Чарли (Том Круз) – бессердечный молодой пройдоха. Отец-миллионер не оставил ему в наследство ничего, кроме старого кабриолета 1949 года выпуска. Все свое состояние он завещал его старшему брату Рэймонду (Дастин Хоффман), о существовании которого Чарли и не подозревал.
В надежде заполучить хотя бы половину состояния, Чарли похищает брата из психиатрической больницы. Рэймонд – человек с ментальной инвалидностью, что безумно раздражает Чарли, но, как ему кажется, облегчает поставленную задачу.
Психиатр Дарольд Трефферт (1933–2020), эксперт по аутизму, работал над «Человеком дождя» в качестве консультанта. Он считал, что никакие усилия общественности не смогли бы привлечь столько внимания, «высветить» эту тему так, как сделал этот фильм.
Благодаря «Человеку дождя» даже увеличилось финансирование медицинских исследований, посвященных аутизму. Это был настоящий прорыв.
История создания: похищение было на самом деле
Когда Барри Морроу начал работать над сценарием, он почти ничего не слышал об аутизме. Но у Морроу был друг, которого звали Билл Сактер, – человек с ментальной инвалидностью. И однажды Барри пришлось похитить Билла, чтобы его не отправили обратно в психиатрическую лечебницу. «Вот откуда у меня возникла идея похищения Рэймонда Бэббита».
Билла поместили в психиатрическую больницу семилетним ребенком, и с тех пор он никогда больше не видел свою семью. Спустя 44 года ему позволили жить в приюте и подрабатывать.
Барри увидел необычного человека на рождественской вечеринке в клубе, где Билл работал посудомойщиком, и со временем они подружились. Барри водил Билла по городу, в музеи, помог сделать зубные протезы.
Однажды Билла госпитализировали, и, так как у него не было родных, именно Барри поручили сказать ему, что придется срочно ампутировать ногу и вернуться обратно в психиатрическую клинику.
Барри просто не смог это сделать. Вместо этого он подал прошение, чтобы стать законным опекуном Билла, а получив разрешение, увез друга в другой город, нашел деньги и врачей, которые спасли ногу. Билл полностью выздоровел, стал владельцем кофейни.
Несмотря на все ужасы, которые ему пришлось пережить, он любил жизнь, обожал людей, играл на губной гармошке, варил кофе и постоянно всем улыбался.
В 1980 году Морроу снял телевизионный фильм, основанный на истории жизни Билла. Фильм получил два «Золотых глобуса» и сильно повлиял на отношение к людям с ментальной инвалидностью. Билл проснулся знаменитым и стал активистом по защите прав людей с инвалидностью. Президент Джимми Картер даже встретился с ним в Белом доме.
Ким Пик мог одновременно читать две страницы: левую левым глазом, правую – правым
Другой прототип главного героя – человек с аутизмом и феноменальной памятью по имени Ким Пик. Он мог пересказать содержание не менее 9000 книг, не пропустив ни слова, мог одновременно читать две страницы: левую левым, правую правым глазом.
Но он был абсолютно не приспособлен к жизни, его психическая особенность повлияла на его внешность, координацию, ему нужна была помощь, чтобы одеться, почистить зубы. Ким жил благодаря преданности своего отца. Отец организовывал выступления сына в университетах, социальных учреждениях, на которых Ким демонстрировал свои необыкновенные способности.
И не брал плату за выступления.
Рэймонд: вы изображаете человека или помидор?
Из этой «гремучей смеси» родился персонаж Дастина Хоффмана. Рэймонд не смотрит в глаза, не терпит прикосновений, не поддерживает разговор, ему все равно, что о нем думают. Он замкнут в мире навязчивых ритуалов.
В фильме впервые так подробно и откровенно показана жизнь человека с ментальными особенностями.
Готовясь к роли, Хоффман провел год, исследуя аутичных людей. Морроу вспоминал, как Хоффман встретился с Кимом – он ходил за ним по пятам, пытаясь повторять мимику и жесты, как будто «примерял» этого персонажа на себя, как пальто.
Спустя 30 лет актера упрекают в излишней техничности, многих раздражает его ноющая, однообразная интонация. Хоффман играет человека с аутизмом на одной ноте, так же, как он изображал роль помидора в другом фильме, «Тутси». Кажется, что он больше любуется собой, своими актерскими возможностями и перегибает палку. Сам Хоффман спустя годы тоже говорил, что остался недоволен этой своей работой, не справился с задачей.
Как бы там ни было, он сыграл эту роль и получил за нее «Оскара».
Трансформация героя Тома Круза: от невежества и цинизма – к состраданию
С годами зрителям стал больше интересен не «странный» Рэймонд, а прагматичный Чарли. Именно с героем Круза, благодаря общению с необычным старшим братом, происходит трансформация личности: от полного невежества, цинизма и жестокости – к состраданию.
В начале фильма он одержим единственным желанием «восстановить справедливость». Ему плевать на малахольного Рэймонда, он всего лишь инструмент для достижения его цели.
Но Чарли способен меняться. Он волей-неволей начинает сострадать брату, и в конце мы верим, что он искренне привязался к нему и ему тяжело возвращать Рэймонда в больницу.
