В Армении вручили международную гуманитарную премию «Аврора», учрежденную в память о геноциде армян: каждый год ее получают активисты мира, спасающие людей и продвигающие идеи гуманизма. В 2018 году было номинировано трое: индианка Сунита Кришнан, монах-францисканец из Мексики Томас Гонсалес Кастильо и адвокат народа рохинджа из Мьянмы Чжо Ла Аун. Выбор между ними, вероятно, был не легкий. Истории всех трех вызывают восхищение, но и оторопь – как смогли они не сломаться перед лицом страданий и несправедливости, которые невозможно даже до конца осознать?
Тело женщины – не плацдарм для упражнений во власти
46-летняя Сунита Кришнан – основательница благотворительной организации «Праджвала». На нее нападали и избивали 14 раз; она не слышит на одно ухо. Кому мешает Сунита Кришнан и ее организация? Видимо, тем, кто считает, что в изнасилованиях виновата жертва, а таких в Индии (да и во всем мире) немало. «Праджвала» помогает жертвам сексуального насилия и секс-торговли. Многие пострадавшие – дети, некоторым нет и трех лет. Сама Сунита подверглась групповому изнасилованию в 15 лет, после чего ее начали травить и игнорировать, ведь она «опозорена».
С тех пор цель Суниты Кришнан – изменить отношение к жертвам сексуального насилия, также она добивается наказания насильников, которые часто даже не скрываются. Одно из выступлений Суниты начинается с того, что она показывает широко улыбающихся парней на фото, вырезанных из видео изнасилования детей. Это видео свободно циркулировало в интернете шесть лет до того момента, когда Сунита, обнаружив их, обратилась сначала в полицию, а затем к властям. За время кампании Суните прислали еще несколько сотен подобных видео.
Почему никто из насильников не опасался? Потому что наказания обычно не следует: жертвы боятся позора. Сунита показывает фотографии четырехлетних детей, найденных с чудовищными физическими травмами после групповых изнасилований, детей, проданных в секс-рабство, их матерей-проституток, умирающих от СПИДа. Рассказывает о реабилитации пострадавших детей и женщин. Многим из них удается найти работу – строителями, водителями, сварщиками. Няней или уборщицей «такую девушку» устроить не получается: даже те, кто с сочувствием относится к миссии Суниты, не хотят принимать дома «таких девушек». Организация «Праджвала» помогает жертвам, изгнанным из общества, и искореняет культуру насилия. «Тело женщины – это не плацдарм для упражнений во власти», – говорит Сунита.
Монах против наркоторговцев
Постоянные угрозы поступают Томасу Гонсалесу Кастильо – брату католического монашеского ордена францисканцев. Он стоит на пути крупнейшей преступной группировки в Мексике – наркокартели Лос-Сетас. Ее участники грабят и похищают беженцев из неблагополучных Гватемалы, Эль Сальвадора и Гондураса и самой Мексики. Здесь, на севере Мексики, направляясь в США, беженцы часто пропадают без вести: их убивают, делают жертвами секс-торговли, похищают с целью вымогательства.
Брат Томас Гонсалес помогает матерям, женам, родственникам пропавших воссоединиться с семьей и дает пристанище в своем убежище La 72. Убежище названо так в честь 72 мигрантов – они подверглись пыткам и были убиты в 2010 году в Сан-Фернандской резне, устроенной наркоторговцами из Лос-Сетас. Причины этого массового убийства до сих пор до конца не известны – наркокартели в то время делили сферы влияния, и жертвами нарковойны стали десятки тысяч человек.
Монах Томас Гонсалес Кастильо не делает различий между людьми и принимает в убежище всех, включая представителей сексуальных меньшинств. Каждый вечер он приветствует вновь прибывших, рассказывает о мероприятиях и объявляет минуту молчания. Томас Гонсалес не только дает пищу и кров пострадавшим, но и старается позаботиться об их будущем – помогает получить образование и психологическую поддержку. «Слишком многие в моей стране – невинные жертвы экономической и политической ситуации, которая систематически выталкивает их из родного дома. Жертвы бедности, жертвы жестокости. Хуже всего, что избегая одной опасности, они подвергаются еще большей – со стороны тех, от кого ждут помощи».
Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
Защитник самого преследуемого народа в мире
Адвокат Чжо Ла Аун всю жизнь посвятил защите прав рохинджа и в общей сложности 13 лет провел за решеткой.
Рохинджа – этническое меньшинство Мьянмы, признанное самым преследуемым народом в мире, «народом в лодке», как называют его журналисты. Не все согласны, что рохинджа существует: противники в Мьянме официально называют их бенгальцами. В 1948 году, когда Бирма провозгласила независимость, рохинджа имели гражданские права, но в 1969 году к власти пришли милитаристы и отношение к этническому меньшинству изменилось. Чжао Ла Аун говорит, что после 1960-х ни один рохинджа не получил высшее образование – хотя до переворота они посещали университеты. К 1982 году правительство Мьянма лишило рохинджа гражданства.
В 2012 случился кризис – тысячи людей бежали из своей страны, но вскоре обнаружили, что никто не хочет их принимать. В Бангладеш, принявшем больше всего беженцев рохинджа, около 600 тысяч человек живут в приграничных лагерях уже много лет. За время конфликта выросло несколько поколений, не получивших достойного образования, многие дети за всю жизнь не видели ничего, кроме лагеря беженцев. Не хватает лекарств, и скоро начнется сезон дождей, который затопит временные постройки и палатки.
В этом году премия «Аврора» – личный грант в 100000 долларов и еще 1 миллион долларов для передачи благотворительным организациям – досталась Чжо Ла Аун. Незадолго до того, как он принял свою награду, Мьянма подписала соглашение о постепенном возвращении рохинджа домой, однако адвокат беспокоится, что для этого нужно будет предоставить документы, а значит, препятствий у его народа будет немало. Премию Чжо Ла Аун разделил между тремя организациями, которые помогают беженцам и в работе которых он уверен: это «Врачи без границ», Малайзийское общество оказания медицинской помощи и Международная католическая комиссия по миграции.