Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Дайте я сама выберу». Как магазин одежды в ПНИ помогает жильцам поверить в себя, а персоналу – не выгорать

Как возможность позволить себе красивую современную одежду влияет на наши отношения с самими собой и окружающими? Журналистка «Милосердия.ru» побывала в первом в России бесплатном магазине одежды в психоневрологическом интернате

Нина Веретенова позирует в модной шляпке на балконе

В российских ПНИ (психоневрологических интернатах), как правило, живут вместе несколько сотен особых людей, которым не посчастливилось родиться с инвалидностью или заболеть, а более гуманного способа устройства жизни таких людей в масштабах страны государство пока не организовало.

Жители ПНИ часто носят казенные вещи – то, что дает государство. Это скорее больничный гардероб – халат и ночнушка для женщины, пижама и спортивный костюм для мужчины. Нижнее белье тоже общее. Многие и пострижены одинаково. Так удобнее персоналу. Видеть личность в каждом – большой душевный труд, не всех на это хватает, хотя постепенно ситуация меняется к лучшему.

Гостю интерната может показаться, что все эти люди очень похожи. Отсюда возникает разделение «мы/они» вместо «я/ты». Как будто есть нормальное «мы», с которым мы себя идентифицируем, и ненормальное, странное «они».

Вот почему люди, только выйдя из интернатов «на волю», тратят почти все деньги на одежду – им хочется почувствовать себя красивыми, как всем нам. Это часто необдуманные, импульсивные, но, конечно, терапевтичные покупки, говорит Алена Легостаева, психолог фонда «Жизненный путь», помогающего взрослым людям с нарушениями развития:

– Мы встречаем друг друга по одежке: если человек одет неаккуратно или просто некрасиво, мы моментально снижаем его социальный статус в своих глазах. И наоборот: классно одетый человек сразу производит благополучное впечатление. Поэтому одежда и ее выбор – это про достоинство. «Я прямо сейчас беру жизнь в свои руки через эти дорогие кроссовки».

Очень ценится мужская и большая одежда – приносите хорошие вещи

Фонд «Второе дыхание» оказывает вещевую помощь ПНИ в четырех регионах России — Костромской, Нижегородской, Тверской и Рязанской областях.

В Нижегородской области его партнер — «Регион заботы». В 2023 году они совместно провели несколько мероприятий по раздаче вещевой помощи в интернатах, для которых в общей сложности было привлечено более 2,5 т одежды. Первый постоянный «бесплатный магазин» появился в декабре 2023 года в Борском психоневрологическом интернате.

Сдать одежду на благотворительность (без пятен и повреждений) можно здесь. Нельзя сдавать нижнее белье, носки и колготки. Очень ценится мужская одежда — ее сдают реже, чем женскую, а запрос на нее большой. Также очень нужна одежда больших размеров.

Если вы сотрудник ПНИ и хотите сотрудничать с фондом «Второе дыхание», можно оставить заявку здесь.

Если вы хотите помочь людям, живущим в ПНИ, получать красивую современную одежду, а также носки и нижнее белье, поучаствовать в сборе можно здесь.

ПНИ с тбилисским колоритом

Борский ПНИ не среднестатистический, а почти образцово-показательный, поэтому в нем появился стационарный пункт вещевой помощи от фонда «Второе дыхание». Его называют магазином, чтобы быть бережнее к этому самому человеческому достоинству.

Бор – город-спутник Нижнего Новгорода на противоположном берегу Волги. Добраться туда можно на машине, электричке или по канатной дороге. Главные достопримечательности –  эта дорога, Моховые горы и фабрика «Колибри», где делают 300 видов мороженого. А еще на Бору – именно так говорят местные – находится Борский психоневрологический интернат. Учреждение существует 55 лет. Сначала это был интернат общего типа, а людей с психическими нарушениями он начал принимать в 1990 году.

Интернат – город в городе. В пяти корпусах живет 850 человек, распределенных по семи отделениям. Большие открытые балконы в торцах зданий придают обычным кирпичным пятиэтажкам почти тбилисский колорит. Там расставлены цветы и стулья для курящих жильцов. На территории интерната есть домик для кошек. Проход к нему сторожат две собаки на привязи. При виде незнакомцев исправно начинают лаять. Кошки, похоже, привыкли. 