Кстати, возвращение героя в специальное учреждение, где он прожил долгие годы, сегодня тоже подвергают критике. Такой финал лишает надежды аутичных людей, показывая их неспособными вести самостоятельную жизнь и, следовательно, нуждающимися в уходе в психиатрических учреждениях.
Изначально в конце фильма братья должны были поселиться вместе и жить «долго и счастливо», но это было бы слишком «по-голливудски», решила съемочная группа и пересмотрела финал.
Лишь 1 из 10 человек с аутизмом способен заниматься наукой
Сегодня фильм подвергается критике и за то, что он рассказывает об очень специфической версии аутизма, создавая ложное впечатление, будто все люди с аутизмом сплошь гении математики, виртуозы и ученые с невероятной памятью.
В реальности все по-другому. Как говорил тот же Трефферт, «лишь 1 из 10 человек с аутизмом способен заниматься наукой, а те, кто обладает навыками, как у Рэймонда, вообще чрезвычайно редки».
Создателей фильма и Хоффмана, исполнившего главную роль, укоряют и в том, что они поверхностно, «гламурно» показали синдромы аутизма. В их воплощении человек с аутизмом выглядит смешно, временами горько, но в конечном счете очаровательно, а это, конечно же, искажает реальное положение вещей.
Кому нужна твоя правда жизни
Правдолюбцам, которые упрекают фильм в поверхностном, нежизненном изображении проблемы, можно предложить посмотреть французский документальный фильм «Ее зовут Сабина». Это очень страшный и правдивый рассказ французской актрисы Сандрин Боннер о ее родной сестре Сабине, живущей с аутизмом.
После «Человека дождя» смотреть на Сабину вам будет невыносимо. Да, это правда жизни, но нужна ли она, эта правда, сможете ли вы ее вынести?
Вот, Сабина, красивая молодая женщина, с непокорными вьющимися волосами, она улыбается, обнимая сестру, – нежные семейные съемки. Через пару лет ее почти невозможно узнать: коротко стриженная, располневшая, то заторможенная, то вдруг неожиданно агрессивная.
«Сабина, ты смотришь на небо? – Нет. А куда ты смотришь тогда? – На небо». У нее нет сил подняться, она лежит на траве, временами издавая громкие звуки, похожие то ли на стон, то ли на вой. Она пускает слюни, задает один и тот же вопрос сто раз, царапает себе лицо…
Несколько лет, проведенных в психиатрической клинике на тяжелых лекарствах, которые способны усыпить слона, не излечили ее. Вот она, правда жизни. И, в отличие от «Человека дождя», это абсолютно жизненная история.
Но, глядя на Сабину, становится почти физически больно, и, скорее всего, только люди, лично столкнувшиеся с этой проблемой, смогут досмотреть фильм до конца. А фильм «Человек дождя» посмотрели миллионы зрителей, и большинство наверняка изменили к лучшему свое отношение к людям с ментальной инвалидностью.
Кино про то, как почувствовать боль другого
Барри Морроу как-то сказал, что «Человек дождя» – кино не про болезнь и не про аутизм. Это история о двух разлученных братьях, об их «путешествии» друг к другу, об искуплении, о прощении, о том, чего люди могут достичь, просто заботясь друг о друге. Как один человек может изменить другого, вдохновить стать лучше, добрее.
И странно, что многие увидели недостаток как раз в том, что основная функция героя с аутизмом в этой истории – в том, чтобы люди рядом очнулись и начали чувствовать боль другого.
Возможно, все станет на свои места, если осознать, что «Человек дождя» – это не правда жизни, а произведение искусства, которое не обязано скрупулезно воспроизводить жизнь.
Действительно, трудно угодить всем. Проблема, очевидно, в том, что люди с РАС (расстройство аутистического спектра) очень сильно отличаются друг от друга, в том числе и тем, как их аутизм влияет на них.
Среди них есть те, кто могут жить нормальной жизнью, и им не требуется помощь врачей и окружающих. Но есть и другие, кто не может существовать без посторонней помощи, лекарств и страдает от тяжелых симптомов.
Какие бы претензии не предъявляли фильму сегодня, не стоит забывать: 30 лет назад сам факт, что Рэймонда, человека с ментальной инвалидностью, показали как человека с достоинством, который вызывает сначала симпатию, а потом огромное сочувствие, – уже был огромным шагом вперед.
Не отрезайте перья павлину
Индийская притча рассказывает, как, путешествуя по чужой стране, странник повстречал павлина, которого никогда раньше не видел. Потрясенный красотой птицы, он подумал – разве сможет такое причудливое существо выжить в этом мире? Не долго думая, он отрезал его длинные перья, чтобы исправить, как ему казалось, ошибку природы…
Именно так поступаем мы, когда пытаемся стереть, «вылечить» или, на худой конец, скрыть, приглушить существующие различия всеми доступными способами. На самом деле от нас требуется всего лишь расширить свое представление о том, что значит быть человеком.
Человеку с аутизмом необходимо, чтобы мир шагнул ей или ему навстречу.
Захочет ли мир это сделать – вопрос.