Православный портал о благотворительности

Дальний Восток: самое тяжелое впереди

Руководитель отдела по благотворительности Благовещенской епархии рассказал о главных проблемах региона после наводнения: нет запасов на зиму, теплоносителей и корма для скотины

Руководитель отдела по благотворительности Благовещенской епархии рассказал «Милосердию» о главных проблемах региона после наводнения: нехватке теплоносителей и корма для скотины, о китайской картошке и о перспективе обнищания деревни.


Владимировка , улица Озерная

В Церковь обращаются люди, которым больше некуда идти. По своей должности Виталий Михайлов координирует всю церковную помощь нуждающимся в регионе. Кроме того, Виталий всю жизнь прожил в Амурской области и хорошо знает ее проблемы. Церковный соцработник считает, что последствия наводнения на Дальнем Востоке растянутся на несколько лет и могут привести к обнищанию деревни и оттоку людей в западные части страны.

Пропали запасы продуктов на зиму

Треть населения региона живет в деревне. По словам Виталия Михайлова, деревенские жители переживают зиму за счет огорода и большого подпола, в котором хранится запас овощей и домашних консервов на 2-3 года. Некоторые подполы делают такими глубокими, что в них влезает 2-3 КамАЗа картошки. Из-за наводнения уровень грунтовых вод поднялся, у многих в подполе стоит вода. В результате люди в таких домах лишились запасов продовольствия на зиму. Кроме того, на полях сгнил урожай. По данным газеты «КП Благовещенск», залито водой было около 50% пахотный земель региона. Причем урожай пострадал не только у подтопленцев.

Погиб урожай картошки

«Мы с семьей тоже садим картошку. Обычно мы собираем по полторы-две тонны. – рассказывает Виталий Михайлов. – В этом году мы собрали 150 килограммов. Этого хватит только на посадку весной». При этом семья Михайловых не является официально пострадавшими, ведь их не затопило, и они не могут рассчитывать на компенсацию. Но урожай у Михайловых сгнил, и таких семей много. В результате картошки в Амурской области мало, и она дорогая. Если в прошлом году в закупочный сезон килограмм можно было купить за 8 рублей, то в этом году он стоит 30 рублей (оптом – 25 р). Цена понемногу растет.

Чтобы ликвидировать дефицит, правительство Амурской области пригнало в регион несколько эшелонов картошки. Пока что эти овощи, видимо, передаются на нужды подтопленцев, и на рынках картошка не появляется. На рынках продается только картошка из Китая, но местные не спешат ее покупать. Дело в том, что китайская картошка заражена грибком и перенасыщена водой, поэтому не может долго храниться. «Ее срок годности максимум три недели после этого она превращается в кашу», – объясняет Виталий Михайлов. Люди ждут поступления в продажу картошки из Белоруссии. Помимо картошки вода повлияла и на доступность мяса и молока.

Скот забивают, потому что нет сена

Многие семьи также живут за счет домашней коровы, их называют «корова-кормилица». Летом корова питается травой на лугах, а зимой ест заготовленное в конце лета сено. В этом году из-за воды трава сгнила на полях сгнила, и в деревнях сена на зиму не заготовили. Из-за того, что зимой скотине нечего будет есть, в деревнях массово забивают скот на мясо. Соответственно, и молока зимой в этих семьях не будет.

Закупочная цена на говяжье мясо уже упала на 20 рублей, и на сдачу мяса стоит очередь – рынок перенасыщен. В то же время рыночная цена не торопится снижаться и держится на уровне 440 рублей за кг. Последствия такой стратегии в полной мере скажутся весной. Если раньше многие владельцы всю зиму кормили скот и придерживали его до весны, потому что весной мясо стоит дороже (ведь в него включают стоимость съеденного сена), то теперь весной забивать будет нечего и в области начнется дефицит. Местные жители думают, что цена поднимется как минимум на 100 рублей за килограмм. «Если так можно выразиться, – говорит Виталий Михайлов. – У нас потихоньку надвигается продовольственный кризис».

