– Праздник Преображения – это в первую очередь праздник человека. Праздник, в котором Христос показывает нам, какими мы станем. В Преображении мы видим Бога таким, какой Он есть, и сами становимся похожими на Него. Все это реальность, прийти к которой мы можем в Церкви, – считает митрополит Афанасий Лимасольский. – Церковь ради этого и существует. Другой цели у нее нет.
Все, что делает Церковь – и детские лагеря, и катехизические беседы, и паломничества – делается, чтобы погрузить человек в жизнь со Христом, чтобы помочь нам встретиться с Ним и вступить в брачной союз души с Женихом. А этот брак – выше нашего земного брака, выше любого другого союза нашей души с чем и кем бы то ни было. Чтобы Христос стал всем и вся для нас.
О митрополите Афанасии Лимасольском
Митрополит Лимасольский Афанасий (в миру Андрей Николау) родился 8 февраля 1959 года в семье кипрского предпринимателя. В 14 лет поступил в церковную школу-интернат, в 23 года был рукоположен в сан диакона и продолжил учебу на богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Во время учебы часто бывал на Афоне.
В 1980 году по окончании университета вступил в число братии афонского скита Неа-Скити, спустя два года принял великую схиму и был рукоположен во пресвитера. В 1991—1992 годах был протоэпистатом (управляющим) горы Афон (самый молодой в этой должности). Во время пребывания на Святой горе стал учеником преподобного Паисия Святогорца.
В 1992 году вернулся на Кипр, был избран игуменом обители Махера.
11 февраля 1999 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви единогласно избран митрополитом Лимасольским. 14 февраля состоялась его архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита и интронизация.
В тот момент епархия была обременена огромными долгами, а из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей были негативно настроены к Церкви. Митрополит Афанасий собрал комиссию из профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от долгов. Также владыка ввел традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о ее начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской митрополии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Стараниями митрополита Афанасия духовно возродились действующие монастыри, возобновилась монашеская жизнь в трех древних обителях.
В октябре 2020 года митрополит Афанасий был в числе архиереев Кипрской Церкви, которые подвергли критике Архиепископа Кипрского Хризостома II за признание автокефалии «Православной церкви Украины». «Это был вопрос совести, вопрос соблюдения священных канонов Церкви», — сказал митрополит Афанасий. В декабре 2022 года во время избрания нового предстоятеля Кипрской Церкви победил в первом туре, набрав 35,68% голосов членов Кипрской Церкви, но во втором туре получил только 4 из 16 голосов членов Священного Синода.
Большую популярность приобрела передача «Сердечное слово», которая начала выходить на канале pemptusia.tv в 2021 году.
Если мы хотим достичь спасения через пребывание в Церкви, нужно помнить о нескольких вещах.
Не подменять Христа Его учением
– Большинство проблем в нашей духовной жизни происходят от того, что мы не понимаем, что жизнь во Христе – это наши личные отношения со Христом, а не с Его учением, – говорит владыка Афанасий. – Часто даже внутри Церкви обоготворяются евангельские идеалы – любовь, справедливость, свобода.
Приведу простой пример: как-то я спросил детей в летнем православном лагере, какая самая главная заповедь. Маленькие говорили: не воровать, не обманывать, не кричать на маму. Ребята постарше – не обижать других людей. Самые старшие ответили, что возлюбить ближнего, как самого себя. Но первая заповедь – не возлюбить ближнего, а возлюбить Бога «всем сердцем твоим, всей крепостью твоею, всем разумением твоим».
Когда мы ставим на место личности Христа Его учение, то есть то, что о Боге, а не Самого Бога, это порождает духовные болезни. Когда настает время испытаний, сложностей, удаления благодати Божией от человека, то человек теряется. Потому что никакая прекрасная идея не может тебя поддержать в трудный час. Идея любви? Идея справедливости?
Если человек еще может полюбить идею, то она человека – вряд ли. Платонический подход по отношению к Евангелию породил богословие и духовность, которые удалили Христа из сердцевины и вложили туда христианские ценности. И вместо святых люди становятся последователями идеи, а всякая идеология имеет одинаковые симптомы: отвергает других людей и не может принять того, что грешный человек может войти в Царствие Небесное («Блудницы и грешники предваряют вас в Царствии Небесном» (Мф, 21:31)).
Идеология может быть лестницей, по которой ты поднимаешься, чтобы достичь цели. Но если ты путаешь средство и цель, цели ты не достигнешь. А цель – это личность Христа, отношения с Ним.
Если мы этого не поймем, мы не сможем заложить верную основу в духовной жизни. Не получится объяснить, зачем нам молитва, а не «пара минут поразмышлять, сказать Богу свои мысли – и довольно». Зачем таинства, зачем Божественное причастие, соединяющее нас с Богом? Все это упраздняется и отвергается, если оставляется в стороне личность Христа.
Методология внутреннего преображения
– Человек, который видит себя в соединении со Христом, освящается всецело. Обожение относится не только к душе, мыслям или сердцу – оно объемлет всего человека. А метод, с помощью которого мы достигаем этого, – это метод преображения нашего внутреннего человека. В чем он состоит?
Христианин – это не какой-то закомплексованный человек, который отвергает в себе что-либо плохое и грешное, но он преображает всего себя, все свои намерения, чтобы достичь состояния нового человека во Христе. Конечно, в начале, чтобы достичь этого состояния, нужно предпринять усилия. Церковь учит, воспитывает нас, ведет к духовному здоровью, помогает перейти в более зрелое состояние.
Падшая природа и нездоровые чувства заставляют нас быть осторожными. Например, отдельные монастыри для мужчин и женщин устраиваются по причине нашей слабости. Мы также говорим и молодым людям, чтобы они общались с противоположным полом аккуратно, не переходя границы, потому что мы люди, страсти в нас действуют, они могут и победить нас в какой-то момент. Но евангельское совершенство – в преодолении этих вещей. Не нужно зацикливаться на том, что больное и слабое.
Если ты будешь только бороться со страстями, ты будешь вести по большей части психологическую работу, и неизвестно куда тебя это приведет. Нас спасает Христос, а не человеческие добродетели и сила воли, а духовная жизнь дает силы, чтобы победить грех.
Довериться опыту Церкви
– Когда ты садишься в поезд, который везет тебя, например, в Афины, ты просто занимаешь свое место и едешь. Если не сойти с поезда раньше времени, поезд тебя довезет. Тебе не нужно бежать к машинисту и без конца спрашивать: «Все хорошо? Знаешь, где Афины, бывал там? Не увезешь нас еще куда?» Так же и в Церкви. Внимательно и сосредоточенно пребывай в ней (я не имею в виду просто посещение храма), и она будет вести тебя по верному пути.
Как спаслось великое множество людей? Что, они все знали богословие? Нет. Они просто были в Церкви и исполняли заповеди. Знали, что не нужно осуждать – и не осуждали. Знали, что не нужно клеветать – и не клеветали. Знали, что нужно просить прощения перед причастием – просили прощения. Когда они исполняли на деле все это, они получали от Господа благодать.
Я знал одного батюшку, отца Георгия, он был простейший человек. Приходил ко мне на исповедь и рассказывал, что во время литургии видел, как совершалось таинство:
– Когда владыка пригласил меня, чтобы рукоположить, то в этот момент на мою голову спустился огонь. Со всеми же священниками так происходит, все они это видят, правда, отче?
– Конечно, все! – что я ему еще скажу?
Не мудрость главное в духовной жизни, не размышления. Ты можешь обладать всеми университетскими знаниями, но потеряться в жизни, а можешь не уметь даже написать свое имя, но суть своей жизни найти.