Магазин расположен в первом корпусе рядом с новой парикмахерской. Внутри уют: на стенах постеры, одежда развешана на рейлах, есть примерочная с зеркалом и еще одно зеркало отдельно. Клиентов встречают волонтеры «Службы заботы» (она была создана на базе нижегородской АНО «Служба защиты прав» при содействии проекта «Народного фронта» «Регион заботы» в 2022 году).

Вадим. Куртка, шапка и шарф

Вадиму очень идут кардиганы — в его гардеробе их несколько штук

Магазин работает по четыре часа в понедельник и среду. В дни обновления ассортимента за день в магазине может побывать до 40 человек.

А сейчас здесь всего один клиент – Вадим. На нем застегнутая на все пуговицы голубая рубашка и серый кардиган – все из магазина. Черная зимняя куртка и шапка для него тоже нашлись. От коричневого шарфа отказался: «Хочу яркий». 

«Вадим очень любит аксессуары. Ходит в здешнюю художественную мастерскую, собирает себе браслеты. Стильно одевается. Раз в месяц точно у нас бывает», – рассказывает координатор волонтеров «Службы заботы» Ольга Крейчик. 

«В этом интернате стараются уйти от централизованных закупок, чтобы люди не ходили всегда в одинаковой одежде, но все равно от этого никуда не деться. А благодаря магазину есть возможность создать свой индивидуальный образ. Бывают очень классные истории: висит вещь, на нее никто не смотрит, все проходят мимо. Приходит человек, надевает – и это его», – продолжает Ольга.

Перед открытием магазина фонд «Второе дыхание» передал в интернат около тонны одежды и аксессуаров. Ассортимент пока набирают из этой отгрузки и стараются обновлять регулярно. Частные жертвователи тоже отдают вещи. Например, недавно волонтеры принесли черное кожаное пальто Love Republic – и оно нашло новую хозяйку. В этом пальто она выглядит как модель из глянцевого журнала. Самым большим спросом пользуется кэжуал-гардероб: джинсы, трикотажные штаны, футболки, толстовки – то, что удобно в повседневной носке. Обувь тоже востребована. 

Нина Веретенова. Голубое платье

Нина в примерочной

Нина живет в отделении реабилитации – так называется корпус для наиболее самостоятельных подопечных интерната. В основном это люди, выросшие в детских домах-интернатах и попавшие в ПНИ после совершеннолетия. Нина и ее сестра-двойняшка Наташа в системе почти с рождения – с Дома малютки. «Мамочка полюлюкала нас, а потом баба Катя сказала: отдай детей. И так жить тяжело. Ты еще одним беременна. Отдай. Мама отдала, потом приходила, хотела забрать. Пузатая еще одной девочкой. Ей сказали: расти ее».

Нина – звезда интерната. Она танцует, поет в хоре и недавно снялась в клипе «Прошлогодние глаза» (он сейчас в монтаже). Может легко нарисовать по памяти то, что видела много лет назад. Протягивает рисунок: «А это нас Светлана Леонидовна в 2012 году возила в открытый дельфинарий, в парк 1 мая. А вот сцена, на которой мы выступали в октябре, танцевали танец «Платочки». А это наша свадьба, пусть не настоящая, но я ее нарисовала. Я Андрюхе надежду, счастье, любовь, веру в его руки вкладываю».

Андрей недееспособный, поэтому официально их отношения с Ниной не зарегистрированы. Об их знакомстве Нина рассказывает так: «Я хотела снимать индийские клипы и искала человека с черными волосами на Митхуна Чакраборти. Пригласила Андрея. Мы полюбили друг друга».

Нина любит наряжаться. Вещи ей приносят родные – мама и сестра живут недалеко. Что-то она покупает себе на Wildberries – в том числе наряды для выступлений. У нее есть даже коллекция шляпок, в которых она с удовольствием позирует нашему фотографу на балконе. А вот в магазине она еще не была. Слышала о нем, но, похоже, хотела, чтобы ее пригласили лично. Приезд журналистов стал отличным поводом для визита. 