Соя не успела созреть до холодов

Основная сельскохозяйтвенная культура, которой славится регион – это соя. Сою и продукты из нее приамурские фермеры продают даже в соседний Китай. В этом году снег сошел чрезвычайно поздно, соответственно и сою посадили позже обычного. И сейчас, когда пришло время собирать урожай, выясняется, что соя еще не созрела. До заморозков остается неделя или две, после этого собрать урожай из-под слоя льда будет уже невозможно. Пока урожай не собран, нельзя с уверенностью сказать, какая его часть потеряна, но фермеры готовятся к худшему. «Когда соберут весь урожай, станут окончательно понятны масштабы ущерба», – считает Виталий Михайлов.

Проблема усугубляется тем, что многие фермеры весной брали кредит на семена, технику и топливо для посева с расчетом на то, что расплатятся осенью за счет урожая. Если урожай пропал, то возвращать будет не из чего. Государство частично взяло эту проблему на себя – банки бесплатно заморозили фермерские кредиты на 1 год. Но через год деньги за потерянный урожай все равно придется где-то найти и отдать.

Для восстановления сельского хозяйства в Приамурье правительство России планирует выделить больше трех миллиардов рублей – об этом, по сообщению «КП Благовещенск», заявил полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Всего же на восстановление Дальнего Востока выделят около 6 миллиардов. Министр сельского хозяйства Николай Федоров сообщил изданию, что для восстановления отрасли потребуется около трех лет. Деньги для личных подсобных хозяйств, а это около 1,6 млрд руб., должны прийти в регион к 1 октября. Остальные средства планируется перевести до конца октября.

Теплоносителей не хватает

Зимой в Амурской области бывает до -45 градусов, но в среднем температура держится на уровне -35, -36 градусов. В деревнях отопление в подавляющем большинстве печное. Чтобы обогреться, на средний дом площадью 58-68 квадратных метров нужно два пятитонных ЗИЛа угля и один ЗИЛ дров. В прошлом году тонна угля стоила 2400 рублей. В этом году цена еще не сформировалась, потому что начинается отопительный сезон и весь уголь идет на обеспечение котельных, объектов инфраструктуры и людей, пострадавших от паводков.

Люди ждут дефицита угля, потому что угольный разрез в области тоже затопило, а другого источника собственного угля у региона нет. Завезти уголь из Красноярской области в полном объеме не успели, потому что размыло дороги: водой было повреждено около 2,5 тысяч участков автомобильных дорог и около 170 мостов и переправ, полностью разрушены 42 моста.

Правительство области закупает теплоносители, но пока что только для пострадавших и для объектов инфраструктуры и социальных учреждений. В продажу, насколько может судить Виталий Михайлов, этот уголь не поступает. «Поэтому то, что мы сейчас видим, это только начало. И даже не начало, а предисловие, – подводит итог Михайлов. – Только следующей осенью станет понятно, с какими потерями область преодолела наводнение, и какие проблемы остаются нерешенными. А долговременные последствия растянутся как минимум на два-три года».

Люди передумали оставаться на Дальнем Востоке

Как считает пресс-секретарь Благовещенской епархии священник Святослав Шевченко, духовное состояние людей сильно не изменилось и настроений в духе «шеф, все пропало», у людей нет. Наверное потому, что в других регионах за Дальний Восток молятся. Не стали жители региона и массово посещать в храмы. «Упаднических настроений нет. Есть трудности, но все понимают, что они решаемы, – добавляет Виталий Михайлов. – Но из чисто прагматических соображений многие решили переехать, и проблемой недалекого будущего станет отток населения, который и раньше происходил, а теперь только увеличится». Из широкого круга знакомых Михайлова планы переехать на запад, есть больше, чем у 60%. Если за 2012 год из региона на постоянное проживание выехали около 2300 человек, то только за первую половину 2013 года (по состоянию на 1 июня) регион покинули уже примерно 2600 жителей. При том, что всего в Амурской области живут меньше 817 тысяч человек.

Последствием переселения людей на запад станет кризис в строительном бизнесе. В регионе строится космодром «Восточный», возможно поэтому здесь ждали развития и бизнес вкладывал деньги в строительство жилья. Если покупать дома будет некому, строительный бизнес свои деньги потеряет. Уже сейчас Благовещенск заклеен объявлениями о продаже квартир. За три месяца цена на квартиру в столице упала с 64 000 до 55 000 рублей за квадратный метр.

