Православный портал о благотворительности

Парализован и не говорит: поможет ай-трекер!

Как коммерческая технология помогает общаться безречевым людям

 

Технология коммерческая – применение лечебное

Eye-traker (ай-трекер) (букв. «отслеживатель глаза» (англ.)) – небольшой прибор, позволяющий определить направление взгляда человека на исследуемую поверхность. Подобные технологии давно применяются в коммерческих целях. С их помощью можно, например, определить, куда на витрине или на полке магазина покупатели смотрят в первую очередь, или в каком порядке они скользят взглядом по странице сайта. Дальше на притягивающей взгляды полке будет выложен самый дорогой товар, а на самое часто просматриваемое место на сайте поставят рекламный баннер.

Однако технологию «отслеживания глаз» можно использовать в коммуникаторах. Допустим, у вас есть полностью парализованный человек. Руками, чтобы печатать по клавишам, он не владеет, голосом – тоже. Что стало причиной его неподвижности – авария, сильная спастика или постепенно отказывающие мышцы про БАС – неважно. В абсолютном большинстве случаев даже при неподвижной голове такой человек в состоянии сфокусировать взгляд и немного его перевести.

Этого достаточно, чтобы научить пациента общаться с помощью специального ай-трекера!

Помимо самого устройства слежения, в комплект входит программа, которая устанавливается на ноутбук или планшет. Коммуникатор готов.

Как это работает

Небольшой прибор с трёх точек отслеживает направление взгляда на планшет (наблюдение с нескольких точек позволяет отследить направление взгляда, даже если у человека косоглазие, зрачок не полностью подвижен, либо если человек в очках). Планшет настроен так, что задержка взгляда в одной точке (например, на полторы секунды) воспринимается программой как клик.

Если на экран при этом поместить хотя бы две клавиши «Да» и «Нет», полностью обездвиженный человек приобретает возможность общаться.

Екатерина Шабуцкая, физический терапевт, мама безречевого ребёнка: «Это программа особенно нужна тем, кто, по каким-то причинам не может печатать руками. Она ни в коем случае не останавливает человека от того, чтобы учиться печатать или говорить. Но если прямо сейчас это невозможно, это – способ для человека поддерживать контакт с миром».

Небольшая проблема состоит в том, что управлению взглядом надо учиться примерно так же, как мы учимся управлять руками при печати. Специально для ай-трекера существует ряд обучающих программ-игрушек. Самые простые из них интуитивно понятны и пригодны для детей, окружение которых говорит на любом языке.

Например, посмотрел внимательно на предмет на экране – и в него прилетает торт! Ученику смешно, он и не заметил, как научился концентрировать взгляд. Дальше сложнее – нужно, например, взглядом перетащить орехи в корзинку. (Заодно пациент учится «вести» предмет глазами). Расстрелял взглядом драконов – научился фокусировать взгляд на предмете на нужное время (нажимать «клик»).

Дальше прошедшего школу «управления взглядом» можно сажать за выведенные на экран карточки или таблицы с буквами и просить: «Покажи яблоко, грушу, красное, зелёное, буквы А, Б, В…».

Екатерина Шабуцкая: «Для общения посредством ай-трекера ребёнку не нужно обладать сформированной речью. Благодаря устройству у него формируется механизм ответа – даже практически неподвижный ребёнок может совершить какое-то действие, которое окружающими будет восприниматься как однозначно прочитываемый сигнал. Общение с помощью бумажных карточек такого эффекта не даст – поди угадай, куда там посмотрел ребёнок, а прибор измерит всё точно.

По ходу дела ребёнок осваивает ещё один очень важный навык – последовательность. Как правило, у детей с тетрапарезом с этим большие проблемы, поскольку сами они ничего не делают. А дальше можно начинать выстраивать с ребёнком ту же систему коммуникации, которую мы выстраиваем с обычными говорящими детьми. Например, берём любую программу, которая предполагает ответы с выбором «да» и «нет», и общаемся».

Человек, запертый в собственном теле, – это всегда неожиданность, насколько сохранен его интеллект, невозможно понять без специальной техники.

Понятно, что сохранный интеллект и сформированная внутренняя речь могут обнаружиться совершенно не у всех пациентов. Но положительная динамика от занятий с ай-трекером возможна практически у любого ребёнка. Например, те же цвета гораздо интереснее учить не теоретически, а раскрашивая картинки; ребёнок со спастикой в руках сможет это сделать только взглядом.

Иногда после начала использования ай-трекера выяснялось, что пациент с тяжёлым ДЦП не только всё понимает, но даже умеет читать, свободно пользуется интернет- поисковиками и социальными сетями. Так это произошло, например, с немецким мальчиком Патриком.

Человеку же после аварии или с БАС, у которого внутренняя речь сформирована, ай-трекер моментально возвращает возможность коммуникации. Небольшой курс наведения взгляда – и вы вернули себе возможность выражать свою волю, печатать взглядом, а значит, – с помощью преобразователя речи – говорить.

Кто это производит

Технику для трекинга, используемого в компьютерных играх или маркетинге, в мире производят множество фирм. Лечебные коммуникаторы – всего две, из которых русифицированы программы только у шведской «Tobii dynavox».

