С детства мечтала я стать врачом… Бывало, купит мама мне докторский детский набор – и я всех кукол прослушаю, подлечу да и накормлю всякой гадостью… А когда мы (я и папа) шли в поликлинику, по дороге он мне сказал:
– Вот, доченька, когда вырастешь, выбирать тебе прийдется профессию… А ты иди на врача… Врач – это самая ценная профессия на Земле… Да и врачей сейчас мало… хороших…
Прошли годы, многое изменилось… Подходил к концу 9 класс… Пора было выбирать путь. Однажды внутренний голос мне сказал: ты станешь врачом. И с того момента в моем сознании засела эта мысль. В то время я жила в городе Липецке (я там и родилась) – город рабочий, небольшой – где-то на другом конце города находилось медучилище – оно было единственное и такое маленькое, что не вмещало всех желающий (как говорится, без блата – никуда). А тут возможность появилась: мама поехала в Москву на заработки, сняла квартиру и меня позвала к себе. Было рискованно, но путь к цели не заставил меня долго упрашивать, я собрала вещи и приехала в Москву (закончив 9 класс без троек). Было все-все, что было не расскажешь. Закончила 10, 11 класс в Москве. Пошла поступать в I мединститут Сеченова. дома готовилась, даже ходила украдкой (зайцем) на лекции этого института, но увы! Провалила экзамены. Но я заранее предполагала такие обстоятельства, и уже давно искала медучилище.
Когда я сдавала экзамены в мединститут, мне было 17 лет. Но забегу на 4 года назад… Мне было 13 лет, жила в г. Липецке с отцом и бабушкой (мама была в Москве).
Возраст был переходный, многое пришлось попробовать – всего не расскажешь. Ходила на всевозможные кружки: увлекалась музыкой, танцами, компьютерами, шитьем, вязанием, вышиванием, рисованием, бегом и т.д. Но все мне было мало… Душа что-то требовала другого. Попав в храм Никольский, а именно в библиотеку храма, по случайности, в воскресение, я увидела там одного юношу-семинариста и почему-то влюбилась в него, наверное, за его голубые глубокие глаза… Подумав как бы еще раз с ним встретиться, я спросила у библиотекарши: «а что, тут какие-то дети собираются?». Она мне сказала, что тут есть Воскресная школа и что я тоже могу прийти. Я очень обрадовалась и стала ходить в воскресную школу. С первого же дня меня поразила та атмосфера – атмосфера внутреннего покоя, доброты, любви, в то же время пахло какой-то необыкновенной древностью. С того дня сознание мое переменилось… Я как бы почувствовала мир в другом ракурсе. Причастилась я только спустя 3 года, после страшной исповеди – это было мое первое причастие. И было оно в Москве. Ну, а потом стала ходить часто в храм, училась в трех воскресных школах, ездила по разным монастырям, но по традиции сейчас каждые каникулы езжу в Задонский монастырь (мощи свт. Тихона Задонского) и живу там – как инокини, выполняя разные монастырские послушания… Там и духовный отец мой.
Ну, а теперь про наше училище.
Вообще, я все в жизни делаю самостоятельно, под девизом: «Ищите и найдете, стучите и отворят вам…» Стала я думать, в какое училище мне пойти… Все справочники перерыла, всех, кого нужно спросила…, ходила по всем «открытым дверям»… Объявления в храма, некоторые батюшки и даже директор медучилища № 5,с казали про медицинское Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Ну, я и пошла! И знаете, чувство интуиции не обмануло меня – попала в яблочко! Свято-Димитриевское училище превзошло все мои ожидания. Знаете, не хочу ничто и никого хвалить, потому что в этой жизни все временно и тленно. Просто хочу показать некоторые плюсы по сравнению с другими училищами.
Наше Свято-Димитриевское училище находится на территории старинной 1-ой городской больницы. От метро – пешком 10 минут. Когда поутру идешь по территории больницы и видишь на каталке кого-нибудь везут или врачи на дежурство идут, сразу невольно ощущаешь себя медиком. Рядом, в 5 минутах ходьбы – Нескучный сад – старинный парк со своими экзотическими местами. Там весной, осенью физкультура: бег, игры, зарядка, а зимой – лыжи. Лыжи – это здорово! К тому же нам их выдают бесплатно. После занятий, 1 раз в неделю (весной, осенью) – бассейн (бесплатно) под открытым небом (мальчики и девочки купаются отдельно). Летом – лагеря православные, походы, палатки, даже лошади у нас есть.
Теперь про учебу. Так как я после 11 класса, то попала сразу на II курс и учусь пока на II курсе. Поэтому я скажу только про II курс. Этот курс самый сложный из всех четырех. Поэтому отношение к нему должно быть самое напряженное… Тут очень много самых разных предметов, что обыкновенный человек придя поначалу, может сойти с ума. Но потом, со временем, человек настолько вживается в занятия, что (потом) он не может жить без этого. Да, я говорю про себя. В I семестре: у нас было:
- Фармакология (про лекарства)
- Анатомия (про человека)
- Микробиология (про вирусы)
- Генетика (про наследственность)
- Основы сестринского дела (вживание в медицину)
- Русский язык (культура речи)
- Латинский, греческий языки
- Английский язык (без этого никак
- Информатика (современные компьютеры + интернет)
- Здоровый человек
- Педиатрия
- Математика
- Основы права (конституция РФ)
- Церковное пение
- Кружок церковной вышивки
На II семестре генетика поменялась на гигиену, а вместо латинского языка стала патология (про болезни) – не для слабонервных. Но! Это все про медицину только. Ведь наше училище называется Свято-Димитриевское. Потому что в этих стенах не только учатся студенты, дети (Свято-Димитриевская гимназия), патронажные сестры, но есть и храм во имя Благоверного царевича Димитрия.