Основные проблемы будут весной

Виталий Михайлов считает, люди на Дальнем Востоке привыкли к тяжелым условиям проживания, поэтому как-нибудь смогут пережить и наводнение. «Я часто бываю в других странах и на западе. Несмотря на более тяжелые условия жизни, люди здесь дружелюбнее и мягче в душевном отношении, – считает эксперт. – Выживают сообща, и здесь прекрасно это понимают.

Можно сказать, что помощь из западных районов России – это Божья милость. Без этой помощи было бы сложнее и слава Богу, что есть такие люди, и есть эта помощь. Слава Богу за все. Пока есть эта помощь, пока есть неравнодушные люди, будет все нормально.

Но сейчас нет понимания – что, сколько и кому нужно. Самые ощутимые проблемы начнутся весной, как раз когда наводнение на Дальнем Востоке выпадет из зоны общественного внимания».


Штаб МЧС во Владимировке которая все еще остается подтопленнной


Интерьер подтопленного дома, Владимировка Обычно намокшая техника приходит в негодность


Лодка во дворе одного из подтопленных домов в пригороде Благовещенска, деревне Владимировка


Сундук с намокшими книгами


Владимировка , улица Озерная


Владимировка. Куча мебели и бытовой техники, сваленная перед подтопленным домом. Вещи пришли в негодность из-за воды


Александр Волощев хозяин пострадавшего дома в деревне Владимировка, на улице озерной. Александр Николаевич не может получить компенсацию, потому что не оформил дом в собственность. Для оформления надо измерить площадь подвала, но подвал затоплен водой. В день наводнения ночевал на чердаке


Поселок Владимировка по-прежнему остается подтопленным. Этот поселок называют местной «рублевкой» , большинство домов прямо скажем не бедные


Вход в гуманитарный склад Амур13. В день через склад проходит около 5 тонн гуманитарного груза. В том числе дорогие заменители грудного для детских больниц. В больницах временно размещены дети пьющих родителей. После получения компенсации многие запили, и детей, в том числе грудных, пришлось спасать от голодной смерти. При этом у детей нет показаний к госпитализации и денег по ОМС на них не выделяется, поэтому больницы дают детям приют себе в убыток


Пострадавшие выбирают вещи на гуманитарном складе. Ориентироваться помогают надписи на коробках вроде «женская верхняя». Коробки «цирк» и «театр» стоят в стороне


Доброволец на гуманитарном складе Амур13


Доброволец выдает подтопленцу гуманитарную помощь на складе Амур13


Доброволец оборудовал себе комнату отдыха. В одном из помещений он нашел брошенный предыдущим владельца помещения компьютер (до передачи Амуру13 здесь располагалось кафе). С ногами у него все в порядке, просто сидеть больше не на чем


Сортировка одежды добровольцами на гуманитарном складе


Дом главы поселка Гродеково пострадал сильнее всех в поселке. Полы разбухли от воды и их пришлось снять. Кроме того, со снятым полом дом быстрее сохнет


В одной из комнат дома установлена тепловая пушка. Сушат дом с нарушением технологии, потому что начинать надо с подвала. В противном случае влажность все-равно будет подниматься в дом из подвала, и дом до холодов не просохнет


Однако подвал просушить тепловой пушкой тоже невозможно, потому что почти до самого верха в подвале стоит вода. Высокий уровень грунтовых вод не дает воде уйти. Если воду откачать помпой, то утром она возвращается на прежнее место. Сейчас добровольцы думают – -как решить эту проблему. Один из вариантов — засыпать абсорентом. Другой — налить масла, чтобы оно образовало пленку. Третий — выкачать воду, накрыть грязь пленкой и засыпать песком


Виталий Михайлов, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Благовещенской епархии


Эксперимент по откачке воды из подвала. Двух сомиков, которые здесь жили, поймали и выкинули. Хозяину повело, что не размыло септик, и нечистоты не вытекли к нему в подвал. В углу стоят банки с заготовками на зиму


У сортирующих есть три специальные коробки «странная бабушкина одежда», «театр» и «цирк», куда отправляются соответствующие вещи

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version