В магазине для Нины немедленно находится голубое платье, а к нему леопардовый поясок. «Оно подходит к моим глазам – серо-голубым. Я люблю воду. Я с детства жила возле речки, нас водили на Оку и катали на трехпалубном теплоходе целый день», – выпаливает Нина, глядя в зеркало. Куда пойти в платье, она уже знает: в ресторан Garden отмечать день рождения Андрея. Именинник будет в сером блестящем костюме. «Я жить за пределами интерната не смогу. Я привыкла жить на обеспечении, – говорит Нина. – Кормят, обувают, одевают. Денежки на руки дают, творчеством занимаешься, наружу выходишь. Мне здесь нравится».

Роман Савочкин. Серый костюм

Роман Савочкин сам уже не покупает галстуки для своей коллекции, но охотно принимает их в дар

В разложенном виде галстучная коллекция Романа Савочкина почти полностью занимает большой стол. Помимо сдержанных офисных галстуков здесь есть клетчатые с ромбами в стиле пэтчворк, турецкими огурцами пейсли и разноцветными игрушками-волчками. Еще мешок хранится на складе с зимними вещами. 

«Я собирал коллекцию с 1999 года по 2005-й включительно, – говорит Роман. – Сейчас галстуки приличных денег стоят. А в 2000-х годах был магазин секонд-хенд – мужская и женская одежда из Европы. Там я их и покупал. Тогда галстук два рубля стоил, потом пять. В принципе, наличные позволяли. Я в один месяц 10 мог купить, в другой 15».

Роман местный, родился и вырос на Бору. В Борском ПНИ он с 2017 года, до этого жил и в других. Про интернат говорит так: «Живу, держусь, стараюсь почаще ездить к родным. Хочется почаще на подольше уезжать. Себе дать отдохнуть от интерната. Веселее, когда уезжаю. Я себя полноценным человеком чувствую. А здесь такое ощущение, что немножко чего-то не хватает. Чего – я даже сам не могу сказать». 

1 августа Роману исполнилось 43 года. В день рождения он красиво оделся и уехал отмечать за пределы интерната. У него два костюма – синий и темно-серый в узкую полоску. Второй костюм как раз из бесплатного магазина. «Когда я услышал, что он открылся, сначала не поверил, – говорит Роман. – Бесплатная одежда? О таком только мечтать. Глаза на лоб полезли. А потом пошел и убедился». Кроме костюма ему подобрали еще рубашку. Теперь в планах осенняя куртка. 

«А вы бы могли в магазине помогать? – спрашиваю я. – Подбирать одежду тем, кто приходит?» «Точно не могу сразу сказать, потому что я ни разу не пробовал, – рассудительно говорит Роман. – Желание попробовать есть. Почему бы и нет. Когда у меня просят галстук на мероприятие, в гости или на день рождения, я всегда даю. Мне не жалко. Могу помочь подобрать – смотря какая рубашка, какой расцветки брюки и пиджак. Подбирать галстуки к костюмам – это мое главное хобби». 

Наталья Соловьева. Синий жакет

Наталья Соловьева. Наталье кружевной жакет нужен, в том числе, для сценических выступлений

«Магазинчик у нас замечательный. Привозят очень хорошие вещи, новенькие вещи. Вот побахвалюсь – носочки тепленькие. Платьице шикарное летнее недавно себе взяла, потом еще одно платье», – Наталья Соловьева открывает шкаф, чтобы показать свои обновки. Примеряет жакет с кружевом – говорит, что он именно ее дожидался. 

Скоро будет три года, как она живет в геронтопсихиатрическом отделении интерната. Переехала сюда из села Большое Ларионово, где работала заведующей малокомплектного детского сада. После гибели сына начались проблемы с памятью, пришлось лечиться.

«Я лежала три раза в Кащенко (Нижегородская областная психоневрологическая больница №1 – Ред.). Мне сначала рабочую дали группу, а потом говорят: «Наталья Викторовна, если будете согласны на Борский интернат, мы вам даем вторую группу». Я сначала ревела, не хотела из дома уезжать, но доченька мне сказала: «Мам, ты там будешь под присмотром. Там медицинское обслуживание, не надо заботиться ни о чем». И действительно не заботимся ни о чем. Даже вот новшество, открыли такой магазин, вещи хорошие мы себе приобретаем», – рассказывает Наталья Викторовна.

