Священномученику Николаю и Анне Поспеловым нелегко было бороться за любовь: сначала родные были против – невеста на семь лет старше жениха! Потом Анна едва выжила после первых же родов, четверо детей умерли в младенчестве. Постоянные переводы с прихода на приход, житье на чемоданах, угрозы властей, клевета от людей, голод… Но когда начались гонения и отцу Николаю в НКВД предложили снять сан, а иначе не оставят в покое близких, жена сказала: «Иди страдать за Христа!»
Верные в малом
Будущий священномученик Николай Поспелов (1885–1938) был сыном дочери священника: по слабому здоровью ее специально отдали за мирского человека, чтобы тот мог повторно жениться. Если что. А священникам второй брак воспрещен.
Так и случилось. Коля был совсем мал, когда мать умерла в родах. Его отцу, Василию, служащему казначейства, было тяжело справляться с малышами, и он женился вторично, а через несколько лет умер сам. Николаю помогли встать на ноги брат и сестры покойной матери: устроили его в духовное училище и во Владимирскую Духовную семинарию.
Однажды в гостях семинарист Николай встретил учительницу, дочь священника Анну. Вскоре молодые люди поняли, что не представляют жизни друг без друга, и сказали об этом родным. Все родственники стали отговаривать их, считая разницу в возрасте «неприличной».
Николай с Анной не спорили, продолжали встречаться и упрашивать родных дать свое согласие. Те, глядя на счастливые лица жениха с невестой, на их твердость и верность, через некоторое время смирились и разрешили свадьбу, о которой позже никто не пожалел.
Николай стал работать школьным учителем, заняв место своей жены: в то время замужней женщине было привычней заниматься домом и детьми, работать должен был муж.
«Если Аннушка выживет…»
Первые роды у Анны были тяжелыми. Малыш не выжил, его только успели покрестить. Анна несколько месяцев болела, а Николай выслушивал неутешительные прогнозы врачей.
Однажды, стоя на коленях перед иконой, едва не впавший в отчаяние, он произнес: «Господи, обещаю, если Аннушка выживет, посвящу свою жизнь служению Тебе!..» Больная пошла на поправку.
В 1914 году Николай становится священником храма Рождества Христова села Заколпье под Владимиром. Анна окружает мужа любовью и умелой заботой, стараясь, чтобы житейские дела не отвлекали мужа от служения. И кто знает, может быть, отец Николай, мать которого умерла, когда он был младенцем, не случайно выбрал себе в жены Анну, женщину старше себя, – ему всегда не хватало материнского внимания и тепла. Анна же могла выслушать и поддержать и делала это с готовностью.
У Поспеловых родилось восемь детей, но выжило только четверо, остальные умирали при родах: супруги твердо верили, что эти младенцы становятся ангелами-хранителями своей семьи, и говорили об этом детям.
Сорок первый
Отец Николай всем запомнился как очень требовательный священник: во время богослужения неопустительно читал все молитвы, чего требовал и от других сослужащих, и чтобы каждое слово было слышно отчетливо.
День рождения отца Николая совпадал с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Родные часто слышали, как отец Николай приговаривал: «Сорок мучеников, сорок мучеников, сорок первый – я». Он откуда-то знал, что его ждет впереди.
Ни кола, ни двора
Власти с каждым годом увеличивали размер налогов, которые должен был заплатить настоятель храма. В 1930 году налог подняли настолько, что священник продал все, что имел. В итоге ему пришлось переехать служить в другое село на место арестованного священника, в село Воскресенское Владимирской области.
Отец Николай со своей семьей стал жить в доме супруги арестованного священника, матушки Веры, зная, что и его в скором времени могут лишить свободы. Обе матушки быстро сдружились: их объединяла общая участь, только у Веры мужа уже арестовали, а Анне это предстояло пережить.
Отца Николая часто вызывали в сельсовет – запрещали служить молебны по домам прихожан. Могли заставить, вместе с дьяконом, пилить дрова, потребовать, чтобы «служители культа» купили облигации государственных займов. Раз в две недели священнослужители должны были ездить в райисполком ближайшего райцентра – цель посещения не объяснялась.
Праздник Успения в частном доме
В Воскресенском отец Николай в тяжелейших условиях прослужил не больше года, а в 1931 году ему снова пришлось переехать. На этот раз к отцу Анны, который тяжело заболел. Надеялись, что в кругу родных и знакомых станет немного легче, но не тут-то было.
Местная власть отказала отцу Николаю в регистрации, отдав храм обновленцам и зарегистрировав обновленческого священника.
Престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, который Анна с детства помнила как один из самых торжественных и радостных для всего села, пришлось отмечать в частном доме, где отец Николай со своим верным диаконом Николаем Красовским совершали богослужение.
В доме было тесно от собравшихся людей. Многие молились во дворе. А просторный сельский храм стоял почти пустым.
