотря на рыб в подвале дом Ушаковых признан пригодным для жизни, и переселять подтопленца с супругой пока никто не собирается. Вода испаряется из подпола и пропитывает сыростью дом – отваливается штукатурка, на стенах выросла плесень. Противогрибковые пропитки не помогают, потому что стены постоянно влажные и у грибка есть питательная среда. Споры плесени начали выделяться в воздух и у внука-астматика начались приступы. Внука пришлось отселить в город.
Константин Сарваниди объясняет Михаилу Ушакову технологию просушки дома
«Если жить в таком доме, то можно заработать астму или даже туберкулез»», – считает Константин Сарваниди, координатор БФ «Предание» и специалист по просушке и противогрибковой обработке домов. Дома, которые Сарваниди с помощью тепловых пушек сушил в Крымске до сих пор стоят сухими. В непросушенных же домах хозяева делают ремонт уже по третьему разу – влажные стены не держат отделку. Одновременно, как Сарваниди рассказывают местные пульмонологи, больницы забиты детьми с респираторными заболеваниями – это результат жизни во влажных и заплесневелых помещениях.
Воду из подвала в доме Ушаковых пробовало откачивать МЧС, но подвал быстро заполняется обратно – грунтовые воды стоят слишком высоко. МЧС также сушило дом тепловой пушкой, но стены снова отсыревают из-за поступающей снизу влаги.
Комиссия, по результатам оценки которой составлялись списки пострадавших, признала дом пригодным для жилья, поэтому Ушаковы на жилищный сертификат от государства не рассчитывают. «Жалко, – говорит супруга героя Ольга Ушакова. – Только на пенсию вышла, дом купили. Думала – поживем без проблем. А проблемы только начались».
– А в Японии дома, зараженные грибком, сжигают, – замечает Сарваниди, ковыряя ногтем плесень на стене.
– Пусть сжигают. Хоть бы уже и наш сожгли. Вместе с нами, – негромко отвечает пенсионерка.
Ольга Ушакова в одной из комнат
Всего в Амурской области подтоплению подверглись 7440 домов, в которых проживали 36339, в том числе 10015 детей. Благодаря предварительной работе местных властей во время наводнения никто не погиб. Губернатор поставил перед районом задачу подготовить все необходимое для обеспечения людей жильем к 10 октября. Сейчас люди, лишившиеся жилья, живут в пунктах временного размещения. Как правило, это общежития. Государство планирует предоставить подтопленцам по их выбору либо сертификаты на покупку жилья, либо на постройку нового дома. Из местного бюджета выплачено в качестве компенсаций пострадавшим более 88 миллионов рублей. Руководитель гуманитарной операции «Амур13» Всеволо Махов отметил, что руководство области чрезвычайно активно, особенно по сравнению с руководством Крымска, сотрудничает с волонтерами и общественными организациями.