Дальневосточные пенсионеры бегут в Китай

На улице одного из городов к епископу подошел неряшливо одетый японец и спросил: «Вы меня не хотите спросить, почему у меня такой неопрятный вид? Ваш Достоевский превратил меня в бродягу. Я прочитал «Преступление и наказание» и уже много лет хожу по миру, чтобы пережить то ощущение, которое я испытал читая эту книгу. И пока не найду его, я не успокоюсь»

В рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений в ПСТГУ под председательством епископа Уссурийского Сергия, викария Владивостокской епархии состоялся круглый стол на тему «Проблемы вхождения мигрантов в духовное и культурное пространство России».

Дальневосточные «ножницы»
Тема ассимиляции мигрантов на территории России в формате Рождественских чтений поднимается уже третий раз. Из докладов выступающих в ней как в капле воды становятся видны неприглядные проблемы Дальневосточного региона. Администрации областей оказались зажатыми в своеобразных ножницах: с одной стороны надо осваивать выделяемые (и долгожданные) деньги Федерального бюджета (это полторы сотни миллиардов рублей), а с другой – осваивать их некому. Причина: стремительное сокращение в Дальневосточном федеральном округе (ДВО) коренного населения и отток квалифицированных специалистов. В частности, с 1991 по 2007 гг. население в Магаданской области сократилось на 56% (смертность превышает рождаемость на 20%), а целом на Дальнем Востоке – на полтора миллиона человек. Казалось бы, проблему помогут решить мигранты и Правительственная программа добровольного переселения на Дальний Восток. Но по данным директора института региональных проектов Тихоокеанского института стратегических разработок (г.Владивосток) Юрия Авдеева, по программе за минувший год из других регионов в Приморский край переселилось всего 4 человека. Хотя по планам чиновников за 5 лет переселенцев должно быть 6,5 тысяч! По мнению ученого эта программа, родившаяся в чиновничьих кабинетах, не учитывает конкретные интересы конкретного человека. Парадокс, но даже собственные пенсионеры теперь бегут в Китай. Потому что жизнь там дешевле (и жилье, и еда, и вещи). Получают пенсию в России, а живут в приграничном Китае!

Между тем, непродуманный подход к миграционной политике провоцирует массовое недовольство местного населения. Наглядным примером служит ситуация в Нерюнгри (город нефтяников). По словам ответственного секретаря комиссии по вопросам религиозных объединений при президенте Республики Саха-Якутия Афанасия Николаева, при строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» подрядчиком был нанят субподрядчик в лице китайской фирмы. Естественно, китайские руководители китайцев же на работу и пригласили (1200 специалистов). Но еще до этого руководители компании-подрядчика пообещали, что рабочие места получат и жители Нерюнгри. В результате социальный конфликт перерос в межнациональный. Начались избиения китайцев и поджоги домов, где они жили. Подключилась милиция, провели расследования и виновных наказали. Однако что произойдет, если в Республике развернется несколько проектов и вопрос привлечения специалистов будет решаться аналогично, чиновник прогнозировать не берется.


Архивное фото: русские солдаты конвоируют хунхузов (так назывались шайки китайских бандитов), задержанных в полосе КВЖД, Южная Манчжурия. 1910-е гг.


Но не все плохо в «Дальневосточном королевстве». Упрощенная система регистрации мигрантов позволила их посчитать. Выяснилось, что численность иностранных рабочих в Хабаровском крае на 2007 год составила всего 2% от общего количества занятых. А в Республике Саха-Якутия – 38,6 тыс. человек (китайцев среди них 13%, а больше всего представителей СНГ. Например, киргизов и украинцев – 18% и 15,8% соответственно). По мнению выступающих, гуляющие по Интернету цифры от 250 тысяч до 3 млн. проживающих на территории России китайцев говорят не о их компактном проживании в ДВО, а о компактных группах, рассыпанных по всей России (в том числе и в Москве).

Если резюмировать выступления представителей администрации, то становится очевидно – массовой миграции из стран дальнего зарубежья в ДВО не избежать. Перспективы развития региона, потребует существенного увеличения численности иностранных рабочих (только в Хабаровском крае в 3,5-4 раза). По словам Юрия Авдеева, на объектах инфраструктуры (в частности, гостиничных комплексах, строящихся сейчас во Владивостоке) работать будет некому. Выделенных до 2012 года (год проведения в России саммита стран Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничества) 148 млрд. руб. даже если пригласить квалифицированную рабочую силу из стран СНГ, то ее все равно не хватит. Другое дело, что надо отслеживать тех, кто к нам приезжает, как это научились делать в миграционной службе Хабаровского края.