В интернате ей нравится. Территория большая, ухоженная, природа вокруг замечательная. Она собирает грибы и отправляет дочери в Нижний. Маслята растут, подберезовики, даже белый недавно попался. Из других занятий – чтение, телевизор, общение с другими жительницами. А еще она с еще одной женщиной ходит в нижнее крыло кормить бабушек. 

«Там много кормят с ложки. Знаете, это надо для души. У меня бабушка была, и я не допокоила ее. Это мне шанс искупить. Бабушки старенькие, они уже наполовину не соображают. А кушают хорошо. Все съедают, не отказываются», – говорит Наталья Викторовна.

За четыре часа жильцы разобрали 300 кг одежды

За время существования магазина волонтеры научились идеально подбирать «лук» для каждого приходящего клиента

«Мне рассказали, что в одном из социальных учреждений Сибири есть комната, где висят вещи, которые приносят волонтеры и сотрудники, и проживающие могут их брать, – говорит о рождении магазина руководитель гуманитарного направления фонда «Второе дыхание» Наталья Теплинская. – Я подумала: какая отличная идея! Своего рода магазин! Надо попробовать сделать такой в ПНИ».

Нижегородская область для пилотного проекта подходила лучше всего. Там есть «Регион заботы», действует Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нижегородские учреждения готовы к изменениям, туда приходят волонтеры. А в Борском к тому же уже устраивали временный магазин волонтерскими силами, и за четыре часа постояльцы разобрали 300 кг одежды.

Проще помогать тем организациям, которые и так настроены на перемены к лучшему. По опыту фонда, все зависит от руководителя. В одном могут сказать: «Нам ничего не надо, у нас все хорошо», а в другом директор сам обратится с запросом, потому что хочется разнообразить ассортимент вещей или чего-то не хватает. Директор Борского ПНИ Кантемир Георгиев идею магазина одобрил.

В магазине ведут учет выданных вещей: сотрудники отделений записывают их в личные карточки проживающих, чтобы вещи числились за ними и не уходили в общее пользование. После стирки они возвращаются к владельцам. Взять можно сколько угодно. «Но если приходят через неделю и просят еще, я говорю: «Вы постирайте то, что я в прошлый раз давала». А так ограничений нет», – говорит координатор волонтеров Ольга.

Выбор личных вещей как маленький праздник

Помогать вещами стационарным учреждениям фонд «Второе дыхание» начал с 2019 года – это были и интернаты, и геронтологические центры. Потом начали проводить мероприятия для сотрудников и для жителей.

«Мы привозим вещи, отпариваем, делаем красивую развеску. Приглашаем визажиста, стилиста, фотографа. И люди выбирают вещи для себя или близких, получают красивые фото. Помимо обновления гардероба для сотрудников это профилактика выгорания, для жителей – возможность пообщаться, хорошо провести время», – говорит Наталья Теплинская. 

В последнее время фонд стал более системно работать именно с психоневрологическими интернатами. Благодаря запросам из разных концов страны сложилось представление, как живут интернаты, какие у них проблемы, почему обращаются за вещевой помощью. Параллельно фонд собирает опыт коллег (фонда «Перспективы», «Региона заботы» и других). 

Обеспечить индивидуальный подход к человеку, когда в учреждении живет более 500 человек, очень сложно, поэтому вещи закупаются по тендеру централизованно. По такой системе работают все учреждения. Как правило, закупается размерный ряд примерно одинаковой расцветки. Кроме того, если вещи не очень хорошего качества, при частой стирке они теряют свой внешний вид, растягиваются или садятся. Поэтому есть запрос на вещевую помощь, объясняет Наталья Теплинская: «Иногда нам вообще говорили, что у жильцов нет трусов или лифчиков. Кажется, что такого в наше время быть не должно. Как и обезличенной системы, где вместо человека – ПСУ, получатель социальных услуг». 

«За год мы отгружаем в интернаты относительно небольшие объемы, но у нас нет цели и возможности одеть всех с ног до головы. Это про то, чтобы дать выбор. Хочется, чтобы люди выходили вовне, большие учреждения расформировывались. Но пока мы с этим ничего глобально сделать не можем, давайте делать что-то внутри, улучшать, привносить что-то из внешнего мира, чтобы жители могли это почувствовать», – рисует перспективу Наталья Теплинская.

При поддержке фонда президентских грантов
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?