14 декабря в Москве завершился суд над Владимиром Гречушкиным и его женой Айриной-Софией Баской, которые в декабре прошлого года усыновили троих детей и двоих из них вскоре убили. Гречушкин приговорен к пожизненному заключению, Баская – к 16 годам. К сожалению, это не единичный случай жестокого обращения с приемными детьми. Можно ли предотвратить такие трагедии и если да, то как? Отвечает психолог детского дома № 19 Мария КАПИЛИНА
Необходима подготовка приемных родителей и дальнейшее сопровождение таких семей. Система же отбора приемных родителей должна быть не более жесткой, а более профессиональной.
Специалисты смогут на предварительном этапе выявить неуравновешенность человека, его скрытые негуманные мотивы. И, естественно, таким людям надо решительно отказывать в усыновлении. Только так можно минимизировать вероятность трагедий, преступлений. Органы опеки сделать это не могут. Но как ни чудовищен этот случай, тенденция видеть в каждом приемном родителе потенциального преступника настораживает.
По данным Всемирного банка, ежегодно около трех тысяч детей убивают родные родители. В мире много жестокости, зла, но считать это преступление характерным именно для приемной семьи несправедливо по отношению к тысячам людей, которые искренне хотят подарить сироте детство, дом, родительское тепло и заботу. И дарят – в большинстве приемных семей дети окружены теплом и заботой. Примерно в одной из ста таких семей совершаются преступления, и сразу общество начинает подозрительно относиться ко всем приемным семьям.
А сопровождение необходимо нормальным семьям, чтобы предотвратить срывы. Сопровождение – не защита ребенка от родителей, но профессиональная помощь семье, позволяющая вовремя выявить психологические проблемы ребенка, порекомендовать родителям специалистов по коррекции. Всем этим успешно занимался патронат, но после принятия Закона «Об опеке и попечительстве» он прекратил свое существование.
Затрудняюсь сказать, что будет с патронатом в России. Скорее всего, останется только название (брэнд), но понимать под патронатом будут другое – устройство детей, которых пока нельзя усыновить или взять под опеку (как это можно доказать, не знаю – закон в разработке), на срок от трех месяцев до года. Настоящий же патронат – устройство детей до 18 лет на любые сроки в зависимости от потребностей каждого ребенка и дальнейшая поддержка патронатных семей. Такого патроната в России больше нет. Что будет дальше, покажет время.
Записал Леонид ВИНОГРАДОВ