Примечательно, что Дальний Восток всегда был местом миграции. Человеческие потоки двигались как туда, так и обратно, но приезжающих было больше, чем убывающих, поэтому население Дальнего Востока росло.
Но с 1991 года стрелки на «демографических часах» завертелись в обратную сторону. По информации администрации дальневосточного авиапредприятия «Прогресс» сегодня из 20 абитуриентов, направляющихся предприятием на учебу в Московский авиационный институт, возвращается один или двое, остальные оседают в столице. Причем принимающее их предприятие готово оплатить «Прогрессу» все неустойки. Если же из Центра и едут на Дальний восток, то – не в Россию. «На подготовку специалиста Санкт-Петербургского физикотехнического института уходит 9 лет, – рассказал академик РАЕН, директор Института опережающих исследований Юрий Громыко. – «На выходе» ему предлагают 25-30 тыс. руб. Но его уже приглашают работать в Южную Корею, где его зарплата будет в 5-6 раз выше плюс все возможности для реализации своих идей и развертывания производства для их практического применения. Наши ребята готовы и 55 тыс. руб. получать, и поехали бы для воплощения своих творческих замыслов на Дальний восток России, если бы там была аналогичная научно-производственная инфраструктура».



Фрагменты листа «Сибирь и Приамурье. Переселенцы» из серии «Народы России», 1905



Юрий Авдеев проанализировал причины, привлекавшие мигрантов на Дальний Восток. До революции крестьяне приезжали на неосвоенные плодородные земли. В 30-е годы ХХ века молодежь влекла романтика и возможность для самореализации, в 70 – 80-е хорошие заработки. Даже сегодня из Боливии на заброшенные пахотные земли Дальнего Востока готовы поселиться, чтобы жить и работать, 4 из 5.5 тысяч русских старообрядцев – потомков эмигрантов. Но чиновничьи рогатки вряд ли позволят им свободно трудиться и реализовывать свою продукцию, считает ученый. Тем не менее, наиболее привлекательным для переселения в ДВО из других регионов России по мнению Юрия Авдеева в нынешних условиях может стать именно мотив самореализации, а вовсе не обещание жилья и рабочих мест. Но для этого Владивосток должен получить свободной экономической зоны и получить статус субъекта федерации с вытекающими отсюда правами и полномочиями. Каждая программа и стратегия должна идти от человека, от его интересов и свободы инициативы, чего пока не наблюдается.

Однако у Юрия Громыко более оптимистичный взгляд. Самое главное, по его мнению, все же произошло: в Федеральном правительстве созрело понимание, что для изменения коренным образом ситуации в ДВО нужны не отдельные программы, а самостоятельная стратегия, учитывающая основные проблемы региона. Правда, пока нет конкретных сценариев, как эту стратегию воплотить в жизнь. За исключением строительства инфраструктуры, которое сегодня уже началось в Якутии. Одним из положений строительной программы – это мост через Татарский пролив, который соединит Сахалин с материком.

По мнению ученого сегодня неоиндустриализация Дальнего Востока (включающая в себя развитие электроники, станкостроения и космической промышленности – принято решение не закрывать космодром «Свободный» в Амурской области) позволит совершить качественный прорыв в развитии региона. Но здесь нужна четко рассчитанная, умная политика, объясняющая, что Россия будет развиваться теперь через Дальний Восток. «И к этому страна и молодежь должны быть готовы. И вот здесь без идеи служения России, без культивирования здорового патриотического чувства не обойтись. Это как раз та область, где соприкасаются Церковь и государство,- говорит Юрий Громыко. – Ключевые русские города, такие как Владивосток (по существу – первый европейский город в Тихо-Азиатском регионе), должны измениться. Из советских функционально-производственных поселков стать городами мирового уровня, сохраняющими при этом свою духовную самобытность и культуру».

«В моих черных глазах отразилась Россия»
Примером сотрудничества Церкви и государства служит опыт директора Театральной академии им. Станиславского в Токио Леонида Анисимова. Прошлым летом в Уссурийске его театр провел международный фестиваль, в котором приняли участие и зарубежные гости (китайцы, японцы и американцы). Фестиваль начался с литургии в храме Покрова Божьей Матери и освящения театра. Богослужение произвело на иностранцев очень сильное и вместе с тем радостное впечатление, способствующее, по их словам, лучшему пониманию друг друга и успеху этого фестиваля. «В русской литературе и драматургии есть явления, которые воспринимаются представителями другой культуры как примеры высокой нравственности и способствуют раскрытию в личности творческого начала. Нравственность и путь духовного развития – это то, что пробуждает у других народов потребность в приобщении к нашей культуре»,- считает Леонид Анисимов.

