Православный портал о благотворительности

Что спасет от одинокой тоскливой старости?

Игуменья Феофила (Лепешинская), автор книги о христианском отношении к старости, – о том, как не провалиться в немощь старения

– Думаю, верующий человек «провалиться» не может: даже если его посещает малодушие и он плачет, жалуется, то жалуется Спасителю. Он не оставит! – начала разговор мать Феофила.

– Но как не впасть в детство, а постараться накопить мудрость, чтобы хоть советом помочь внукам, если что…

– Хм. Что касается мудрости… как известно, во многой мудрости много печали. Не приведи Бог к ней стремиться, еще начнешь поучать ближних и не заметишь, как скатишься в маразм. Мудростью отличались старцы, сегодня их совсем мало; нажить мудрость – значит стяжать чистоту сердца, но «сие не от нас, Божий дар, не от дел, чтоб никто не хвалился» (Еф. 2, 4 – 9).  

– Добрая старость с христианской точки зрения – это когда что? Как вера влияет на состояние души в старости?

–  Добрая старость – это душевный мир, внутренний ненарушимый покой, который Господь дает смиренным. Разумеется, влияние веры велико. Вера влияет на все. Все мы призваны достигать высшей степени веры – абсолютного доверия Богу. В этом смысле старые не особенно отличаются от молодых.  

Следует просто согласиться с некоторыми особенностями известного возраста и принять новый устав собственного бытия. Важно приноравливаться, а не протестовать да хорохориться, не уклоняться от ответственности.

Из книги «Рифмуется с радостью»:

– В старости есть своя свобода. С утратой телесной свободы даруется иная: независимость, самостоятельность мышления. Даже «белой вороной» выглядеть не страшно. Если в подростковом возрасте важно быть как все (члены «своей стаи»), то в возрасте личностное превалирует. Много приятного в старости, если научишься нести тяготы возраста со спокойным достоинством – со смирением.

Игумения Феофила Лепешинская

Настоятельница Богородице-Рождественской девичьей пустыни в селе Барятино. Автор книг «Дерзай, дщерь!», «Рифмуется с радостью» и «Плач третьей птицы». Окончила факультет журналистики Московского государственного университета. Работала в различных изданиях, а с 1982 года – в Издательстве Московской Патриархии. В 1990 году поступила в Шамординский монастырь, в 1991-м пострижена в иночество. С 1995-го – игуменья Богородично-Рождественской девичьей пустыни.

Стареет ли душа?

Коллаж. Что спасет от одинокой тоскливой старости

– Многие страшатся в старости и физических болезней, но едва ли не больше – душевной немощи, ведь и ум слабеет, и воля, и, как говорят геронтологи, эмпатия, а повышается обидчивость, подозрительность. Так недолго и до слабоумия.

Старость включена в проект Создателя, значит, она не может быть просто тягостным придатком предыдущей жизни, но имеет свою цель, свое значение и уж тем более не должна обернуться пыткой, злом, мукой для человека.

Болезни и немощи почти всех одолевают, но по-разному, в зависимости от нашего к ним отношения. Старость мало кому нравится, кто-то предпочел бы уйти пораньше, на своих ногах и в здравом уме, но «дни нашей жизни сочтены не нами» (Шекспир); удивляться здесь нечему и роптать бесполезно.

А болезнь терпеливых, а иногда и нетерпеливых смиряет. Примеры… ну вот старушка-монахиня у нас уже ничего не может выговорить на исповеди, но плачет, плачет – разве не покаяние!

Что же касается деменции, то и болезнь Паркинсона, и деменция и другие неблагообразные недуги посещают и христиан высокой духовной жизни. Например, преподобную Синклитикию (IV в.) на 80-м году жизни постигла ужасная хворь, от которой все тело гноило, издавая зловоние; святая отказывалась от лечения, считая терпение мук борьбой с врагом. Лично знаю троих высокодуховных людей, пораженных деменцией, двое еще живы.

