Предоставлено сайтом для священнослужителей «Пастырь».
Кто-то из священников стремится ежедневно служить Литургию, кто-то окормляет зависимых, бездомных, кто-то вкладывает силы в продолжительную исповедь, тратит всё своё время на общение с прихожанами, кто-то вовлечён в научную или преподавательскую деятельность и т. д.
Есть ли в этом перечне что-то определяющее, на что должен направить свои силы священник, остерегаясь распылённости?
«Каждый пусть служит своим даром»
Архиепископ Амвросий (Ермаков), Сергиев Посад:
– В первую очередь, конечно, — это молитва. Время, которое священник уделяет молитве, — это время приобретения, а не потери. Время приобретения для всего остального.
В остальном — однозначного ответа быть не может. Каждый должен служить своим даром.
У кого-то получается преподавать, он педагог от Бога — замечательно, пусть он будет, как говорили до революции, законоучителем и занимается образовательной деятельностью.
У кого-то настолько сердце милующее, что он сам тянется помогать нуждающимся — пусть занимается социальным служением. Кто-то прекрасный музыкант — пусть занимается музыкальной деятельностью. Если батюшка в прошлом спортсмен, и потом организовал где-то в селе детскую спортивную секцию и так привлёк к Церкви детей — замечательно!
У каждого человека свой дар, и именно через этот дар священники должны привлекать людей к главному – к Евхаристии, к Пиру веры.
А что думает Бог?
Протоиерей Олег Безруких, Задонск:
– Многое зависит и от тех обстоятельств, в которых священник оказался: важно увидеть – а что требуется от меня именно здесь и сейчас?
Но даже тогда, когда задача понятна, нужно, прежде всего, искать ответа Бога: в чем цель промысла Божия в данной ситуации, угодно ли Богу принятое решение? Если оно угодно Богу, то попросить Его благословить нас и укрепить на выполнение дела.
«Когда предлежит тебе какое дело… само по себе хорошее, не склоняй тотчас воли своей к нему и не вожделевай его, если прежде не вознесешься умом своим к Богу… И когда так сложишься в мыслях, что самой волей Божией будет определяться склонение воли твоей: тогда вожделевай его и совершай…» (Св. Никодим Святогорец).
Задача номер один для всей Церкви
Митрополит Евгений (Решетников), Таллин:
– Надо смотреть на каждого священника индивидуально. Если на приходе несколько священников — можно распределить обязанности согласно дару каждого, но если это один священник — он должен заниматься всем.
Но, наверное, самое основное сейчас — обратить внимание на молодёжь.
Это задача номер один для всей Церкви. И в первую очередь, надо обратить внимание на ту молодёжь, которая вне Церкви: в светских учебных заведениях, в местах лишения свободы, просто на улице.
Я бы сказал, что это глобальная проблема, которая стоит перед всеми нами: перед каждым священником, перед каждым епископом, перед каждой духовной школой — абсолютно перед всеми без исключений. Молодёжь — это будущее нашего государства и нашей Церкви.
Делиться счастьем
Епископ Антоний (Азизов), Ахтубинск:
– Я думаю, что главное — это служение Божественной Литургии.
Если Литургию воспринимать не только как богослужение, но и как внимание к человеку, привлечение человека, созидание Церкви, — это и есть главное предназначение священнослужителя.
И каждый раз, когда ты совершаешь Божественную Литургию, ты горишь очистительным огнём. И в этом огне Божественной Любви всё попаляется. Поэтому пастырь, при всей своей немощи, совершая Божественную Литургию с любовью, не тяготясь, выходит после Литургии, как будто заново рождённый.
У мирян такой возможности, наверное, нет. Они тоже горят, принимая в Причастии Божественный Огонь, но нет этой полноты. В Ана́форе на Литургии свт. Василия Великого есть слова, когда священник благодарит Бога за эту возможность лицезреть полноту Божественной Литургии.
И вот этим счастьем и надо всегда желать делиться с окружающими. В этом предназначение пастыря: делиться счастьем переживания Бога.
«Утешайте народ Божий»
Протоиерей Евгений Попиченко, Екатеринбург:
– У апостола Павла в Послании к Коринфянам есть такие слова: если у тебя талант апостольский или говорения на язы́ках, или истолкования язы́ков, или дар пророческий, или учительский, – служи Богу тем даром, который у тебя есть.
И дальше апостол продолжает: «Ревнуйте о дарованиях больших». Но. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий». (1 Кор. 12:31 — 13:1)
Ревнуйте о дарованиях бо́льших. Мы помним слова Серафима Саровского: стяжание благодати Духа Святого есть цель жизни христианской; а всё остальное — средства: и правило, и пост, и дела милосердия.
И потому важно найти для себя то делание, которое приносит максимальную пользу духовную, приносит дары Благодати Божией; почувствовать то, к чему призывает Господь.
Служение Литургии для пастыря — конечно, должно быть сердцевиной.