Стоимость самих приборов с русифицированными программами у официального дилера в России составляет 140-187 тысяч рублей. Нерусифицированные программы для ай-трекера (на самом начальном этапе контакта с оборудованием язык не важен) можно купить и на английском сайте, обойдётся это дешевле.

Можно ли получить ай-трекер за счёт государства?

Оборудование дорогое, импортное, настоящим выходом было бы получить ай-трекер за счёт государства. Для этого прибор необходимо вписать в ИПРА – индивидуальную программу реабилитации и адаптации.

Как это сделать, рассказывает Наталья Марьина, директор по проектам в РОО помощи детям с РАС «Контакт»: «Сразу скажу такого опыта, чтобы ай-трекер выдавали ребёнку, у меня, к сожалению, пока нет. На сегодняшний день ай-трекеры не вписаны в перечень ТСР, и работа с ними в России в любом случае будет считаться образовательным экспериментом. Но я понимаю механизм, по которому оформляются документы.

Ай-трекер – это прибор, участвующий в обучении. Значит, для вписания его в ИПРА комиссии ПМПК нужно предоставить заключение любого педагогического учреждения, что при работе с ай-трекером ребёнок демонстрирует положительную динамику. На сегодняшний день ай-трекеры уже используются в КРОЦ. Это могут быть также рекомендации Федерального ресурсного центра по аутизму.

Ай-трекер должен быть вписан в документы как «образовательная технология» и может быть рекомендован ребёнку с нарушением образовательных функций.

Сложность состоит в том, что ай-трекеры до сих пор используются не во всех учреждениях, работающих с безречевыми детьми. Соответственно, специалисты, у которых нет непосредственного опыта использования этого прибора, рекомендовать его не могут.

Теоретически в ситуации есть ещё один выход. Если на примете есть семья, у которой такой прибор уже есть, образовательная организация, может попытаться заключить договор о добровольном сотрудничестве на предоставление оборудования с владельцами ай-трекера. С ребёнком в этом случае оптимально было бы провести несколько сеансов и зафиксировать улучшение хотя бы одного параметра. Например, «улучшилась скорость ответа ребёнка на определённое задание или действие».

Мне кажется, что специалисты ПМПК должны прислушаться к такой рекомендации».

Кирилл целыми днями поёт

Деньги на ай-трекер для Кирилла Захарова наш портал собирал в начале лета. Потом закупали всю технику – сам трекер и подходящий к нему планшет, устанавливали программы, так что сам прибор появился в семье всего несколько дней назад. Но уже сейчас мама Кирилла Елена Эрастовна готова поделиться первыми впечатлениями.

– Пока мы в процессе учёбы. Без прибора Кирилл общался, печатая пальцем. Для него это очень тяжело, потому что спастика настолько сильная, что на написание одной фразы уходило полчаса. Плюс в это время он был совершенно несамостоятелен, потому что, когда пишет, он заваливается назад, его всё это время надо держать.

Печатать я учила его по специальной системе – сначала держала за запястье, потом за локоть, за плечо. Но когда кто-то другой контролирует руку, всё равно нет уверенности, что человек пишет сам, хотел он выбрать эту букву или соседнюю. В этом смысле ай-трекер – это, конечно, свобода общения.

Сначала мы пробовали использовать игровой трекер, но поняли, что для коммуникации он совершенно не подходит. Потом я узнала о дилере, который поставляет в Россию технику специальную.

За те дни, что прибор у нас, мы успели к нему немножко приспособиться, подобрали свой набор карточек (прибор позволяет не только печатать слова взглядом побуквенно, но и выбирать карточки из заранее подготовленного набора. Принцип выбора тот же – наведение взгляда – прим. ред.).

Здесь нет такого, что ты сел за планшет, и сразу начал общаться, нужно учиться. Даже я, здоровый человек, когда решила попробовать понабирать взглядом, очень быстро устала. С непривычки жутко болят глаза, и мозг кричит тебе, что ты делаешь что-то странное, ему несвойственное.

За прошедшие дни мы отредактировали карточки (в оригинальной программе они были по-английски, пришлось всё перепечатывать), составили Кириллу его индивидуальный набор, (в планшете, в отличие от готовых наборов картинок, он бесконечен).

У программы три режима – большие карточки, средние и набор букв. Учиться показывать глазами карточки проще – они крупнее. Ещё можно сделать свои карточки-фразы. Например, в теме «Семья едет на отдых» есть карточки «открой мне, пожалуйста, дверь машины», «достань мой чемодан». Это мы с папой тоже потихоньку разбираем пока, добавляем туда наши фотографии.

Когда появился прибор, Кирилл жутко волновался, когда в первый раз сели заниматься, он был совсем деревянный. Пока мы с ним занимаемся по часу по утрам или в первой половине дня, когда он не очень уставший. Спустя первые три дня у Кирилла получилось из букв набрать слово – и у него на лице был полный восторг! До фраз мы пока не дошли, так что пока ничего нового, незнакомого сын мне не сказал. Зато я вижу, какое у него настроение.

Кирилл умеет говорить только одно слово: «Мама». Но он вокализирует, и вот все дни, как у нас появился прибор, он поёт, не переставая. Это, конечно, какое-то чудо. Как будто ты не умел ходить – и вдруг тебе подарили машину. Ею ещё нужно учиться управлять, но ты уже потихоньку едешь. Это просто море новых возможностей!

Рисунки Оксаны Романовой

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version