За черным металлическим забором, укрытые от «мира» стеной пышного кустарника, спрятались бетонные корпуса детского дома номер пятнадцать. Во дворе дома – веранды, отгороженные друг от друга сеткой. За почти мирно играющими в траве малолетними детьми нужен глаз да глаз: Детский дом №15 – интернат для детей с задержкой развития. «Дети они и есть дети, но наши более подвижные… В чем-то более любознательные, нежели обычные ребята… Просто у каждого свой уровень» – объясняет нам главный врач детдома.
Среди жителей интерната: дети в возрасте от четырёх до восемнадцати лет. Кто-то с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, у кто-то отсутствуют конечности, у кого-то просто серьёзная задержка развития. Но «когда работаешь не первый день, такие дети не воспринимаются как что-то особенное … Мы относимся к нашим пациентам как к обычным, нормальным детям!» – уверяет персонал.
Детский дом последние годы окормляется клириками храма на Поклонной Горе – каждую субботу о. Алексий приходит совершить требы и поговорить с ребятами. В то же время сотрудники интерната готовятся к открытию в стенах заведения и собственного домового храма, способного удовлетворить общие потребности. «Наши дети многое не могут выразить словами, но то, что они всё понимают, когда приходит священник, реагируют – это абсолютно очевидно. Многие выражают радость, многие после визита священника становятся намного спокойнее, практически все наши педагоги отмечают положительные изменения в поведении ребят… Мало того, часто наши дети и сами подходят к батюшкам, просят благословить…»
Имя будущему храму оказалось выбрать не просто – так что после долгих споров исход вопроса решил… жребий. Записки с двумя гипотетическими названиями были положены на икону Пресвятой Богородицы. Девочка дошкольного возраста по-случайности проходившая мимо кабинета директора под хоровое пение «клира и мирян» вытащила заветный клочок бумаги на коем значилось: «Просить у Святейшего Патриарха благословения освящать храм в честь Казанской Иконы Божией Матери». По оглашении «соборного» решения, «проигравшей» стороне осталось лишь заметить, что икона, на которой лежали записки – собственно и была образом Богоматери Казанской, да смириться с Божьим промыслом….
В течение всей церемонии освящения бесконечных (и кстати, отлично отремонтированных) кабинетов, лабораторий, палат и спротзалов детского дома, то здесь – то там из-за угла навстречу процессии выбегали малолетние жители интерната, и те из них кто не испугался «бородатых дядек в черном» — с нескрываемым восторгом встречал «странных» гостей поющих гимны и окропляющих всех и вся на своём пути водой из вместительных пластмассовых ведер.
«Храм очень нужен нам! – утверждает Марина Зариковна Назаренко, директор детского дома, – Сложно работать у нас, но помогают молитвы… Когда я только пришла сюда – я испытывала огромную радость, и я думаю, что практически все кто приходят к нам устраиваться на работу испытывают это чувство.
Марина Назаренко, директор ДДИ №15
Даже когда мы видим больных детей, с различными уродствами, это не вызывает уныния, а только ощущение радости, что ты можешь реально помочь этим детям. И соответственно та благодарность, которая исходит от них – она не сравнима ни с какой другой благодарностью!»
Первый месяц для молодого сотрудника интерната – своеобразное испытание. Обычно те, кому не по душе работа с детьми-инвалидами уходят в течение первых тридцати дней, (что не странно: зачастую и смотреть-то на таких детей больно, не то что ухаживать за ними, общаться ежедневно), прошедшие же «тридцатидневный рубеж» работники чаще всего остаются в интернате на долгие годы.
Покидают и дети интернат, в обязательном порядке по исполнении им 18 лет. «Их переводят во взрослый неврологический интернат. Это конечно большая проблема, и трагедия для ребят, потому что они в очередной раз теряют свой дом. Теряют тех людей, которые им замещают родителей… Но я ничего не могу сделать, мой директорский стаж пока не слишком велик, я думаю в будущем мы будем пытаться изменить эту ситуацию – сокрушается Марина Зариковна – Таких детей которые отправляются из нашего дома в «свободное плаванье», в самостоятельную жизнь практически нет. Надо понимать, что дети, которые попадают сюда – это дети с глубокой умственной отсталостью, я вообще не уверенна, что для них это хороший исход оказаться в реальном и достаточно жестоком мире. Я считаю, что мы должны здесь, в интернате создать им достойные условия, создать им возможность развиваться, работать, потому что в противном случае им будет слишком тяжело выжить… Чтобы занять детей, у нас есть и гончарная, и столярная мастерские… Всё благодаря очень хорошему преподавателю труда, который с нами работает. В то же время, это большая проблема – найти мастеров, педагогов способных организовать в интернате трудовую деятельность – очень сложно встретить такого педагога которые сможет работать с нашими детьми.
Но ведь каждый ребёнок должен быть чем-то занят, чего-то делать, чтобы чувствовать удовлетворение, чтобы понимать, что он тоже кому-то нужен!.. »
Водосвятный молебен на том месте, где планируется обустроить домовый храм
После молебна, батюшки окропили святой водой все корпуса детского дома…
…вместе с многочисленными обитателями
…и даже подсобные помещения
…и лестничные клетки
…потом батюшки обошли и окропили всю территорию детского дома…
…и гуляющих на детских площадках детей
…которые были очень рады видеть священника, ходили за ним по пятам…
…и просили покропить их еще и еще!
Малыши никак не хотели отпускать своих гостей!
Детскому дому № 15 требуются:
– воспитатели,
– санитарки,
– педагоги-дефектологи.
Тел 140-73-27 (попросить переключить на отдел кадров)
начальник отдела кадров Нина Никитична
Ул. Академика Павлова, д. 15
м. Молодежная
Текст Дмитрия РЕБРОВА
Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