В этом храме находятся частички его мощей, а также других святых. В нашем храме каждый день совершаются службы. Я обычно приезжаю пораньше в училище, чтобы немного побыть на службе, на Литургии.
В 8-30 занятия с понедельника по пятницу, но когда в будни церковный праздник, то мы не учимся, а учимся в субботу. Это дает нам возможность отметить праздник по-христиански: сходить на службу, причаститься, а также просто отдохнуть. Ведь учеба – это каждодневный подвиг и работа над собой.
А чтобы больше понять веру русского народа – надо понять сердцем и умом. С нами занимаются священники:
- о. Аркадий настоятель
- о. Василий Секачев
- о. Вячеслав Резников
- диакон Николай Петров
- диакон Иоанн Захаров
Отец Аркадий ведет «Духовные основы милосердия» (без комментариев) – этот предмет поистине важен; диакон Николай – «Литургику», все о службе «Литургия»; о. Вячеслав – «Новый Завет»; о. Василий «Философию» (этот предмет мне очень нравится, потому что там мы изучаем взгляды людей на свою жизнь до Пришествия Иисуса Христа и заблуждения некоторых людей после Иисуса Христа. Сравнивая и анализируя с христианством, это дает нам понять корни развития разных течений и сект, действующий на данный момент в нашей жизни; диакон Иоанн ведет информатику.
Понять же сердцем нам помогает «Литургия». А также всевозможные поездки по уголкам России. Правда, мне удалось побывать только в Калужской области в Оптиной пустыни. Недавно наш курс ездил в Псково-Печерский монастырь. Вообще, можно поехать в любой монастырь России, было бы желание и средства.
Что касается формы, то ее у нас много и вся она белая с красными крестами:
- платы, фартук – в храм
- распашонка – на занятия
- халат – в больницу.
Первое правило в училище – быть опрятным, поэтому форму надо стирать и гладить каждый день. Но трудностей нет, когда есть привычка.
Ну, а теперь самое страшное – дисциплина. От слова «дисциплина» произошли еще ужасно страшные слова: «дисциплинарный совет». Слава Богу, я пока на нем никогда не была. Но по рассказам очевидцев, там проводят чистку мозгов, вплоть до исключения из училища.
Вообще, правила простые: не пить, не курить, не краситься, сережки, кольца и другие побрякушки не носить (кроме обручального); юбка ниже колен, с учителями не спорить; черты характера: смирение, терпение, трудолюбие и послушание (навык приходит с годами)…
Вообще, учеба – это почти весь день (с 8-30 до 16-00) + библиотека + вечерняя служба. Голодных нет – потому что есть трапезная, где студенты кушают; кормят нас 2 раза (завтрак: батончики шоколадные, мед, чай; обед: первое, второе, третье – кормят тоже бесплатно, но так вкусно, что за уши не оттянешь. Но мы, к тому же, сами кормим (повара готовят, а мы разливаем и моем посуду) – трудимся по очереди – I-ое послушание.
II-ое в храме по воскресениям – наблюдаем за подсвечниками.
III-е – практика и послушания в больнице. За все время учебы мне удалось побывать:
- в роддоме (№ 7)
- в травме (1 градская)
- психосоматическое (Склифосовского)
- хирургическая реанимация (1 градская)
- детский дом инвалидов № 11
- дом малютки № 3
- в невралгии (1 градская)
- в лаборатории (клинической, бактериологической – 1 градская)
- детское инфекционное отделение (7 детская)
- в морге (1 градская)
- больница святителя Алексия.
Посмотрев на страдания больных, сразу начинаешь рассматривать свою жизнь с другой позиции. Что жизнь – это не только здоровье, счастье, семья, но и одиночество, беспомощность, горе и смерть. Когда видишь, что ты здоров, что есть ноги, руки, молодость – хочется помочь чем-нибудь… Но медицина – это такая штука, что один неверный шаг может погубить человека. Гиппократ еще писал: «Не навреди». Поэтому надо много знать – училище дает возможность познать медицину. Почти все учителя – врачи со стажем работы…
Что значит училище в моей жизни?! Наверное, это воля Божия, что я учусь в этом училище и смею называть себя сестрой милосердия.
Все, кто учится в нашем училище – разные! Но нас объединяет Вера и медицина. Поэтому мы все как одна семья. Приехав в Москву и участь в школе 11, 11 классы, у меня была только одна единственная хороша подруга, а когда я стала учиться в училище, то друзей у меня стало столько, что даже трудно перечислить. Слава Богу! А еще после трапезной, по традиции, все желающие (у нас 30 минут свободного времени) идут помолиться в храм перед иконой Божией Матери и Младенца Христа. Мы читаем и поем каноны и акафисты и молимся за всех (за училище, за болящих, за родителей и за нас всех). И вообще, мы перед каждым и после каждого занятия молимся, поем молитвы: «Царю Небесный», «Достойно есть».
А недавно к нам приезжал Патриарх всей России Алексий. Он служил службу, и мне удалось взять у него благословение. Когда я прикоснулась к его руке, то почувствовала что-то необыкновенное… А еще я – патриотка России и верю, что страна не останется без медицины. Я верю, что есть люди на Земле, которые хотят работать медсестрами и врачами.
Забегая в будущее, хочу сказать, что медучилище сестер милосердия – это школа жизни, формирования личности, а также первый этап познания медицины с позиции медсестры широкого профиля. Для меня вторым этапом является мединститут, а третьим – живая практика.
Свято-Димитриевское училище для меня жемчуг, который я нашла на дне загрязненного океана (океана жизни).
Ирина ПОРШНЕВА, II курс, 2006 г.