Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Что такое церковная больница?

Далеко не все знают, что у Церкви есть свои больницы. Корреспонденты “Нескучного Сада” побывали в двух из них: в епархиальной больнице св. блж. Ксении в Петербурге и в больнице свт. Алексия, митрополита Московского, в Москве. Оказалось, что они очень не похожи друг на друга.

ПЕТЕРБУРГ
Епархиальная церковная благотворительная больница св. блж. Ксении Петербургской умещается в небольшом двухэтажном здании, в котором до революции было общежитие для преподавателей и студентов Духовной академии, стоящей в двух шагах. В советское время общежитие переоборудовали в роддом, а потом – в гинекологическую больницу. В 1990 году переданная Церкви больница была освящена Патриархом.

Больница рассчитана на 35 коек и принимает только священнослужителей и прихожан храмов Петербургской епархии и только по рекомендации приходов. Врачи и младший персонал – верующие, работают по благословению своих духовников. В больничном домовом храме персонал и ходячие больные вместе собираются на вечернее и утреннее правила. Хотя в больнице только два профиля (терапия и сестринский уход, т.е. уход за пожилыми людьми с хроническими заболеваниями), здесь есть самые разные специалисты: хирург, кардиолог, эндокринолог, невропатолог и др. Некоторые из них дежурят в течение суток, другие регулярно приезжают для консультаций и обследований. Всего на 35 больных (хотя обычно их бывает меньше) приходится более 50 врачей и медсестер. Все они подчиняются духовнику больницы – о. Артемию Темирову, который является и главврачом.

Епархиальная больница знает и оборотную сторону самостоятельности. В 1995 году комитет здравоохранения Санкт-Петербурга вышел из состава ее учредителей и прекратил финансирование. Сейчас больница существует только за счет средств епархии, взносов приходов и пожертвований благотворителей. На эти нерегулярные средства нужно кормить больных, платить зарплаты, оплачивать коммунальные услуги, делать ремонт. Были моменты, когда баланс больницы был нулевым.

Но даже в такие моменты больница должна соответствовать общим для лечебных учреждений нормам. Несмотря на свой статус и самостоятельность, она не может, например, держать больного больше положенного: прошло 30 дней – обязаны выписать. Поститься пациентам не разрешает врач-диетолог.

МОСКВА
Больница свт. Алексия, митрополита Московского, в декабре 2003 года отметит свой столетний юбилей. Когда-то здесь были знаменитые Медведниковские благотворительные учреждения – больница и богадельня, ставшие потом обычной городской больницей. В 1992 году это учреждение получило статус центральной клинической больницы Московской Патриархии.

Это не значит, что больница стала ведомственной: в ней, как и прежде, лечатся москвичи и жители Московской области, попадая сюда «по скорой» или по направлению врача. Но принимает больница и иногородних – если это монахи, священники или архиереи. В этом – ее главное отличие от других городских больниц.

По московским меркам, больница небольшая (всего 220 коек), хотя в сравнении с петербургской она выглядит гигантской – несколько корпусов, специализированные отделения: хирургия, терапия, неврология (известная своим центром по лечению эпилепсии).

Содержится московская больница за счет городского бюджета и проблем петербургской не знает. Тем более что много помогает и Московская Патриархия, и больничный храм во имя свт. Алексия Московского. «Мы жертвуем больнице от 500 тысяч до 1 млн рублей в год, – рассказал нам настоятель храма о. Даниил, – передаем поступающую нам от благотворителей рыбу и свежие овощи. На сэкономленные средства больница закупает лекарства».

По уставу руководителем церковной больницы является Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Солнечногорский, председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Директор (главное в больнице лицо) назначается только по его благословению. Но далеко не все врачи здесь верующие, среди верующих – не все православные. Настоятель больничного храма о. Даниил считает, что это нормальная ситуация: «Человек должен сам выбрать, каким быть. Есть верующие хуже неверующих».

Сейчас во многих больницах есть храмы, но часто они существуют «на птичьих правах». Здесь же о. Даниил беспрепятственно ходит в палаты исповедовать и причащать. Добровольные помощницы из числа прихожан (12 человек) регулярно приходят помочь в уходе за больными и помолиться с ними. Пациенты могут посещать воскресную школу для взрослых (в прошлом году ее закончили 68 человек).

Главврач Анатолий Иванович Федин убежден в необходимости церковных больниц: «Мы бы не говорили об их особенностях, если бы нормы человеческого общения соблюдались везде. То, что есть у нас, должна иметь каждая больница, каждый медик: терпимость, благоразумие, гуманное отношение к больным». А директор больницы Елена Сергеевна Феклистова считает, что даже тогда светские больницы не заменят церковных: «Гуманнее и терпимее – это значит просто в материальном смысле хороший уход. А как же быть с душой?»

* * *
Трудно решить, какая модель церковной больницы лучше: каждая имеет свои достоинства и недостатки. В идеале было бы хорошо соединить преимущества маленькой петербургской больницы для верующих, в которой работают православные специалисты, с обеспеченностью и медицинскими традициями московской. Но один вывод показался нам очевидным: без государственной помощи церковной больнице прожить трудно.

Мария СТАРЦЕВА, Ксения БЕРГ

«Нескучный Сад» №5 (2003)

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?