Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Что вместо офлайн-мероприятий: 2 стимула для пожертвований и волонтерский фандрайзинг

Участники благотворительного сектора максимально усиливают онлайн-фандрайзинг и открывают для себя новые возможности карантина: опыт экспертов “Нужна помощь” (признан в РФ иноагентом), “Фонда борьбы с лейкемией” и “Благосферы”

Просмотр фильмов в интернете
Женское лицо в очках
Фото: Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС

Онлайн-пожертвования: % к пожертвованию и другие способы стимулировать ЦА

В начале апреля Фонд «Нужна помощь» (признан в РФ иноагентом) запустил акцию «Спасем тех, кто спасает нас» и собрал 4 млн регулярными пожертвованиями в поддержку различных фондов. «Мы активно развиваем акцию прошлого года, когда каждый донор может добавить процент к своему пожертвованию, – говорит Софья Жукова, директор по фандрайзингу. – Это широко практикуется за рубежом. В России пока мы первые, но уже можно сказать, что данная практика хорошо адаптировалась и у нас. Об этом говорят цифры: 31% новых пожертвований в наш фонд были оформлены с таким процентом.

Кроме того, фонд развивает направление, когда бизнес удваивает пожертвования. Для этого в «Нужна помощь» сделали удобный личный кабинет для юрлиц, где они могут следить за компанией и делать нужные настройки. Перспективным выглядит и разработка чат-бота, который позволит делать пожертвования через любой мессенджер.

Советы Софьи Жуковой– Если у вашей НКО пока нет страницы для онлайн-платежей, я бы рекомендовала воспользоваться готовыми сервисами. Например, «Кандинский» – созданная Теплицей социальных технологий (признана в РФ иноагентом) тема для WordPress. Вы легко и быстро сделаете простой сайт. А благодаря специальному плагину Лейка можно успешно принимать онлайн-пожертвования.- Я слышу от фондов в регионах, что люди привыкли жертвовать при помощи банковских карт, онлайн-платежи – это тяжело и непонятно. Могу сказать, что например, у системы Яндекс.Деньги есть возможность жертвовать через Сбербанк Онлайн – в форме для пожертвований предлагается ввести номер телефона, к которому привязана карта. Это сильно упрощает процесс.

Онлайн-концерты и встречи со звездами, стримы поэзии

Музыкант Павел Артемьев
Скриншот с youtube.com

У «Фонда борьбы с лейкемией» отменился проект «Рок против лейкоза», с которым он много лет участвует в рок-фестивалях. В этом году это должны были быть «Нашествие» и «Дикая мята». Это крупная потеря – в 2019 году «Нашествие» принесло 1,5 млн рублей.

Фонд обратился к своим друзьям музыкантам – некоторые согласились провести онлайн-концерты в пользу организации. Самым успешным стал акустический концерт группы «Порнофильмы». За три с половиной часа трансляции выступления на YouTube-канале пользователи пожертвовали 855 тысяч рублей, остальные деньги поступили в течение следующих суток. В итоге общая сумма составила более 1 млн рублей.

Еще один успешный опыт – поэтический стрим «От рока до Блока» при поддержке «Добро.Mail.ru». В итоге удалось собрать 255 тысяч рублей, в два раза больше, чем рассчитывали.

В онлайн ушли также встречи за пожертвования с писателями, драматургами, поэтами. В zoom-трансляциях приняли участие Ленор Горалик, Леонид Каганов, Виктор Шендерович (признан в РФ иноагентом) и другие. По словам Марины Крижевской, event-фандрайзер «Фонда борьбы с лейкемией», сборы не очень большие, но стабильные.

Советы от Марины Крижевской– если сообщество у организации небольшое, можно попробовать волонтерский фандрайзинг, когда кто-то учит других за небольшой взнос чему-то новому, это несложно и для этого прекрасно подходит тот же zoom. Он позволяет делать трансляции в Youtube, с ним можно приглашать людей и делать записи.- В проекте «Окно в мир» мы приглашаем любых блогеров из разных стран и просим рассказать, как им живется сейчас. Наш партнер каждый лайк монетизирует. Это небольшие деньги, но когда весь мир закрыт, мы открываем границы. Наверняка, у вас тоже есть интересные люди, которые могут чем-то поделиться.- не бояться провалов, у нас тоже не все сразу удалось, даже несмотря на громкие имена, мы даже думали не продолжать некоторые онлайн-акции. А потом начинало работать сарафанное радио.

Вебинары, подкасты и книжные клубы – да, мастер-классы – трудно

Женщина с короткой  стрижкой перед кругом со рисунком спирали
Елена Темичева. Фото: Фото: Виктория Одиссонова, центр «Благосфера»

Кино- и книжные клубы «Благосферы» тоже прекрасно трансформировались в виртуальный формат. Сначала, говорит Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию, был даже неожиданно высокий интерес, пришло намного больше людей, чем очно: «Сейчас ажиотаж спал, мы собираем онлайн примерно столько же, сколько раньше на площадке».

