С 14 по 17 июля 2022 года портал «Милосердие.ru» проводил в Переславле-Залесском выездной интенсив для журналистов. В работе Летней школы православной и социальной журналистики приняли участие корреспондент газеты «Коммерсантъ» Александр Черных, главный редактор медиа «Новый очаг» Наталья Родикова, теле- и радиожурналисты Алла Митрофанова и Александр Ананьев и другие. В формате лекций и мастер-классов они познакомили слушателей школы с современными тенденциями в области социальной и православной журналистики.
Портал «Милосердие.ru» начинает публикацию видеозаписей по итогам работы Летней школы. Начинаем с лекции главного редактора портала «Милосердие.ru» Юлии Даниловой «Питчинг: как журналисту заявить тему».
Мы надеемся, что этот материал будет полезен широкому кругу читателей – журналистам, работающим в социальной тематике, сотрудникам НКО, блогерам. Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в виде тайм-кода.
00:20 Что такое питчинг и как он помогает в работе. Почему мы используем этот инструмент в редакции портала «Милосердие.ru».
01:35 Откуда взялось слово «питч» и при чем тут кино. Питч – способ быстро «продать» тему.
02:24 Редакторы – люди ужасно занятые и нервные! Помните: краткость, четкость и наличие очевидного зерна сенсации.
03:30 Удачный и неудачный пример питчинга.
05:24 Структура питчинговой заявки. Чему нас научила журналист и редактор Анастасия Лотарева.
09:17 Зачем писать питч. Журналисты ленятся писать питчи. Но важно понимать, что это помогает сформулировать тему, заметить ошибки и слабые места. Может быть проблема, но не быть темы.
12:31 Питчи должны уметь писать не только авторы, но и редакторы. Это совместная работа!
12:55 Структура питчинга – это догма? Конечно нет! Но все же это крайне удобно! Питч – это фундамент будущего текста.
13:22 Питч не шаблон, в который просто надо поставить нужные слова, и не магическая формула. Каждый пункт питча приближает вас к изготовлению крутого текста.
15:10 «Зачем?» – главный вопрос питча. Но не все понимают, как на него отвечать. Мы пытаемся понять, зачем это нужно читателю, но часто получаем ответ, зачем это нужно журналисту. Это не про активизм и не про общественную значимость. Нужно понять, почему читатель это прочитает, как это касается его жизни.
17: 32 Есть темы, в которых ответ на вопрос «зачем?» понятен и очевиден. Примеры таких материалов.
19:15 Наше представление о том, что какая-то тема является важной, не обязательно означает, что это будет интересно читателю. Ищите, что зацепит человека. Тема может быть узкой, но все же интересовать определенный круг читателей.
20:40 «Не вижу темы»: что это означает и как убедиться, что темы действительно нет. Бывает, что есть «зачем?», а «что?» – не получается. Пример о самокатчиках – хотим написать, а темы не видим.
24:07 Читайте, что уже было написано на эту тему. Как это поможет в работе?
25:13 Потенциальный заголовок как тест-система. Как проверить, есть ли тема? Если заголовок родился, тексту быть. Примеры из практики.
30:01 Еще раз про пункт «зачем?». Если тема узкая, можно продвигать ее в духе популяризатора. Это позволяет расширить аудиторию даже для очень специфических текстов.
34:19 Что такое выдуманная тема и как ее распознать, если есть ответ на вопрос «что?» и даже потенциальный заголовок. Не нужно выдумывать!
35:42 Хороший человек – еще не тема. Но можно найти его уникальную фишку и использовать это в тексте. Примеры из практики.
38:48 Тема от пиарщиков – как ее распознать и как с ней работать. «Давайте расскажем про интересный благотворительный проект» – это не тема. Нужно понять, что в предложении пиарщика действительно интересно. Подвергайте эти предложения детальному разбору по схеме питчинга.
45:01 Что такое поисковый питч и чем он может быть полезен для редакции. Примеры запросов и сформированных на их основе поисковых питчей. Это еще один инструмент аналитики, чтобы понять, что на самом деле нужно читателю. Это в основном пользовательские тексты.
48:40 Пункт «как?» и примерный план материала. Это часто вызывает у журналистов проблему, они считают: я сейчас начну писать и все само собой получится и сложится. Но работа над замыслом не строится линейно, нужно все время возвращаться к первоначальному замыслу и, возможно, его исправлять. Это уместно в любой момент работы над текстом: не стыдно исправлять и уточнять!
51:07 В любой момент затруднений не стесняйтесь обращаться за помощью к редакции. Хороший текст – это интеллектуально сложный продукт.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»