Но некоторые ревностные подвижники даже просят Бога о болезни, чтобы пострадать из любви к Нему. Впрочем, житийный канон обычно опускает неблаговидное, если оно не связано с особым подвигом, как у преподобной Синклитикии.

К сожалению, много, много людей, которые как раз не задумываются о том, что может ждать их в старости. Они всю жизнь с детства проводят в жалобах и претензиях, всегда недовольны, вечно чего-то требуют, при этом не замечают своего состояния. Даже придя в Церковь, они не ставили цели меняться – «каким в колыбельку, таким и в могилку», говорил Достоевский. Их не заинтересовало понятие перемены ума, метанойя, о котором толкуют христианские мыслители.

Да, запущенный эгоизм с возрастом крепчает, поскольку ослабевает самоконтроль, помогающий скрывать негативные черты личности. А уж если пришли болезни, человек настолько погружается в них, что они заменяют ему всю жизнь, он и говорит только о болезни, лекарствах и врачах. Потому что другой жизни у него просто нет, к сожалению.

Так что о том, какой будет твоя старость, каков ты будешь в ней, лучше задуматься не в 80+, а значительно, значительно раньше. Человек, который верует не по букве, а с опытом работы над собой, с опытом молитвы, понимания, что такое смирение, в старости становится внимательнее, бережней, великодушнее к слабостям других, а в своей старости ему видна ее целесообразность.

А умение мыслить, как и прочие способности, нуждается в тренинге: необходимо заставлять мозг работать, решать задачи, тре­бующие умственного усилия, инициативы и ответственности.

Статистика показывает, что в столице, против ожиданий, много долгожителей, и объясняет это интенсивностью бытия, ежедневным напряжением, душевным и телесным, которое мобилизует ресурсы организма.

Из книги «Рифмуется с радостью»:

– Раздражительность, скупость, вредность, так часто встречающиеся в старости, – это свойства характера, а не старости. Крывшиеся всю жизнь в подсознании, они вышли наружу и показались во всей неприглядности. На свет Божий является тот, кем он в глубине души был всегда: со страстями жадности, злобности, зависти, лени. В самопоглощенном эгоизме люди способны довести близких до эмоционального истощения, поминутно требуя внимания и помощи, а вместо благодарности проявляя подозрительность и недовольство.

Но при всем том Господь всегда на нашей стороне, Он близко, Он слышит наши стенания, когда нам скорбно, плохо. Но Он заботится о спасении нашей души, а не о «вечной молодости» тела, поэтому хорошо бы взять в голову мысль об искуплении грехов и потерпеть, желательно с благодарностью.

Ни в коем случае нельзя признавать себя развалиной!

Из книги «Рифмуется с радостью»:

Наука придает важное значение мнениям человека о своих возможностях и способностях; то есть если с неотвратимостью ожидать одряхления, склероза, притупления эмоций, атрофии ума, то есть маразма, можно не сомневаться, что все сбудется; это называется «выученная беспомощность».

Наоборот, нужно мобилизоваться и противостоять пагубным стереотипам.

Проваливаться в воспоминания, проводить дни, перечитывая пожелтевшие письма и рассматривая выцветшие фотографии, означает капитулировать, удалиться от реальности в прошлое, с целью утвердиться в собственных глазах, мол, «были когда-то и мы рысаками»; впрочем, изредка позволительно утешиться прежними победами как поощрением, сладостной наградой: говорят, при гипертонии полезно обратиться к периоду, когда переживал счастье, успех, триумф, –  но ненадолго, без тоскливого ущерба для действительности.

Ведь сожалеть и плакать, в сущности, не о чем: детство, юность, прекрасные годы никуда же не деваются, не проваливаются в Лету; всё, что с нами происходило, что впечатляло, радовало, тревожило, вошло в нас, слилось с душой и сердцем, в сущности сформировало наше «я».

И этот процесс постоянен, стабилен, он не завершается, даже, как верят христиане, продолжается с прекращением земной жизни.

Священное Писание недвусмысленно считает долголетие воздаянием за добродетель; и за всякий дар надо благодарить, всякий дар нужно с ответственностью хранить и приумножать, радуясь предоставленной возможности в чем-то еще покаяться, что-то еще увидеть, понять и исправить.