В онлайн-формат успешно перешел весь блок обучающих семинаров «Благосферы». На этом направлении интенсивность не только не упала, а даже выросла. Из очевидных плюсов – аудитория трансляций увеличилась за счет коллег из регионов, которые раньше не могли присутствовать очно, а теперь активно участвуют во всех встречах медиаклуба, презентациях и обсуждениях исследований, вебинарах.

В формате виртуальных завтраков заработал клуб пиарщиков НКО, который планировался к перезапуску весной в очном формате.

Но если с лекциями и семинарами все более-менее понятно, а подкасты быстро научились записывать удаленно, то воркшопы и мастер-классы проводить удаленно намного сложнее – они подразумевают работу в группах, освоение технологий. «Мы делаем теперь ставку не только на профессионализм спикера, – говорит Елена Темичева, – но и оцениваем опыт проведения дистанционного обучения и организации интерактива, а также навык работы с материалами в онлайн, подбираем актуальные темы».

Советы Елены Темичевой– помнить, что переход на онлайн требует тщательной подготовки. Мы проводили специальную серию обучающих мероприятий для сотрудников, договаривались, кто что делает, обсуждали варианты подключения, проверяли всю технику и продумывали запасные варианты, которые сработали в нужный момент.- обращаться за помощью в освоении онлайн-инструментов к экспертам и коллегам. Например, мы помогли коллегам из Центр лечебной педагогики перевести их события в цифровой формат. Результат поразил всех. На семинары, на которых раньше очно присутствовали порядка 50-70 человек, в онлайне пришли 300-400.- использовать прекрасный «цифровой пинок» для освоения новых сервисов и услуг, многие из которых теперь доступны бесплатно или за малую плату. Сейчас самое время пробовать, учиться, благо многие образовательные программы стали доступнее.

Живое общение ничем не заменишь

Снимок из видео. Лица людей
Скриншот с youtube.com

Понятно, что есть ситуации, где личный контакт не заменить, например, в курсе реабилитации. Но и здесь фонды выходят из положения, предлагая услуги дистанционно. Например, «Фонд борьбы с лейкемией» в мае собирался провести выездной фестиваль «Самое время жить» – для людей, которые находятся в ремиссии, и их родственников. Предполагалось, что в мероприятии также примут участие врачи, психологи, юристы. «Есть очень большая потребность в общении и объединении, – говорит Марина Крижевская. – Пока частично инициатива проводится в виде онлайн-школы для пациентов. Из очевидных плюсов – отсутствие географических барьеров».

Но делать полностью событие виртуальным организаторы не хотят. Очень важно живое общение.

Переведя почти всю работу онлайн, в «Благосфере» пока решили не отказываться от возможности поездок к региональным командам, которые выиграли наше менторское сопровождение в конкурсе идей подкастов НКО. «Конечно, мы можем удаленно консультировать и направлять, но наше участие предполагало погружение в процесс на месте и запуск работы команд, которые будут создавать подкасты, – говорит Елена Темичева. – Живой контакт здесь важен. Мы начали уже работать с НКО дистанционно, при неблагоприятном развитии событий все сделаем в онлайне, но пока перенесли возможные очные встречи на осень».

Советы Софьи Жуковой– Формат НКО ярмарок и различных аукционов прекрасно ложится онлайн, главное не бояться привлекать бизнес и просить поддержки, если у вас нет zoom-аккаунта или необходимой техбазы. А также обратите внимание на маркетплейс, например, Озон и Lamoda готовы принимать к себе на продажу товары разных фондов.- Фондам, которые проводят встречи с подопечными, надо, конечно, подходить к выбору инструментов индивидуально. Например, программа Google Meet позволяет подключиться к конференции даже с кнопочного телефона, просто набрав номер.

В фонде «Нужна помощь» пока не понимают, что делать с футбольным турниром Сергея Игнашевича в поддержку фонда. В 2018 году он собрал 500 тысяч рублей, в 2019-м – 2 млн 600 тысяч рублей. Турнир проходит по технологии волонтерского фандрайзинга, в финале играют команды, которые собрали максимум денег в пользу фонда. «Мы понимаем, что можем сейчас начать онлайн-этап, но обычно мы предоставляем командам возможность тренироваться на футбольных полях, – говорит Софья Жукова. – Даже если часть ограничений будут сняты, мы опасаемся, что страх останется и на тренировки никто не придет. Есть ощущение, что даже лето нас в этом плане не спасет. Так что это единственное на сегодня мероприятие офлайн, в отношении которого мы думаем, как быть».

Кроме того, были запланированы различные ярмарки, например, участие в «Ламбада-Маркете» – возможность прямого дохода от реализации продукции фонда из-за пандемии теперь упущена.

В целом, фонды стараются оптимистично оценивать переход в онлайн-формат работы. Среди плюсов – экономия средств, которые всегда требуются для организации любого мероприятия. Не платить аренду – уже хорошо.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?