На прошлой неделе в Петербургском Доме милосердия прошел международный семинар, посвященный семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Воспитанники на фоне Дома милосердия (СПб)
Главным итогом первого дня работы стало решение участников семинара – представителей 13 регионов России – учредить Российскую ассоциацию профессионального семейного устройства детей. Это некоммерческое партнерство будет защищать права и интересы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также содействовать их семейному устройству. Ассоциация также планирует заниматься формированием общественного мнения, координацией действий всех служб, которые занимаются устройством детей, обмениваться опытом.
Новую Ассоциацию решили зарегистрировать в Санкт-Петербурге. Пока не определен ее точный адрес, связь можно держать с директором социально-реабилитационного центра «Дом милосердия» Владиславом Михайловичем Никитиным (тел./факс (812)321-80-78).
О проблемах законодательства в области семейного устройства в Санкт-Петербурге рассказала депутат Законодательного собрания Северной столицы Н.Л. Евдокимова. Закон о патронатной семье готовили здесь три года, приложив все силы и собрав пожелания у многих профессионалов детского семейного устройства. Однако губернатор Валентина Матвиенко посчитала, что этот промежуточный этап в судьбе ребенка излишен, и Закон не был подписан. Сегодня в Санкт-Петербурге 111 муниципальных образований, но организационных усилий для семейного устройства детей-сирот никто не прилагает — ни органы власти, ни органы опеки. Поэтому за четыре года в четырехмиллионном городе появилось всего 49 приемных семей…
Директор московского детского дома №19, работающего по системе патроната, М.Ф. Терновская убеждена, что успех будет только в том случае, если и с семьей, и с ребенком будут работать профессионалы. Что не способна сделать семья, должны восполнить специалисты. И все должно быть прописано юридически: за что отвечает семья, а за что служба сопровождения. Лишь в этом случае можно надеяться на то, что получится массовое и сохранное семейное устройство.
Опытом своей работы поделились французские специалисты – директор Фонда Гранше Кристьен Менье и социальный педагог семейного терапевтического центра Анн-Мари Сермо. Они рассказали, что во Франции до 1970 года многие приемные дети переходили из одной семьи в другую и нигде не находили себе места. Поэтому была создана Ассоциация приемных семей, которая объединила разных специалистов – психологов, педагогов – и выработала механизм помещения ребенка в семью. Когда-то приемных родителей называли во Франции кормильцами, затем – ассистентами дошкольного воспитания. Несколько месяцев назад их стали называть семейными ассистентами. Это примерно соответствует патронатной семье в России. Сегодня во Франции около 43 тысяч приемных семей. Однако есть необходимость еще примерно в тысяче таких семей. Сложность проблемы такова, что менее чем за 30 лет во Франции принят уже третий Закон о необходимости сопровождения приемных семей (в 1977, 1992 и 2005 годах).
Завершился первый день работы небольшой пресс-конференцией, участники которой попытались ответить на вопрос «Что (или кто) мешает детям, оставшимся без попечения родителей, обрести семью?»
Оказывается, мешает очень многое. Во многих регионах отсутствуют необходимое законодательство, механизм материального вознаграждения, специалисты в органах опеки и попечительства, поддержка СМИ. По последнему поводу участники семинара даже горько пошутили: дело сдвинется с мертвой точки в том случае, если государство обяжет все ТВ каналы во всех регионах начинать любой рекламный блок с ролика о помощи профессиональному семейному устройству детей.
Второй день работы семинара начался с рассказа протоиерея Александра Степанова о необычной истории Дома милосердия. В XVIII веке здесь располагалось представительство Ярославской епархии. В начале 1990-х годов здание легко возвратили Церкви, так как долгие годы в нем было производство ртутных приборов и считалось, что оно безнадежно загрязнено. С этим удалось справиться, и здесь расположилось братство Анастасии Узорешительницы, которое стало заниматься широким кругом проблем – реабилитацией наркозависимых, медицинским служением (сестричество Анастасии Узорешительницы), профилактикой правонарушений среди подростков и т.п.
Заместитель председателя Комитета по труду и социальной защите населения СПб С.П. Литвинов пообещал, что в ближайшем будущем в городе развернется широкая рекламная кампания, благодаря которой все узнают об этом направлении работы. Каждый желающий будет знать, куда обращаться и сможет получить помощь и поддержку в семейном устройстве детей.
Собравшиеся на семинар директора детских домов со всей России рассказали о том, какие формы семейного устройства работы существуют в их регионах, кто является субъектом договора о передаче ребенка в семью, какие выплаты получает семья, когда в регионе появился Закон о патронате, работали ли без него и какие проблемы существуют сегодня.
В большинстве регионов картина похожая. Почти везде существуют все три формы семейного устройства: усыновление, опека и приемная семья. В Самарской области приемные семьи существуют уже 10 лет, в течение которых было устроено 2700 детей. Но в основном – в сельскую местность. Главная проблема – нехватка кадров по сопровождению семьи, поэтому отследить реальное положение дел невозможно. 2000 детей-сирот здесь еще остаются без семей.
В Архангельской области имеется немало желающих взять детей на патронатное воспитание, так как там много безработных даже с высшим образованием (напомним, что патронатные родители зачисляются в штат детского дома и получают заработную плату). Есть проблемы с законодательством – неясно, к примеру, как оплачивать патронатному воспитателю больничный лист, как засчитывать стаж?
В Нижнем Новгороде зарегистрировано более 12 тысяч детей-сирот, в том числе 7,5 тысяч опекаемых и лишь 46 детей устроены в приемные семьи. Службы социальной защиты в лучшем случае не мешают, а помогать особенно не стремятся.
В Карелии основной формой является опекунство. Детей стараются отдать в семьи родственников или подобрать других опекунов, которым пытаются оказывать всяческую помощь.
Неплохой опыт приобрели в Пермской области, где эксперимент по патронатному воспитанию начался 7 лет назад. Здесь обучили 8 территорий области и даже соседний автономный округ Коми. Обязательно проводят психологическое тестирование, в результате которого нередко выявляется, что кандидатам в патронатные родители больше подходит ребенок другого пола или возраста. Основная проблема – отсутствие специалистов по сопровождению семьи и средств, чтобы объехать и проконтролировать все приемные семьи.
Калужская область четыре года сотрудничает со шведскими коллегами. Их опыт в социальной сфере очень богат. Потенциальных приемных родителей начинают готовить после анкетирования. Чаще всего ребенка желает взять женщина среднего возраста с высшим образованием, не имеющая детей или дети которой уже выросли, и она готова поделиться нерастраченными силами с другим ребенком. Когда выплаты были увеличены (до 5 МРОТ на обычного ребенка и до 10 МРОТ на инвалида), число желающих взять детей заметно увеличилось. В Центре доверия работает школа приемного родителя, программой которой пользуются с большим удовольствием. Созданные в области условия – редчайший случай гражданской ответственности губернатора, который заслужил аплодисменты участников семинара.
Организаторы семинара:
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия», Центр обучения и исследования проблем детского благосостояния «Наша семья», общественная организация «Врачи детям»
Наталья ВАСИЛЬЕВА