В Мичиганском университете провели интересный эксперимент

Трем возрастным группам – молодым (от 25 до 40), зрелым (до 60) и пожилым предложили тесты с вариантами преодоления разных конфликтов; старики выбрали мягкие, компромиссные, здравые решения. Американцы сделали вывод о мудрости, которая обязательно приходит с возрастом; однако уместнее, по-видимому, считать причиной естественное смирение старости.

Что надо успеть сделать в старости

– Многие пожилые говорят, что в старости и хотел бы что-то делать, а сил нет. Одно слово, возраст «дожития». Как наполнить время пожилому человеку?

– Понять, что годы даны вам как драгоценный шанс: отошли в прошлое суетные заботы, сил нет на огород, дальние поездки, приготовление вкусных, но сложных блюд, сведено до минимума общение с людьми; пора обратиться к смыслу бытия и уразуметь Истину.

Из книги «Рифмуется с радостью»:

– Наступает час решающего выбора: копить и оплакивать обиды, сожалея о несбывшемся, проклинать молодых, бунтовать против возраста и от страха замуровывать себя в скорлупу безнадежности – или и этот крест нести с достоинством, борясь с безнадежием, каждую новую боль принимая как повод для благодушного, как говорили прежде, терпения, т. е. терпения без стенаний и ропота, и радоваться избавлению от мiра, от потопления в повседневности, когда наконец можешь, не отвлекаемый пустяками, лучше понять себя и сосредоточиться на главном.

– Как не начать унывать в старости, особенно если человек остался один или родные нечасто его посещают?

Да, это многим знакомо. Но важно помнить, уныние рождается из эгоизма, и мы ропщем и жалуемся, забывая о всем добром в своей жизни и о благодарности Богу.

Психологи в этих случаях применяют термины «невроз», «стрессовое состояние» и даже «катастрофичность мышления»; доказано, что злоупотребляющие подобными настроениями в два раза чаще подвергаются старческому маразму!

Христианину надо вспомнить, что вредно постоянно жалеть себя, поддаваться печальным думам, мрачным идеям и горестным фантазиям; все это такой же яд, как никотин, например.

На каждом этапе жизни «душа меняет оболочку» не без боли и томления, приходится напрягаться, расти и тянуться к лучшему; так наживается опыт, вырабатывается навык справляться со «стрессами» и разного рода конфликтами. В противном случае старость надвинется, как ад, психика может не выдержать.

Если подступают безотрадные, тоскливые мысли, сразу же надо обращаться к Богу, Богородице, просить о помощи и верить – вас не оставят. Ведь то, что человек одинок – это иллюзия. Господь всегда близко, всегда нас ждет.

Из книги «Рифмуется с радостью»:

– Старость хороший учитель. В большинстве случаев сердце смягчается, начинаешь лучше понимать других, так что иногда эгоизм уменьшается пропорционально умножению болячек, а когда уменьшается эгоизм, открываются глаза на мир и на людей; собственные диагнозы пробуждают братское сострадание к обладателям тех же диагнозов, бессилие располагает к другим бессильным, инвалиды становятся отзывчивы к потребностям других инвалидов. И уж конечно, боль близкого хоть в малой степени пробивает броню холодного равнодушия, отгораживающую благополучного человека от всех людей и, главное, от Бога.

Старость диктует сбавить обороты, воздерживаться от спешки, беречь силы, урезать эмоции в спорах о проблемах глобального масштаба: мир все равно не изменить. Нужно свернуть в сторонку от сумасшедшего темпа, исполняя совет Христов: «пойдите в пустынное место и отдохните» (Мк. 6, 31).

– У нас в храмах немало пожилых и стареньких, а вот с лавочками по-прежнему беда – ваша точка зрения?

– Нужны лавочки. В монастырях обязательно стоят скамейки или стасидии, хорошо бы и в приходских храмах позаботились о стариках.

Коллажи Оксаны Романовой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version