В Пустом поле
И снова пришлось менять место служения по указу Патриархии – местный епископ стал обновленцем. Семья переехала в село Пустое поле. Только вера помогала терпеть и видеть смысл во всех бедствиях, даже не понимая их сознанием. Раз Господь попустил, значит, для чего-то это надо…
Поспеловы надеялись, что сложное положение Церкви временно, наступит время, и люди смогут открыто молиться. Но для того, чтобы оно наступило, им сейчас надо в невероятно сложных условиях сеять слово истины и надежды, помогать словом и делом на каждом месте, куда их направит Господь, показывая пример взаимной любви и согласия…
Кляузы от своих
В 1935 году отца Николая направили в Троицкий храм села Каменка Ногинского района. Никогда до этого у священника не было столько зложелателей. Собралась целая группа писавших жалобы епископу, обвиняя священника, например, в лишней трате вина.
Епископ прислал благочинного для разбирательства. Отец Николай, зная о своей невиновности, во время разбирательства молчал, а его обвинители дерзко выкрикивали жалобы на своего пастыря. Отца Николая перевели служить в Подольский район в село Былово. Только спустя время бывший благочинный понял, что зря поверил обвинителям отца Николая, и извинился.
«Иди страдать за Христа!»
В 1938 году многие священники были арестованы. Однажды жители села, оставшегося без священника, попросили отца Николая отпеть покойника. Вместе с ним поехала Анна, так как других певчих не нашлось. Неспроста у нее на сердце в этот день было тревожно, грустно.
Едва вернувшись после отпевания домой, она услышала стук – на пороге стоял сотрудник НКВД, спросил о муже. Вошел отец Николай, а вслед за ним еще несколько сотрудников НКВД. Был обыск, унесли Библию, ключи от храма и деньги.
Все стало ясно: предстоит разлука, возможно, они с Анной в этой жизни уже не свидятся. Последняя совместная слезная молитва, последнее благословение… Благословляя обливающуюся слезами жену отец Николай произнес: «Поручаю тебя святому Архистратигу Михаилу». Он верил, что Архистратиг Божий в силах защитить самого дорогого ему человека от всех зол, поможет выстоять в бедах.
А вскоре Анне пришло письмо от отца Николая, в котором он говорил, что ему предложили снять сан, иначе пострадают его близкие. Анна ответила: «Иди страдать за Христа!..» Эти слова и звучали в памяти священника до последней минуты его земной жизни: и во время допросов, и во время заключения, и перед самым расстрелом.
Первые три дня после ареста отца Николая держали в районном отделении НКВД, а потом отправили в Таганскую тюрьму в Москве. На допросе священника спросили о его отношении к советской власти. Отец Николай ответил: «С политикой советской власти и коммунистической партии я не согласен по вопросу, касающемуся притеснения церковнослужителей, когда от них требуют уплаты больших налогов, тем самым насильственно заставляя их отказаться от службы, так как верующих мало и налоги платить нечем. В других каких-либо вопросах у меня разногласий нет».
Отца Николая пытались обвинить в антисоветской агитации, но он не признавал себя виновным.
Несмотря на это, священника приговорили к расстрелу. Приговор привели в исполнение 17 февраля 1938 года. Тело священника было погребено в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне. Когда Анна обратилась с запросом в НКВД, ей в 1939 году устно ответили: «Осужден на 10 лет без права переписки». Несмотря на всю мощь карательного режима, государство боялось говорить людям правду о судьбе близких.
Через два года сын отца Николая Поспелова Кронид обращался с запросом в НКВД, чтобы дело его отца было пересмотрено. Ему отказали. Только в 1956 году, после очередного обращения Анны вместе с сыном в НКВД, представители власти вызвали свидетелей.
Отозвавшиеся на этот призыв люди, помнящие отца Николая, утверждали: «Священник Николай Поспелов вел скромную и трезвенную жизнь. Все ему благодарны за его христианское обращение. Антисоветской агитации священник не вел». Отца Николая реабилитировали.
Для его близких это было важно, но уже человека к земной жизни не вернешь. И все же веру и любовь истребить невозможно. О мучениках часто говорят как о семени, брошенном в землю и дающем обильные плоды. Жизнь, смерть, свидетельство новомучеников навсегда останутся в памяти их благодарных потомков и всех христиан, которые об этом узнают.
Архимандрит Нафанаил из «Несвятых святых»
Сын священномученика Николая, Кронид, принял монашество с именем Нафанаил и стал архимандритом Псково-Печерского монастыря. Тем самым Нафанаилом, героем известной книги митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Отец Нафанаил умер в возрасте 82 лет, оставив после себя книги и добрые впечатления у знавших его людей.
А священномученик Николай Поспелов, прославленный в лике святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году, является святым заступником для всех, кто к нему обращается за помощью, в том числе в выборе жениха и невесты. Зная веру и любовь его матушки Анны, можно надеяться, что и она сейчас рядом с мужем.
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
- ГАРФ, Ф. 10035, оп. 1, дело П-44056
- Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. – Тверь: Булат, 2005. – С. 93-101
- Митрополит Тихон (Шевкунов). Несвятые святые и другие рассказы. – Москва: Вольный Странник, 2018. – 640 с.
- Поспелов Кронид Николаевич. Не жалея себя: Жизнь архимандрита Нафанаила (Поспелова), рассказанная им самим. – Печоры: Издательство Псково-Печерского монастыря, 2020. – 189 с.