Православный портал о благотворительности

Что приятного в посте?

Более сосредоточенная и покаянная духовная жизнь может сопровождаться какими-то испытаниями, искушениями, требующими от человека определенной на них реакции. Как правило, это происходит тогда, когда душа созрела для того, чтобы увидеть себя «по правде». Ведь в трудностях яснее видна весьма, увы, невысокая степень нашей веры, живее может стать молитва, честнее, простодушнее покаяние

Наступает последняя предрождественская седмица поста. Многие христиане стараются провести ее с особенной строгостью, иногда даже уподобляя Страстной седмице перед Пасхой. В качестве моральной поддержки таким сугубым постникам публикуем рассуждение клирика храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерея Александра ЛАВРИНА о том, почему пост считается радостным временем в жизни и как относиться к т.н. постным искушениям:

– В понедельник первой недели Великого поста на вечерней службе в одной из стихир поется: «Постимся постом приятным…». Пост подобен обратной перспективе в иконах, которая являет то, что в повседневной жизни невидно физическим зрением. С одной стороны, пост – время ограничений, дополнительного напряжения, с другой – духовная отрада для верующих.

Постом человек старается отложить в сторону то, что мешает его общению с Богом и ближним. Начинаем с самого простого – ограничения в пище. Если позволяет здоровье, полностью отлагаем пищу животного происхождения. Подобным внешним воздержанием пытаемся ослабить давление телесных желаний, подчинить их духу. Первый шаг, но очень важный, ибо верный в малом и во многом будет верен (Мф.25, 21). В той же стихире поется: «пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (обвинения), лжи и клятвопреступления, – сих оскудение (оставление всего этого) пост истинный есть и благоприятный». Вот что главное – мы пытаемся следить за своими желаниями, чувствами, хранить зрение, слух, осторожны в словах.

Но, начиная внимательно следить за своей внутренней жизнью, человек может ясно увидеть, насколько душа его далека от Бога. Например, даже попытка увеличить количество молитв часто бывает неподъемным грузом. Оказывается, общение с Богом требует серьезного внутреннего преодоления. Именно постом человек, как никогда, может осознать, что в основе его стремлений лежат не духовные утехи, а привычное желание плотских услаждений. И тогда вслед за апостолом искренне воскликнуть: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». (Рим.7, 15, 22-23, 18). Пост может очень ясно показать человеку реальность падшести его души, невозможность ее обновления своими силами. Поэтому пост – время наиболее глубокого покаяния, которое и лежит в основе утверждения о посте, как о радостной возможности.

Пока мы думаем, что своими силами можем глубоко молиться, отложить страсти, прощать, любить и не лукавить, нам всегда будет казаться, что Бог зорко следит за всем этим и наказывает нас разными болезнями и житейскими лишениями за каждое нарушение Его заповедей или Церковного устава.

Но «закон духовен»,- пишет апостол Павел, – «а я плотян, продан греху» (Рим.7, 14). И Сам Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5). И только «закон духа во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим.8, 2). Не может сам человек жить праведно. Но чтобы это увидеть, необходимо попробовать евангельскую, т.е. Христову, жизнь исполнить. Т.к. «Только исполнение Христовых заповедей приводит человека к познанию своей немощи»,- говорит преподобный Симеон Новый Богослов, называя «немощами» человеческую страстность.

Это познание и приводит человека к искреннему покаянию, без которого любая молитва превращается в своеобразный «благочестивый шум». Как раз покаянием человеческая душа и открывается Богу. Здесь точка встречи: «жертва Богу – дух сокрушен» (Пс.50,19). На стихи Апокалипсиса «Вот стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…» (Откр, .3, 21), философ Владимир Лосский дал такой комментарий: «Господь стоит как нищий у дверей души и ждет подаяния нашего покаяния». Добавим: не Себя ради, а нас.

Покаянием душа человеческая, замкнутая на себе, открывает Богу вход (насильно, помимо нашей воли, Господь в нее не войдет). То есть покаяние – возможность встать в полный рост, увидеть себя такими, какими мы можем стать, должны стать, войдя «в меру полного возраста Христова» (Еф.4, 13). То есть, испытывая совесть, мы сравниваем свою жизнь, ни много ни мало, с жизнью Самого Христа, с Ним Самим.


Своим простодушным «прости, Господи», человек как бы открывает место для благодатной жизни, и действительно, силой Божией может реально меняться. Но при этом он уже не будет гордиться своими достижениями, т.к. знает, что это не его заслуга, а дар Господень, Его милость.

Столкнувшись с ней, человек также не будет смотреть на Бога, как на «ревнителя и отмстителя» за грехи, а благодарно захочет искать личных сердечных отношений с Ним. Это же знакомство с Божией милостью побуждает человека и к более внимательному, снисходительному и терпеливому отношению к окружающим – таким же грешникам, и, следовательно, так же нуждающихся от Бога и ближнего в милости и снисхождении. Поэтому результатом поста бывает желание сердечного примирения с людьми, которым мы досадили или от которых сами потерпели.

Отсюда и радость поста – радость освобождения от фарисейских иллюзий своей праведности, радость обретения душой потерянного Бога, время встречи с Ним и время встречи с человеком. Настоящая возможность увидеть в окружающих людях образ Божий. Отсюда и отрада, и обновление души, или, может, даже лучше сказать – ее оживание.

Более сосредоточенная и покаянная духовная жизнь может сопровождаться какими-то испытаниями, искушениями, т.е. разного рода неожиданностями, требующими от человека определенной на них реакции. Зачем? Как правило, это происходит тогда, когда душа созрела для того, чтобы увидеть себя «по правде». Ведь в трудностях яснее видна весьма, увы, невысокая степень нашей веры, живее может стать молитва, честнее, простодушнее покаяние.

Потому подвижники и благодарили Господа за разные жизненные трудности, что они открывали им самим стороны души, требующие духовного исцеления. Поэтому же и мы, христиане, принципиально все-таки не боимся каких-то болезней, проблем, искушений. Наоборот, в них и душа истончается, и опыт драгоценный приобретается. Мы ставим акцент не на сложностях разных ситуаций, а на том, чтобы в них внутренне Бога не потерять. Ибо с Ним преодолимы любые ситуации, т.к.: «Все могу в укрепляющем меня Христе» (Флп.4,13).

Часто не бояться их у нас не получается, но и это не фатально. В христианской духовной жизни нет тупиков! Просто тогда эти страхи становятся для нас предметом покаяния. В них мы каемся как в грехе малодушия и маловерия, ибо в какую меру боимся, в ту меру Богу и не доверяем.

Определенные трудности и неожиданности в жизни всегда возникают. Однако какие-то очень серьезные постом могут быть и не быть. Само по себе их отсутствие не говорит о том, «правильно» или «неправильно» человек постился. В вопросе о «правильности» проведения поста человеку нужно руководствоваться не наличием-отсутствием искушений, а совестью. Любое покаяние является живым и действенным только тогда, когда мы взыскиваем совесть и переживаем ее обличения, отлагая в сторону привычные, в таких случаях, самооправдания.

Так что не стоит ни бояться каких-либо искушений, ни беспокоиться из-за их отсутствия.

См. также:
Как преодолеть страх потери близких людей?
Как научиться прощать?
Не терпеть, а любить
Грех ли любить заключенного?

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version