Его мнение подтверждает и доцент кафедры русского языка как иностранного Института русского языка и литературы Дальневосточного госуниверситета Елена Первушина. Институт русского языка и литературы имеет свои филиалы в Японии, США, Австралии и Китае. Будучи в командировке в Японии Елена Первушина спрашивала своих студентов, почему они решили изучать русский язык? «Я осознала себя как личность, прочитав произведения Чехова, Пастернака и Есенина» призналась одна японская студентка. Но интерес к русской классике у девушки появился после просмотра по телевизору пьесы Горького «На дне». «В одном из ее сочинений есть такие строки: «В моих черных глазах отразилась страна по имени Россия»,- говорит Елена Первушина. Другая японская студентка приняла Православие, прочитав «Доктор Живаго». Среди учеников специалиста есть и семидесятилетний японец. Он стал учить русский язык, потому что его потрясли произведения Солженицыны и Пастернака, и ему захотелось прочитать их в оригинале. Часть студентов занималась в театральной студии. Играя пьесы Чехова, многие из них отмечали: «Я становлюсь в этот момент (на спектакле) каким-то другим человеком и открываю в себе что-то такое, что раньше не знал». А кто-то из них сказал более точно: «Читая книги русских писателей, у меня появляется чувство собственного достоинства». А китайский студент, прочитавший стихотворение Пастернака «Свеча горела» признался, что когда он будет объясняться в любви, то в руках будет держать горящую свечу». «Наша литература – это то богатство, что у нас есть, и что мы в первую очередь можем предложить мигрантам, приезжающим за лучшей долей в нашу страну. Правда для этого они должны знать русский язык»,- считает Елена Первушина.

Владыка Сергий привел забавную (а может быть трагическую) историю, происшедшую лично с ним, когда он был в Японии. На улице одного из городов к нему подошел неряшливо одетый японец и спросил по – английски: «Вы русский?». «А как вы догадались?» – удивился владыка. «Я вас русских от всех европейцев отличу,- ответил собеседник. – Вы меня не хотите спросить, почему у меня такой неряшливый вид?». И не дождавшись ответа, сказал: «Ваш Достоевский превратил меня в бродягу. Я прочитал «Преступление и наказание» и уже много лет хожу по миру, чтобы пережить то ощущение, которое я испытал читая эту книгу. И пока не найду его, я не успокоюсь». «Он пишет стихи и подарил мне свой сборник. Они о внутреннем мире, о том, что человек ищет на этой земле,- отметил владыка Сергий. – Я спросил его, почему же он не примет нашу веру? «Она очень строгая у вас, я к этому еще не готов»,- простодушно ответил мой собеседник».


Успешно продолжается миссия Православной Церкви в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Уже более ста лет назад она принесла обильный плод в Китае – в 1900 г. приняли мученическую кончину за Христа 222 этнических китайца (на фото вверху – крестный ход православных детей-китайцев. Пекин, 1930-е). С недавнего времени действует православный приход и храм даже в ультра-коммунистической Северной Корее. Разумеется, этому немало способствует наше соседство и тесные позитивные контакты с этими странами. На фото внизу – пасхальные угощения православных японцев


Пробуждение веры
На первый взгляд выступление руководителя миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии священника Виктора Горбача выглядело неким диссонансом на «круглом столе», несколько придавленном докладами о социально-экономических реалиях в ДВО. Он говорил о своей поездке с 11 по 26 января 2008 года по всему Сахалину с мироточивой иконой Божьей Матери «Умягчения злых сердец». Зима на острове – это самое время, когда в поселках можно застать большинство жителей. На молебны собирались даже в самых не больших поселках, причем большинство составляли люди трудоспособного возраста. В это верится с трудом, но половина Сахалина сегодня охвачена храмостроительством. Храмы строятся в Тымовском, Смирныховском, Поранайском, Долинском, Углегорском районах, в Макаровском районе храм почти достроен, новый храм с куполами уже стоит в пос.Красногорск (в нем живет всего тысяча человек). Отец Виктор с удивлением рассказывал, что с инициативой строительства храма выступают не старушки «запенсионного» возраста, а представители законодательной власти и интеллигенция, от которых непосредственно зависит жизнь на местах. Такое движение началось в каждом районе и если в 90-х годах в храме стояло четыре старушки, то сегодня все изменилось. «Люди наконец поняли, что за них никто ничего не сделает, пора начинать трудиться самим, если вы хотите, чтобы окружающая жизнь преобразилась, – сказал в заключении о.Виктор. — В их глазах появился свет. Это вызывает чувства радости и оптимизма, что наконец-то наступает время, когда нас может объединит будущее, а не только прошлое и телевизор».

Алексей РЕУТСКИЙ

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?