Любить богослужение, не откладывать его, не убегать от него, не формализировать его. Научиться любить молитву. Священник, который не любит молиться — он не туда попал. Молитва даёт жизнь, даёт силы, энергию нести своё служение.
А еще священник — проводник, приобретая или стя́жая Благодать Божию, он должен делиться.
Поэтому второе главное дело для священника – служение людям, пастырство. Как говорил пророк Исаия: «Утешайте, утешайте народ Божий». Священник — утешитель народа. Это помощь людям в нахождении пути ко Христу, в Церковь.
Мне кажется, это основные две вещи, которые необходимо в своей жизни найти: научится любить быть с Богом, и научиться любить и быть с людьми.
«Опасно браться за все виды помощи одновременно»
Митрополит Лонгин (Корчагин), Саратов:
– Священник — это, прежде всего, совершитель богослужений и таинств, человек, который проповедует людям слово Божие.
Поэтому на первое место я бы поставил как можно более частое совершение Литургии.
Что касается исповеди, — я убежден, что в ходе исповеди происходит самое глубокое и самое плодотворное общение священника и прихожан.
В остальном священники — люди очень разные. У всех разные дарования и способности. Поэтому кто-то может окормлять бездомных — и если у него получается, моя задача как архиерея ему в этом помочь. Лекции, проповеди, научная, преподавательская деятельность — это все зависит от того, насколько священник к этому способен.
Только не надо хвататься за много разных вещей: человек, который занимается всем сразу, как правило, неглубок в своей деятельности.
Лучше как-то ограничивать себя, и, кроме обязательных богослужения, исповеди, проповеди, нужно брать себе одно — максимум два направления работы.
«Горе священнику, который собирает себе богатство или ищет власти»
Протоиерей Владимир Воробьев, Москва:
– Священник несет в себе образ Христа. Поэтому служение священника есть служение Христово. А служение Христа было служением священника, царя и пророка-пастыря.
Во-первых, это служение посредническое, связующее человека и Бога, небо и землю. В отличие от ветхозаветных священнослужителей, приносивших Богу жертвы, Христос, чтобы соединить человека и Бога, Сам принес Себя в Жертву.
И священник, как образ Христа, в своем служении тоже становится жертвой, он, как Христос, приносит в жертву себя.
Каждый священник должен быть, прежде всего, священнослужителем — совершителем Таинств. Через него подается благодать Святого Духа для этого мира. Даже Христос крестился в Иордане не Сам, а был крещен Иоанном Предтечей.
Так и нам нужен священник для совершения Таинств, через которые человеку посылается благодать Божия, и он входит в таинственное общение с Творцом.
Во-вторых, служение священника есть служение царское. Подобно Христу, Который вел народ, священник является вождем своей паствы. Конечно, вождем в жизни духовной, а не общественно-политической. Священник должен вести народ к Богу, к добру, как власть имущий.
В-третьих, служение священника есть служение пророческое. Это служение проповеди, свидетельство Истины. И здесь священник тоже уподобляется Христу — он должен являть любовь, заботу, но и обличать, научать.
Все служения священника важны, и выделять что-то одно было бы, на мой взгляд, неправильным. Но я еще раз подчеркнул бы жертвенность священнического служения. Это, если хотите, неизбежная закономерность нормального священнического служения.
Это может произойти явным образом — во времена гонений на Церковь, или просто в повседневной жизни, когда священник всего себя отдает людям. Это закон жизни. Мир так устроен, что без жертвы ничто доброе не совершается.
Священник обязан это понимать и не должен бояться смерти. Он должен быть готовым пожертвовать собой, потому что он носит в себе образ Христа.
И горе священнику, если он забудет о том, что служит Богу и начнет собирать себе богатство или искать власти. Тогда напрасно он воспринял дар священства. Дар, конечно, трудный и ко многому обязывающий, но в то же время — приносящий столько радости и утешения, столько любви Божией и людской, что настоящий священник никогда не пожалеет о выборе своего пути.
В Русской Церкви есть выразительный обычай: когда совершается рукоположение в священный сан, то у рукополагаемого епископ снимает обручальное кольцо и кладет на престол — в знак того, что отныне он уже принадлежит Богу, и даже его семья отходит на второй план.
«Силы для служения людям дает Литургия»
Епископ Пантелеимон (Шатов), Москва:
– Я думаю, главное, что должен делать священник — это, конечно же, служение Литургии и, конечно же, пастырская работа с людьми.
Если священник не готов заниматься пастырской работой, то ему, наверное, лучше стать монахом, уйти в затвор и там служить Литургию.
Но если он священник, он должен быть пастырем. Священников мы называем пастырями. Быть пастырем, не отдавая этому всё своё свободное время, нельзя.
Конечно, силы для этого служения даёт именно Литургия. И занимаясь пастырством, священник обязательно должен привлечь людей к участию в Литургии, объяснить её смысл. Это главное, на чём священник должен акцентировать свои усилия.
Предоставлено сайтом для священнослужителей «Пастырь».