«Ты никогда не будешь»
С детства Майлз мечтал быть летчиком, как отец, военный летчик-истребитель. В 18 лет, при поступлении в летное училище, на медкомиссии врач сказал: «Ты никогда не будешь летать и никогда не станешь пилотом».
У Майлза нашли тяжелое генетическое заболевание, которое вскоре привело его к полной слепоте.
«Тогда все говорили: «Если ты не незрячий, это барьер, – вспоминает Майлз. – И я им верил. Боялся пройти пешком 200 метров до ближайшего супермаркета. Считал: лучшее, что я могу сделать, это быть, как все мои слепые сверстники.
Если вы посмотрите на тропический лес, то увидите, что все деревья там одной высоты. И я думал, что быть таким, как все, – удача».
Майлз похоронил детскую мечту. «Я закопал голову в песок. Думал, что тяжелый якорь будет удерживать меня всю жизнь. И избавился от этого груза только в 50».
В это время младший брат Майлза Джеффри, у которого было такая же болезнь глаз, начал строить в своем саду лодку.
Слепой моряк в океане
Джеффри, тоже слепой, работал на ощупь. Но он не только закончил строить свой корабль, но и отправился в одиночное плавание через океан из Африки в Австралию.
Когда люди делают нечто, выходящее за рамки обычного, это вызывает подозрение. Так было и с друзьями Джеффри. «Они думали, что брат хочет покончить жизнь самоубийством – утонуть во время шторма», – рассказывает Майлз. А Джеффри благополучно добрался до Австралии. Путешествие длилось 51 день.
«Меня будто встряхнуло, – вспоминает Майлз. – Стало стыдно. Мы оба слепы, но брат, младший, установил мировой рекорд, а я сидел и ждал чуда от Бога или медицины.
Раньше я думал, что в жизни есть два типа людей: счастливые (без проблем) и несчастные (с проблемами). Наконец я понял, что у всех есть проблемы, и что наше счастье, жизнь зависят не столько от обстоятельств, сколько от нашей реакции на них.
Мой слепой брат сказал: «Тебе нужно стать, как ливанский кедр, растущий намного выше остальных деревьев». Он убедил меня в том, что слепые могут быть успешными. Но не ради того, чтобы стать «круче всех».
Если я, по милости Божьей, способен делать такие вещи, это должно означать, что и другие могут.
Это как идти по глубокому снегу: вам нужен сильный человек, прорывающийся вперед и прокладывающий путь.
Когда брат в одиночку отправился в плавание, я понял, что должен сделать что-то похожее».
«Пошли мне, Господь, второго»
В 90-годы прошлого века в авиационной технике еще не было речевых информаторов. Майлз понял, что ему нужно найти человека, который мог бы создать такое устройство. Возвращение к мечте поставило перед ним конкретную задачу. Ее решение требовало настойчивости.
По словам Майлза, четыре года он звонил и искал, просил и получал отказ. «Я не сдавался, был уверен, что однажды это произойдет, хотя никаких признаков не было».
«За два года до моего полета жена подарила мне на Рождество пару золотых запонок в форме самолетика, – вспоминает Майлз. Тогда еще ничего не происходило, но она сказала: «Это тебе, потому что ты будешь летать».
И наконец, человек, решившийся помочь слепому стать пилотом, нашелся. А дальше было просто, ведь Майлз был сыном пилота и с детства знал о полетах «все».
В 2004 году 56-летний Майлз уже летел через Ла-Манш. В 2007-м приземлился в Сиднее после 55 дней и 21 000 км пути из Лондона. Он летел со вторым, зрячим, пилотом на специально адаптированном лайнере.
Майлз Хилтон-Барбер стал первым в истории слепым человеком, совершившим такой длительный перелет.
Гималаи, Калиманджаро, Гоби…
Сегодня Майлз Хилтон-Барбер – не только летчик, но и мотивационный спикер, рассказывающий о своем опыте в 73 странах. Всем интересно увидеть слепого летчика, который так свободно летает себе по миру.
Во время полетов Хилтон-Барбер не раз попадал в передряги.
«Как-то мы летели на небольшом самолете с открытой кабиной над горами в Ливане и попали в снежную бурю, – вспоминает он. Температура опустилась до минус 25С. За несколько минут я покрылся льдом. Было так холодно, что слипались ресницы».
А во время полета над Малайзией начался ливень. Дождь был настолько сильным, что пилотам пришлось спуститься на высоту всего 200 футов над землей в долине, из которой они не могли выйти, потому что облака были ниже холмов. На этом этапе лайнером управлял Ричард, второй пилот, потому что в опасной для жизни ситуации нужно видеть землю.
