На сайте одной благотворительной организации сообщалось, что она проводит лекции по предотвращению курения среди детей-сирот в детских домах. Спонсоры дают на такой проект средства. Меня заинтересовал этот подход, и я даже встретился с руководителем фонда, пытаясь убедить его в том, что в рамках детского дома назидательные лекции не работают. И на то есть масса причин.
Пусть учатся принимать информацию и учатся слушать, был мне ответ. И что такие лекции имеют эффект и эффективность. Вернее, даже так: внешний эффект есть, а вот эффективность хромает. И ее даже нет. Мне не удалось переубедить автора этой методики, потому что человек искренне верил, что влияние есть, и что сироты слушаются и не курят. Хотя на самом деле – и не слушаются, и курят. Не только потому, что их загнали на скучную лекцию, а еще и потому, что лекторы не знают сложившейся атмосферы в стенах детского дома.
Чтение нотаций – обычный способ решения проблем. И у сирот против этого метода уже выработался иммунитет. Они в тысячный раз клянутся в том, что не будут что-либо совершать и совершают снова и снова. И те, кто их просит, знают, что это такая игра, к которой все привыкли, и никто ни перед кем не несет ответственности. И на совете профилактики, куда так часто вызывают детей, с них берут несуществующие обещание, и дети дают эти несуществующие обещания. Почему же сироты никак не воспринимают лекции, беседы и разговоры по душам?
Еще живя в детском доме, я заметил, что взаимодействие с воспитателями создает невиданный конгломерат отношений. Воспитатели, длительно общаясь с детьми, научают их такому невербальному контакту, который больше нигде не встречается. Дети-сироты понимают, что от них хотят, по повороту головы, жесту, взгляду. Все это появляется из-за выхолащивания иных форм взаимодействия, очень трудозатратных. В среде детского дома есть особый вид общения – жестикулярный: все всё понимают даже тогда, когда не звучат слова. Таким же образом выстроена и система получения одобрения или неодобрения того или иного действия. И воспитателю иногда даже необязательно поворачивать голову к тому, кто что-либо совершил противоправное: его физиономическая оценка отражается в глазах других детей, те транслируют его недовольство окриком провинившегося. Есть и другие способы манипуляций, они зависят от опытности воспитателя и его умения управлять группой, не затрачивая усилий.
Все это происходит потому, что одна среда вынужденно влияет на другую, и их взаимодействие сводится к тому, чтобы создать такой язык общения, который бы позволил обоим мирам сосуществовать. Дети вынуждены идти на такой контакт. Закон жанра. Норма. И когда вырабатывается такой вид общения, через какое-то время дети перестают реагировать на иные непривычные формы влияния. Они даже боятся нового контакта и продолжают жить в привычной среде.
К сожалению, через какое-то время уже и принятие информации требует от ребенка волевых усилий, адаптации к новым условиям общения. Они становится созависимыми, потому что их особый язык никто не понимает кроме них.
Когда в группу приходит неподготовленный доброволец, он не знает многих психологических аспектов и действует в ситуации, в которой он уже не ведущий, а ведомый, потому что вокруг него есть иное влиятельное поле и коммуникация. Часто ведущий не может включить детей в образовательный процесс, и его усилия тратятся впустую. Он вне контекста, он даже выглядит странно, пытаясь вмешаться в сложившийся ритм жизни детского дома. Тем более, что через некоторое время он уходит обратно на свою жизненную территорию, а дети продолжают жить в том же мирке, с теми же регламентами и договоренностями. Даже порой на фотоотчетах видно безразличие детей к происходящему.
Что может изменить данную ситуацию? Естественно, совсем иной подход в работе с детьми, включение их в различные процессы, где требуются совсем иные уровни коммуникации, доверие и требования, ответственность. Полезен активный и системный спорт, когда дети вынуждены слушать, потому что добиться успеха в спорте можно только выполняя требования и исполняя задания тренера. Включения детей можно достигнуть в интересных и увлекательных формах образовательных тренингов и семинаров, где дети могут получать новые навыки и знания. При создании местной газеты, радиопрограмм, репортажей в телестудии появляется вынужденная потребность в раскрытии личностных качеств. На уроках рукоделия и других обучающих программах в основе деятельности будет не назидание и попытка исправить тот или иной грешок, а совместный труд, разительно отличающийся от общего внутридетдомовского тренда – я тебя понимаю, потому что ты детдомовский.
Необходим отход от попытки учинить такой формат заботы, когда ребенок снова и снова с опущенной головой слушает, пусть и важные для него слова, где он опять слушатель, но не участник. Подобная подача пусть даже и полезного материала дискредитирует вообще участие как таковое. И больше похожа на галочку. Сложнее идти другим путем, разглядеть личность ребенка совсем в иной обстановке. Ребенок будет раскрываться и хотеть стать лучше только потому, что ему об этом пути не рассказывают, а показывают его. В совместном труде. Это всегда непросто – вложиться, пересмотреть приоритеты взаимодействия, начать отдавать себя.
В детский дом нельзя приходить и что-либо реализовывать, не зная и не учитывая психологии детей-сирот и воспитательского состава. Эти знания позволят включать технологии, которые действительно будут помогать детям и развиваться, и отходить от своего «сиротского общения», которое просто вредит их будущим контактам. Дети ждут, когда им предложат включиться, а не оставят их статистами. Это позволит им подняться над теми трудностями, которыми по умолчанию щедро одаривает их детский дом. Дарите им свою энергию, понимание и желание реально влиять на них и их будущую жизнь.
Александр ГЕЗАЛОВ