На наш сайт пришел вопрос:
В Евангелии сказано, что надо любить ближних как самих себя, а в другом месте – что надо отвергнуться себя. Так надо или не надо себя любить и как надо это делать? Заботиться о своем здоровье, о хорошем отдыхе, о разных удовольствиях – это любовь к себе? Ведь только довольный жизнью и собой человек может нести добро другим, а злой и дерганый приносит одни неприятности.
С уважением, Мария.
Отвечает иеромонах ИОВ (Гумеров), насельник Сретенского монастыря:
Для согласования этих двух мест святого Евангелия надо точно определить содержание двух ключевых понятий возлюби (Мф.22:39) и отвергнись себя (Мф.16:24). Любить себя и ближнего значит желать и делать благо себе и ближнему. Высшим же благом по Евангелию является блаженная жизнь в Царстве Небесном.
Любовь к себе в таком понимании означает – деятельно желать себе спасения. Так же возлюбить ближнего, в первую очередь, означают – жертвенный труд ради
спасения людей. В полной мере это исполнили святые апостолы, отдавшие ради этого свои жизни.
Такое толкование подтверждается и самим текстом. Понятие любовь в греческом Новом Завете передано двумя словами – филиа и агапэ (третье слово эрос, обозначающее физическое влечение между мужчиной и женщиной, в Новом Завете отсутствует). Глагол филео выражает душевное расположение,
сердечную привязанность (например, отношения между родителями и детьми; Мф. 10:37). Глагол агапао обозначают в новозаветных священных текстах любовь в
высоком, духовном значении: любовь Бога к людям (Ин 3:16) и любовь человека к ближнему (Мф. 22:39). При этом нисколько не умаляются дела добра и
милосердия, к которым призывает нас Господь.
Отвергнись себя означает: откажись от воли своего падшего естества и предай себя всеблагой воле Божией. Ради спасения отвернись самости, своих страстей и греховных навыков. Следовательно, истинная любовь к себе христианина как раз и требует отвержения себя ради того, чтобы идти спасительным путем креста Христова.
Что касается здоровья и других благ земных, то они евангельским учением не отвергаются, если не мешают иметь плоды духовной жизни. Истинное же, а не
иллюзорное, довольство жизнью может только у того, кто твердо идет путем спасения. Великое приобретение – быть благочестивым и довольным (1Тим.6:6).