Но одним из самых больших своих достижений Майлз считает даже не полеты, а то, что ему удалось преодолеть клаустрофобию.
«Тесные пространства очень меня беспокоили, поэтому я решил попробовать нырнуть на глубину 37 метров в Красном море. Опустился на дно и ощутил панику. Я отчаянно хотел всплыть, чтобы снова нормально дышать. Но заставил себя оставаться на месте, думая: воздух прямо здесь, на моей спине, дыши. Я повторял это, пока не успокоился. И больше клаустрофобией не страдал».
Маршруты Хилтона-Барбера проходили в воздухе, по суше и воде. Он летал в Гималаях, над Килиманджаро и Монбланом. Он даже попытался преодолеть на санях Антарктику, но после 35 дней в пути получил серьезное обморожение, поэтому от затеи пришлось отказаться.
Майлз погружался в пещеры с акулами, принял участие в нескольких сложных марафонах, включая 11-дневный переход от пустыни Гоби до Великой китайской стены.
Совершил путешествие вокруг мира, используя более 80 видов разных средств транспорта.
По завершении каждого путешествия Хилтон-Барбер встречается с местными СМИ. Интервью утомляют, говорит он, но это необходимо для сбора средств для «Seeing is Believing», благотворительного проекта, направленного на поддержку слепых.
«Мне никогда не вернуть зрение, но я могу помочь обрести его тысячам слепых людей», – уверен Майлз.
«У меня есть кто-то, кто меня любит»
Однажды после выступления в Амстердаме к Хилтону-Барберу подошел мужчина. Он руководил крупной фирмой и был богат, но пережил развод, двое его маленьких детей живут в другом городе. Этот человек сказал Майлзу: «Моя жизнь пуста. Что я делаю? Я женат на своем бизнесе, работаю, как сумасшедший, но я опустошен. А вы находите удовлетворение в приключениях?»
Майлз ответил: «Жизнь – это люди и отношения между ними. Важно найти баланс между работой и жизнью.
Горько видеть, что многие считают, будто не могут сойти с беговой дорожки, думают, что ради работы им можно пренебречь семьей, детьми и близкими. Или что их работа (деньги) сделает их семью счастливой.
Если успех не включает в себя радость, удовлетворение, сжигать лучшие годы вашей жизни – это не успех, а настоящее сумасшествие. Я женат более 40 лет, и сегодня в 20 раз больше влюблен в свою жену, чем в день нашей свадьбы. У нас трое замечательных детей, трое внуков – я богат.
У меня есть кто-то, кто любит меня. Сколько людей могут сказать то же самое? Где бы я ни был в мире, я всегда знаю, что есть люди, которые думают обо мне».
Чем дневные мечты отличаются от ночных
«Мой главный совет: если ты работаешь, какой бы ни была работа, относись к своим сослуживцам и подчиненным с уважением, – говорит Майлз. –
Просто знай, что ключ к успеху в жизни – это добрые взаимоотношения. Не то, что вы можете из них извлечь, а то, что можете в них вложить».
Майлз помнил об этом при планировании полета в Сидней. Он совершил его не только для себя, но и для того, чтобы помочь другим, собрав деньги на помощь слепым людям.
«Я как нищий, рассказывающий другому нищему, где найти хорошую еду.
Надо просто пойти и взять ее. Многие сдаются, не выдерживают трудностей, но я говорю им – попробуйте еще раз, найдите другой путь! Даже если у вас ничего не получится – попробуйте еще раз!
Например, когда я пробежал марафон по пустыне, у меня страшно болели ноги, но я подумал: «Я не могу пройти еще 250 километров по этой пустыне, но прежде чем остановиться – могу ли я пробежать еще 10 метров? А как насчет 20-ти?
Создатель этой невероятной Вселенной, в которой мы живем, никогда бы не позволил нам оказаться в неуправляемой ситуации. Выход есть, только выйдите за ограничения. Стремитесь вперед».
Свои выступления Майлз часто заканчивает любимой цитатой из книги Лоуренса Аравийского «Семь столпов мудрости»: «Мечтают все: но не одинаково. Те, кто по ночам грезит на пыльных чердаках своего ума, просыпаются днем и обнаруживают, что все это было тщетой; но те, кто мечтает днем, опасные мечтатели, ибо они могут проживать свою мечту с открытыми глазами, воплощая ее.
Мы все можем стать «опасными мечтателями», – убежден Майлз.
Использованы источники: